Виды отношений психология

Полное описание по теме: виды отношений психология с профессиональными комментариями и советами.

Психология форум: Типы отношений в браке — Психология форум

  • Психология форум
  • >Психология
  • >Семейные отношения
  • Просмотр новых публикаций

Свернуть Прикрепленные теги

Типы отношений в браке Типы отношений в браке

#1 rsd

  • Психолог

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 897
  • Регистрация: 13 Август 11

Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале.
Жюль Ренар

Брак часто можно уподобить пожару в торфянике — снаружи все благополучно, а в глубине под поверхностью бушует пожар ссор, изредка вырывающийся наружу языками пламени. Тушить его очень трудно, лить сверху воду — почти бесполезно, остается только ждать, когда торф выгорит сам по себе или пройдут затяжные дожди. Точно так же и многие внешне благополучные браки таят в себе пламя обид и гнева. Вильгельм Райх, одним из первых поднявших проблему супружеского неблагополучия, отмечал, что по результатам его исследований 93 супружеских пар оказалось, что плохие отношения или явная неверность наблюдались в 66 случаях, впавшие в пессимизм или больные супруги — в 18, очень сомнительная ситуация, но внешне спокойная, отмечалась в 6 парах, а действительно хорошие отношения — только в 3 супружеских парах! Причем ни один из трех браков, которые он охарактеризовал как благополучные, не насчитывал трех лет.

По мнению В. Райха, способность к поддержанию длительных сексуальных отношений предполагала следующие предпосылки: наличие полной оргастической потенции сексуальных партнеров, то есть отсутствие нарушений связи между нежной и чувственной сексуальностью; отсутствие вытеснения каких бы то ни было несублимированных сексуальных побуждений, будто гомосексуальные или негенитальные стремления и абсолютно положительное отношение к сексуальности и жизнерадостности; способность к отношениям с партнером, основывающимся на духовном товариществе. Только в этом случае, по мнению ученого, брак мог быть устойчивым и счастливым.

Эрик Берн выделял восемь типов отношений между супругами, аллегорически обозначая их буквами латинского алфавита: AHIOSVXY. Он писал: «В случае «А» брак начинается как вынужденный, как средство для чего-то. Партнеры далеки друг от друга, но вскоре находят определенную общую связь, например родившегося ребенка. Это представлено горизонтальной чертой буквы «А». С течением времени они становятся все ближе и наконец сходятся, и заботы их становятся общими. Это представлено вершиной буквы «А».

Брак «Н» начинается подобным же образом, но партнеры так и не становятся ближе друг к другу, и брак поддерживается единственной связью. Во всем остальном партнеры движутся так, как они двигались до брака.

Брак «I» от начала до конца проходит в условиях, когда пара слита в нечто единое.

Брак «О» вертится и вертится по кругу, никогда ни к чему не приходя, повторяя те же шаблоны, пока не прекращается из-за смерти или из-за развода.

Брак «S» блуждает кругом в поисках счастья и наконец приходит к точке несколько выше и правее той, где он начинался, но никогда не идет дальше этого. Это вызывает у партнеров разочарование и раздражение, делая их хорошими кандидатами для психотерапии, поскольку в этом браке есть много такого, из-за чего они не хотят развода.

Брак «V» начинается с близости партнеров, но они сразу же начинают расходиться, может быть, после медового месяца или даже после первой ночи.

Брак «X» начинается как «А», затем в некоторой точке возникает единственный момент блаженства. Партнеры ждут его повторения, но он никогда не возвращается вновь, и они вскоре начинают отдаляться друг от друга.

Брак «Y» начинается хорошо, но трудности множатся, и постепенно каждый находит собственные отдельные интересы и идет своей дорогой».

Исходя из этой систематики, вы можете проанализировать свой собственный брак и решить, к какому из описанных типов он принадлежит.

Еще один важный момент в брачных отношениях — степень искренности каждого партнера. Женщина может искренне любить своего мужа и с радостью дарить ему заботу и ласку, а может делать это потому, что так надо, для того, не от сердца, а от разума, чтобы сохранить нормальные отношения в семье. Иллюстрацией первого варианта может служить отношение последней жены композитора М. Таривердиева к своему супругу, с которым она прожила 13 лет своей жизни (по их взаимному мнению, лучшие из всех, что им довелось прожить): «Большинство наших семей страдает оттого, что люди выясняют отношения друг с другом, утверждая свое лидерство. Природа такова, что лидер — мужчина. А женщина на самом деле обожает подчиняться. Но подчиняться сильному мужчине. Я жила с очень сильным, абсолютным мужчиной, абсолютным лидером. Поэтому у нас было правило: мужчина всегда прав. Кстати, это очень удобно. Я бы даже сказала, практично. Ответственность за решение ложится на мужчину. А слабую женщину будут всегда любить, прощать и утешать».

Примеры другого рода семейных отношений можно найти в рекомендациях, которые дает женам психолог Ольга Арнольд в своих книгах. По ее мнению, эти советы должны помочь женщинам наладить их семейную жизнь. «Встречай мужа с улыбкой. Не заводи никаких разговоров, пока его не покормишь, и подать на стол ты должна сама, как бы ты ни устала». Остальные советы в том же духе: «Не критикуй». «Не обсуждай его родственников». «С умным видом старайся вникать в его дела, даже если в них ничего не понимаешь». «Благодари за все, что он делает по дому, и не упоминай о его ошибках». «Ни в коем случае не перебивай мужа». «Не забывай о поощрении, от похвалы вплоть до лести». «Никогда ему не приказывай».

Это какая-то смесь из Дейла Карнеги и заповедей турецкого султана своим женам. Если эти принципы женщина будет выполнять по принуждению, что называется скрепя сердце, то долго это не продлится. Сомневаюсь, что эти советы безоговорочно примут на вооружение российские дамы, скорее они выйдут на демонстрацию с лозунгами времен Октябрьской революции: «Мы не рабы, рабы не мы!».

Конечно, мужчине приятно слышать от жены только похвалы и комплименты, но ведь живой человек имеет право и на отрицательные эмоции. Умного человека, наоборот, должно насторожить, если его кормят только патокой и медом. Возникает ощущение, что тобой просто манипулируют, впрочем, этого не скрывает и сама Ольга Арнольд, которая пишет: «Умная женщина всегда сумеет внушить мужу, чего именно ему хочется». Так что после слов «Дорогой…», сказанных сладким голоском, далее обычно идет просьба купить или сделать что-то нужное для жены — от починки утюга до покупки нового платья.

Некоторые, впрочем, могут возразить, что мир в семье, построенный на взаимной вежливости и дипломатических уловках, на запрятывании поглубже своих эмоций и обид, лучше ссор и скандалов, когда супруги позволяют выплескивать друг на друга свои негативные чувства. Не хочу оспаривать лозунг древних римлян «Худой мир лучше доброй ссоры», но ведь хочется-то не «худого» мира в семье, а замечательного, с блеском в глазах и радугой счастья над супружеской постелью. И здесь вспоминается меткая русская поговорка «Не по-хорошему мил, а по милу хорош», которая вновь обращает наше внимание на первичность любви в супружеских отношениях. Если же ее нет, то не поможет никакая психотехнология.

Читайте так же:  Психология близких отношений

Перечитаем внимательно Дейла Карнеги. В своих книгах он предостерегал нас против лести. «Похвала должна быть искренней», — учил он, но это почему-то забывается. Люди думают, что стоит сказать человеку комплимент, как вы сразу же расположите его к себе. Но если в ваших словах нет искренности, то эффект будет обратным. Если женщина говорит мужу, что он очень умный, а сама думает «Сейчас он размякнет от моих слов, и я буду вить из него веревки», — то это путь к разрушению отношений, а не их укреплению. А вот если жена найдет реальные достоинства у своего мужа (например, в свое время он окончил ВУЗ с красным дипломом, сам починил машину или показал сыну на карте, где находится Бразилия) и с искренним восхищением скажет мужу: «Потрясающе, дорогой! Ты знаешь такие вещи, о которых я понятия не имею!», то такой комплимент не будет оставлен без внимания. Лесть с целью манипулирования человеком всегда лжива, а ложь — это ржавчина, разъедающая человеческие отношения. В то же время люди всегда ценят искренние чувства к ним и их выражения. Поэтому не ленитесь искать достоинства в ваших партнерах и не стесняйтесь говорить, что вам нравится в близком человеке.

Делать это стоит осторожно. Удивительно, но хорошие слова, подобно лекарству, тоже стоит дозировать. Для человека, непривычного к похвале, они могут показаться неискренними. Я знал одного человека, считавшего свою фигуру некрасивой, стеснявшегося своих ног. Когда его подруга впервые с восхищением погладила его ноги и сказала, что без ума от них, он воспринял это как явную насмешку. Он не понимал тогда, что для любящего человека в любимом дорога каждая мелочь. Ему понадобилось много времени, чтобы избавиться от комплекса неполноценности по отношению к своему телу и поднять свою самооценку. Благодаря искренней любви другого человека, он смог по-настоящему полюбить и себя.

Как уже говорилось выше, разные люди понимают любовь по-разному, что может вызывать непонимание между супругами, конфликты в семейной жизни. Бывает, что, принимая от мужчины знаки внимания во время ухаживания (цветы, комплименты, обещания, страстность чувств, уверения в любви…), женщина ждет продолжения такой же любви и после заключения брака. Но законный супруг редко играет роль героя-любовника. Спустя какое-то время после свадьбы его любовь меняется. Она становится более ровной и спокойной. Мужчина может любить даже сильнее, чем до свадьбы, но если до нее любовь напоминала бушующий горный поток, то потом, она стала походить на широкую равнинную реку, неторопливо несущую свои воды к океану. А женщина продолжает ждать от мужа клятв в вечной любви, ночных безумств и букетов роз. Увы, как правило, ее ожидания не оправдываются. Такое положение может серьезно испортить отношения между супругами, толкнуть женщину на путь супружеских измен.

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

[3]

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Читайте так же:  Отношения доминанта и сабмиссива психология в жизни

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

Негативные отношения

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Виды отношений между людьми в психологии

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего различнейшие моменты от обмена веществ до идейного общения.

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.

Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова «conare» — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологии. Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются:

а) субъект, испытывающий потребность,

б) объект потребности,

в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Читайте так же:  Психология отношений на английском языке

Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.

На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона эмоционально-волевого отношения — эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.

Соответственно только что сказанному одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая интерес как особый вид отношения, мы подвергли вопрос о нем специальной разработке в исследовании нашего сотрудника В. Г. Иванова (1956а, 1956б), изучавшего интересы учащихся с позиций отношений, осветившего генез интересов и давшего некоторую их систематизацию. В последнее время некоторые авторы преодолели односторонний функциональный характер понимания интереса и начали с успехом рассматривать его как отношение (Теплов Б. М., 1948; Иванов П. И., 1954; Архипов А. П., 1958). В ряде работ вопросы интереса стоят в тесной связи с проблемой мотивации поведения (Леонтьев А. Н., 1945, 1947; Божович Л. И., 1951 а, б).

В работе В. Г. Иванова проблема интереса освещается в связи с учебными предметами. Однако современные задачи политехнизации школы настойчиво выдвигают вопросы формирования интереса к различным видам промышленного труда. Как показывает работа А. Ф. Эсаулова (1956), для учащихся с выраженным профессиональным интересом характерно яркое эмоциональное отношение к профессии, а формирование этого интереса связано с активным и успешным включением в соответствующую внеклассную и внешкольную деятельность.

[1]

Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-правовые отношения человека. Ответственное отношение к своим обязанностям, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью.

Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаруживать требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением. Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают, реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал А. С. Макаренко и сделал его существенным звеном в перевоспитании личности.

В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются. Сущность лицемерия заключается в том, что не истинные отношения вскрываются во взаимодействии, а, наоборот, внешняя форма взаимодействия не отвечает внутреннему содержанию отношений. В характере взаимодействия сказываются отношения — это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих. Таким образом, хотя существует тесная связь между процессом взаимодействия людей и их взаимоотношениями, но оба эти понятия неидентичны и не заменяют друг друга. Взаимоотношение является внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее — реализацией или следствием и выражением первого.

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.

В этих условиях формируется у школьника система требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Первостепенную роль в этом процессе играет школьный коллектив. Новые отношения, в частности, новые требования, возникают на основе предыдущих. Такие качества ученика, как инициатива, усидчивость, настойчивость (или, наоборот, пассивность, нетерпеливость, бездеятельность), имеют одним из своих источников ответственное и требовательное отношение к труду, формируются в процессе непрерывного упражнения в выполнении тех требований, которые предъявляются ученику (педагогами), и тех, которые он предъявляет себе сам. Они относятся столько же к его поведению и деятельности, сколько к его отношению: например, отношению к труду, уважению педагогов, вниманию к людям, внимательному отношению к своим обязанностям и т.п.

Психические процессы и отношения

Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, неразрывно с ним связан и ставит вопрос о связи отношений и психических функций, или психических процессов, о чем мы уже писали в свое время. В ряде работ советских психологов уже были показаны особенности процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, фантазии и воли в зависимости от отношения к объективному содержанию этих процессов. Общеизвестна зависимость памяти от интереса или эмоционального отношения (см.: А. А. Смирнов, 1948 и др.). Исследования восприятия, проведенные у нас, показывают многообразие и прочность его при активно-положительном отношении, бедность и непрочность восприятия при безразличном отношении к его содержанию. Отрицательное отношение к содержанию восприятия характеризуется средними (между положительным и безразличным отношением по количеству и качеству) результатами воспроизведения.

Большая положительная или отрицательная активность, характеризующая отношения, тесно связана с эмоциональностью реакций, в изучении которых, как указывалось, недостаточно расчленен внутренне единый, но все же троякий план характеристики эмоциональности человека: а) эмоциональных реакций, б) эмоциональных состояний и в) эмоциональных отношений.

[2]

В раннем школьном возрасте формирование волевого усилия тесно связано с непосредственными эмоциональными отношениями. В работе А. Г. Ковалева (1957), посвященной проблеме воли и психологии отношений, показывается, как отношение определяет характер волевого усилия. Автор приводит интересный для педагогической практики пример попыток улучшить почерк школьника. Эти попытки оказываются бесплодными, если ограничиваются лишь повторными упражнениями, и, наоборот, они дают успешный результат, когда за хорошо написанный текст ученик получает поощрение, изменяющее его отношение к своему почерку и задаче исправления. Автор указывает, что центр тяжести проблемы воли заключается не просто в действии и не в борьбе мотивов, а в достижении цели, являющейся объектом активного отношения, выражающей потребность реального или интеллектуального обладания.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д.

Читайте так же:  Мужчина после 60 лет психология

Наиболее существенные различия структур волевого поведения заключаются в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального и конативного отношения. Рациональные мотивы необходимости или долга оказываются в этих условиях малодействеными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствующую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и характеризуется растущей интеллектуализацией поведения и образованием идейно-нравственных мотивов. Мы уже указывали на то, что в поведении юноши отчетливо выступает роль таких образований, как сознание долга, ответственности и убеждения (1957). Однако ни функциональная, ни структурная психология, ни даже психология деятельности не уделили и не уделяют вопросам психологии долга, убеждения и ответственности того внимания, которого они заслуживают.

Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности. Опосредствованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственности — мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.

Когда человек пресытился работой или переутомлен ею, то что является источником продолжения работы? Сознание необходимости, мобилизующее человека или побуждающее его к волевому усилию.

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Психологические отношения

целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.

В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Классификация типов отношений

Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).

Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).

Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).

Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.

Социально-психологические отношения

различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Личные отношения

связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной козерогом и женщиной

Самоотношение

выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.

В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:

«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).

Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).

Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.

1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.

2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.

3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Социально -психологические отношения

1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?

3. Какие виды отношений вы можете выделить?

Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.

Тест «Важны ли для Baс приличия»

1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.

а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.

2. В школе Вы были:

а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.

3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:

а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.

4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?

а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.

5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?

а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.

6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?

а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.

7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?

а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.

8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:

а) довольно часто; б) редко; в) никогда.

9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.

а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.

10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.

11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:

а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.

12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?

а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.

Номера вопросов и «стоимость» выбора

а
б
в

Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.

Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».

Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.

Каган М. С., ЭткиндА. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. – 1988. — № 4. — С. 25-34.

Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.

Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.

ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

Источники


  1. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.

  2. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  3. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.
  4. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.
  5. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.
Виды отношений психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here