Восприятие отношений в психологии

Полное описание по теме: восприятие отношений в психологии с профессиональными комментариями и советами.

Восприятие отношений в психологии

Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной степенью ясности и реагировать на них одновременно. Из огромного количества воздействующих предметов с наибольшей отчетливостью и осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем. Узнавание может быть неспецифическим, когда человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или специфическим (это автомобиль моего брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза лягушки («детектор насекомых») сигнализирует о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного образа, поэтому в окружении неподвижных мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции. Это одно из важнейших свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Читайте так же:  Психология человека мужчины и женщины

Восприятие человека – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающего мира определенного объекта. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего – обобщенность восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия достигаются пониманием сущности предметов в процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории. Швейцарский психиатр Г. Роршах (1884–1928) показал, что даже бессмысленные чернильные пятна нормальными людьми всегда воспринимаются как что-то осмысленное (бабочки, собака, облака, озеро и т. п.). Только некоторые психически больные люди склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что. », «Вот посмотрите. », «Давайте представим. », «Решение уже вырисовывается. ».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так. », «Мне созвучно это. », «Я слышу, что вы говорите. », «Вот послушайте. » и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру. », «Я не могу ухватить мысль. », «Попробуйте ощутить. », «Это очень тяжело. », «Я чувствую, что. ».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление об окружающем мире. Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Восприятие отношений в психологии

ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

Читайте так же:  Умные мысли об отношениях мужчины и женщины

Восприятие — Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

восприятие — воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Современная энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ — способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Психология познавательных процессов

Познавательные психические процессы: общая характеристика.

Ощущения и восприятие: классификации и свойства.

Воображение: виды и формы проявления.

Внимание и его свойства, развитие внимания.

Мышление, его сущность, типы, виды.

Познавательные психические процессы: общая характеристика.

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения: классификации и свойства.

[1]

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.

Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.

Интероцептивный образ – это то внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.

Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.

Восприятие: виды и свойства.

Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, что позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).

Имеются большие индивидуальные различия и способности оценивать время. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.

Читайте так же:  Ревную мужа беременная

Свойства восприятия:

Ø Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Ø Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).

Ø Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Ø Осмысленностьвосприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Ø Избирательностьвосприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».

Восприятие отношений в психологии

Психология восприятия цвета — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер … Википедия

Психология восприятия запаха — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Психология восприятия запаха процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи. Процесс восприятия запаха человеком отличается очень… … Википедия

Психология восприятия пространства — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Восприятие пространства способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное… … Википедия

Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… … Википедия

Иллюзии восприятия в психологии

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями — называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с галлюцинациями, поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств. Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на рецепторы.

Зрительные иллюзии — психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

  1. Ложное восприятие величины предмета.
  2. Искажение формы предметов.
  3. Иллюзии геометрической перспективы.
  4. Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии — психология

Оптические иллюзии — обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы. Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека. По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенно важно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый — причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Ощущение и восприятие

Психология занимается изучением различных психических явлений, состояний и процессов. С рождением каждый из нас познает мир на всех его уровнях при помощи органов чувств. Мы вдыхаем, осматриваем, осязаем, пробуем, осознаем и т.д. Психологи подразделяют эти процессы на восприятие и ощущение.

Читайте так же:  Виды отношений психология

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяют пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Без них сознательная жизнь просто невозможна. Субъект просто погрузился бы в сонное состояние. К примеру, ощущение позволяет узнать теплый предмет или холодный, яркий или тусклый, тяжелый или легкий и т.д. Все наши ощущения сиюминутны. Мы активно реагируем на происходящее вокруг, в результате чего у нас двигаются глазные зрачки, сужаются сосуды и напрягаются мышцы. Этот чувственный опыт позволяет получать знания об окружающем мире.

Чем отличается ощущение от восприятия?

Восприятие завершает картину и формирует целостный образ. Оно позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. обрабатывает сумму ощущений и формирует результат. При этом восприятие включает информацию на основе прошлого опыта и даже представлений. Оно задействует мышление, внимание, память, моторную сферу, эмоции, особенности личности. К примеру, если мы держим в руке духи, смотрим на упаковку и вдыхаем аромат, целостное впечатление будет называться восприятием. В данном случае будут задействованы такие ощущения как зрение, обоняние и осязание.

Взаимосвязь ощущения и восприятия

В результате возникновения ощущения порождается какое-либо ощущение, например, яркость, сладость или громкость. Восприятие формирует в нашей голове полный образ, что состоит из пазлов ощущений. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта. Таким образом, отдельные воспринимаемые детали комбинируются в одно целое, что служит источником нашего опыта. Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме. Лечением подобных явлений занимаются невропатологи.

Каждое живое существо наделено способностью ощущать от рождения. Но восприятием обладают только некоторые животные и люди. Способность воспринимать совершенствуется с течением времени. Это помогает нам лучше понимать те или иные процессы, поэтому важно работать над своим развитием и улучшать восприятие.

Обусловленное восприятие в отношениях

У каждого человека есть свои понятия относительно того, в чем проявляется ухудшение отношений. Кого-то может беспокоить то, что все предыдущие выходные супруг предпочел провезти с друзьями, а кто-то на это практически никак не реагирует. Кого-то может обидеть то, что супруг проводит чересчур много времени на работе, а кто-то относится к этому с пониманием. Тревожные ожидания отвержения влияют на то, как человек воспринимает негативные социальные знаки, увеличивая вероятность восприятия отвержения и возникновения обиды. Можно утверждать, что такие индивидуальные характеристики человека, как низкая самооценка и склонность к болезненной привязанности к партнеру, создают обусловленное восприятие, увеличивающее вероятность возникновения обиды.

Люди, обладающие склонностью к тревожным ожиданиям от отношений с людьми, с большей вероятностью воспринимают равнодушное поведение партнера как намерение причинить обиду. И уже ложного восприятия этого намерения бывает достаточно, чтобы обида действительно произошла. Но равнодушное поведение партнера – это, в большинстве случаев, просто равнодушное поведение, и оно никак не связано с «желанием» обидеть.

Причина, по которой произошла обида, двойственная – во-первых, искаженное восприятие действительности привело к тому, что уже подозрения в желании обидеть человеку оказалось достаточно, чтобы обидеться, а, во-вторых, человек не обладает достаточной осознанностью, чтобы воспринять безразличное поведение партнера «как есть» и среагировать на него адекватно (например, просто обсудить свои чувства).

Обусловленность восприятия в межличностных отношениях объясняется такими личностными характеристиками как самооценка и характер привязанности в интимных отношениях. Люди с низкой самооценкой, как правило, сильно недооценивают то, насколько хорошо к ним относятся их партнеры. Таким людям нужно постоянно получать подтверждение того, что их любят и ценят, и если они этого в нужном количестве не получают – а это неизбежно случится, потому что рано или поздно партнеру надоест «доказывать» свою любовь (при этом он может искренне любить!) – возникает обида. На самом деле, настоящая любовь к себе – это фундамент здоровых интимных отношений.

Характер привязанности также воздействует на восприятие. Люди, склонные к болезненной, зависимой привязанности к партнеру, как правило, проще склоняются к отрицательной оценке своих отношений, и они чаще испытывают чувство обиды в таких отношениях. Отчасти это вызвано тем, что такие люди порой готовы пойти на любые меры, чтобы сохранить, закрепить отношения, или вообще создать их видимость.

При этом человек, идущий на такие меры, в большинстве случаев может не воспринимать очевидностей – такие отношения могут вообще «не работать», партнера такие отношения могут не устраивать, партнер может не ценить эти отношения так, как хотелось бы и т. п. Но из-за того, что восприятие так часто обусловлено склонностью к созданию болезненной привязанности, человек таких вещей попросту не видит. В результате «неожиданное» прекращение отношений вызывает обиду, потому что человек был готов пойти на что угодно, чтобы создать и сохранить эти отношения, но эти старания оказались «никому не нужными».

И низкая самооценка, и склонность к болезненной привязанности в отношениях подразумевают наличие чувства тревоги в отношениях. Если в романтических отношениях постоянным фоном является тревожное чувство, такие отношения чаще порождают конфликты, и эти конфликты при прочих равных условиях гораздо проще распаляются до ссоры. А люди, вовлеченные в подобные отношения, испытывают гораздо меньше удовлетворения от них и от близости с партнером, при этом воспринимая больше боли и сомнения относительно будущего таких отношений. Получается, что искаженное восприятие отношений не только ухудшает существующие отношения, но и создают угрозу будущим отношениям, поэтому если вас интересует построить здоровые интимные отношения, то очищение восприятия – это необходимый шаг.

Психология восприятия

Психология восприятия – точка опоры любой человеческой деятельности. Пропуская через себя впечатления от внешнего мира, оценивая их, homo устраняет опасности на своем пути и обеспечивает себе комфортное существование.

Искаженное восприятие действительности – источник многих недоразумений. В частности, это одна из основных причин одиночества человека . Поэтому проблема адекватного мировосприятия необычайно актуальна для каждого индивида.

Механизм психологии восприятия

Процесс, называемый восприятием, — это не просто совокупность ощущений. Это анализ сигналов действительности, улавливаемых органами чувств. Первым звеном в этой аналитической цепи являются нервные окончания, завершающим – мозг. Результаты целенаправленной сенсорно-мыслительной активности оформляются словесно.

Комплекс взаимосвязанных характеристик, помогающих опознать предмет, называется перцептивным, или чувственным, образом. Мы не можем спутать, к примеру, розу с тюльпаном. Представление о «царице цветов», имеющееся в нашем сознании, хранит ее аромат, цвет, форму бутонов, ощущения от прикосновения к шипам. В процессе восприятия все эти признаки складываются в один паззл. Так мы распознаем предметы и явления действительности.

Читайте так же:  Психология любви между женщинами

7 свойств психологии восприятия:

1. Целостность

Возникновение образа предмета происходит на основе взаимосвязи целого комплекса ощущений. Если какое-то из них не участвует в процесс восприятия, то происходит мысленная реконструкция поступившей информации до полного образа. Например, человек с заложенным носом все равно отличит розу от других цветов, хотя и не сможет непосредственно ощутить ее аромата.

2. Структурность

Всякий образ в нашем сознании относится к какой-то категории предметов с определенным наименованием. С обогащением опыта индивида растет и количество предметов, относящихся к известным ему категориям. Это позволяет узнавать предметы даже в случае, когда какие-либо их характеристики не воспринимаются органами чувств.

3. Предметность

При адекватном восприятии образ воспроизводится в нашем сознании, независимо от нашего к нему отношения. Нельзя, к примеру, оценить блюдо, полагаясь только на чувство голода.

4. Константность

Характеристики предметов – их цвет, размер, форма – при полноценном восприятии не меняются. Уголь, даже при свете дня, мы воспринимаем как черный, а мел, даже во мраке ночи, нам представляется белым.

5. Осмысленность

Процесс осмысления образов – неотъемлемая часть восприятия. Наш мозг постоянно соотносит получаемую информацию с уже имеющейся и связывает каждый образ с его категорией и словесным выражением.

6. Уcловность

Информация, которую дают глаза, уши, нос, кожа, воспринимается субъектом через призму его опыта. В оценке образа участвуют взгляды человека, его интересы, мотивы. Так как все эти характеристики индивидуальны, то людям свойственно по-разному воспринимать одни и те же явления реальности.

7. Избирательность

Мы можем воспринимать не все окружающие нас предметы, а один из них либо какую-то их группу. Остальные предметы в этот момент будут выполнять роль фона восприятия, не фиксируясь в нашем сознании.

Психология восприятия времени

Органы чувств постоянно оповещают нас о продолжительности, скорости и очередности событий, протекающих извне, а также о биоритмах нашего организма. Каждый из нас знает: время может бежать, лететь, тянуться, ползти. Все зависит от нашего восприятия.

Срок, отпущенный на осуществление интересных или важных занятий, протекает очень быстро. Человек, перегруженный делами, просто не замечает его. А период, не заполненный ничем существенным либо потраченный на ожидание, тянется бесконечно.

Объяснить этот феномен можно с позиций физиологии. Возбуждение работы головного мозга всегда сопровождается активизацией метаболизма. Вот и кажется, что ход времени ускоряется. В случае торможения все происходит с точностью до наоборот.

Психология восприятия движения

Наблюдая за перемещающимися объектами, мы фиксируем направление и быстроту их движения. И здесь тоже возникают парадоксы восприятия. Скажем, наш глаз не заметит скоростного вращения однотонного диска. Часто кажется, что колесо быстроходного автомобиля вращается в сторону, обратную ходу его движения. Удаленные предметы перемещаются в нашем восприятии медленней, чем те, что находятся ближе.

Психология восприятия пространства

Форму и размер предметов мы воспринимаем с помощью зрения. Оно всегда связано с предыдущим опытом, основанном на осязательных и кинестезических ощущениях. Так, знакомясь с игрушкой, ребенок не удовлетворяется только ее рассматриванием. Он пробует ее на зуб, на ощупь, вертит ее в руках, поднимает, опускает, бросает.

В последующем развитии ребенка двигательная активность отойдет на второй план. Взрослый человек способен оценить форму и величину интересующих его вещей одним движением глаз.

Объемность объектов окружающего мира нам позволяет ощутить бинокулярное зрение. Оно фиксирует предмет как слева, так и справа, после чего интегрируется его объемный образ.

Бинокулярное зрение позволяет нам «навести» на удаленный предмет необходимую глубину резкости. Одним глазом можно рассмотреть картинку, отстраненную не более чем на 30 метров. Для четкой фиксации более удаленных предметов необходимо согласованное движение обоих глаз. При этом находящиеся на приличном расстоянии от нас большие предметы кажутся ближе, чем маленькие.

Иллюзии в психологии восприятия

Говоря об искажении восприятия отдельных характеристик предметов, чаще всего имеют в виду обман зрения. Выделяют следующие варианты зрительных иллюзий:

• светлые объекты на темном фоне воспринимаются масштабней;

• вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных;

• объект выглядит крупнее, если его рассматривать на фоне мелких предметов;

[2]

• параллельные линии смотрятся изогнутыми при штриховке.

Иллюзии могут возникать и в других сферах восприятия:

• маленькая гиря кажется легче большой, имеющей ту же массу;

• теплый чай ощущается горячим после съеденного мороженого;

• если покатать шарик скрещенными средним и указательным пальцами, то он начнет двоиться.

Восприятие и взаимоотношения

В процессе общения очень важно учитывать особенности восприятия собеседника. Выяснение его взглядов – первый и главный этап продуктивного взаимодействия. Каждый из нас воспринимает мир по-своему. Кто-то пребывает в плену иллюзий. Кем-то владеют страхи или страсти, мешающие адекватно трактовать реальные факты. У кого-то имеются нарушения восприятия на физиологическом уровне.

Умение посмотреть на ситуацию глазами собеседника – прерогатива искусства общения. На этом базируется и психология влияния. Чтобы воздействовать на сознание человека, необходимо прежде понять, как он видит проблему. Только после этого можно соглашаться с ним или переубеждать в чем-то.

Восприятие и компетентность

Избежать многих проблем не только в общении, но и в учебе, работе, творчестве, личностном росте поможет развитие наблюдательности – систематичного и целенаправленного восприятия.

Регулярно упражняясь в наблюдении, человек совершенствует свое умение подмечать малозаметные, но важнейшие особенности в себе, других людях и окружающей жизни. Недаром говорят, что жизнь понял не тот, кому больше лет, а тот, кто больше времени проводил за наблюдениями.

Источники


  1. Энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Квадрат, 2013. — 480 c.

  2. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.

  3. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.
  4. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
  5. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.
Восприятие отношений в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here