Шкала отношений в психологии

Полное описание по теме: шкала отношений в психологии с профессиональными комментариями и советами.

2.4 Шкала отношений

Шкала отношений является единственной шкалой, на которой определено отношение отношения, то есть, разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос, во сколько раз одно значение больше или меньше другого.

В шкале отношений также существует единица измерения, при помощи которой объекты можно упорядочить в отношении измеряемого свойства и установить количественные различия между ними. Особенностью шкалы отношений является то, что к числам в этой шкале применимы все математические операции, а это значит, что отношения между числами соответствуют, или пропорциональны отношениям между количествами измеряемых свойств у разных объектов. В этой шкале обязательно, по, крайней мере, теоретически, присутствует ноль, который говорит об абсолютном отсутствии измеряемого свойства. Большинство ныне существующих физических шкал (длины, массы, времени, температуры по Кельвину и т.д.) являются яркими примерами шкал отношений. В психологии из шкал отношений наиболее часто используются шкала вероятностей и шкала сырых баллов (количество решенных заданий, количество ошибок, количество положительных ответов и т.д.).

Шкалу отношений называют также шкалой равных отношений. Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шакала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование разнообразных статистических методов.

Шкала отношений, по сути, очень близка интервальной, поскольку если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.

Шкала отношений показывает данные о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Это возможно лишь тогда, когда помимо определения равенства, рангового порядка, равенства интервалов известно равенство отношений. Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение «естественного» нуля. Классический пример — шкала температур Кельвина.

Именно в шкале отношений производятся точные и сверхточные измерения в таких науках, как физика, химия, микробиология и др. Измерение по шкале отношений производятся и в близких к психологии науках, таких, как психофизика, психофизиология, психогенетика. [4, с.25]

Измерения массы, времени реакции и выполнения тестового задания — области применения шкалы отношений.

Отличием этой шкалы от абсолютной является отсутствие «естественной» масштабной единицы.

Шкала интервалов

В шкале интервалов каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии. Главное понятие этой шкалы – интервалдоля или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале. Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Для измерения посредством шкалы интервалов устанавливаются специальные единицы измерения; в психологии это стены (их 10) и стенайны (их 9). Измеряемому свойству или предмету присваивается число, равное количеству единиц измерения, эквивалентное количеству имеющегося свойства. Важной особенностью шкалы интервалов является отсутствие естественной точки отсчета (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства).

Шкала интервалов является первой метрической шкалой. Собственно, начиная с нее, имеет смысл говорить об измерениях в узком смысле этого слова – о введении меры на множестве объектов. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

Шкала интервалов очень часто используется исследователями. Классическим примером применения этой шкалы в физике является измерение температуры по Цельсию. Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно, поэтому нет смысла говорить о том, во сколько раз больше или меньше утренняя температура воздуха, измеренная шкалой Цельсия, чем дневная.

Большинство специалистов по теории психологических измерений полагает, что тесты измеряют психические свойства с помощью шкалы интервалов. Прежде всего, это касается тестов интеллекта и достижений.

Ряд авторов полагает, что относить тесты интеллекта к шкалам интервалов нет оснований. Во-первых, каждый тест имеет «нуль» – любой индивид может получить минимальный балл, если не решит ни одной задачи в отведенное время. Во-вторых, тест имеет максимум шкалы – балл, который испытуемый может получить, решив все задачи за минимальное время. В-третьих, разница между отдельными значениями шкалы неодинакова. По крайней мере, нет никаких теоретических и эмпирических оснований утверждать, что 100 и 120 баллов по шкале IQ отличаются на столько же, на сколько 80 и 100 баллов.

[3]

Скорее всего, шкала любого теста интеллекта является комбинированной шкалой, с естественным минимумом и/или максимумом, но порядковой. Однако эти соображения не мешают тестологам рассматривать шкалу IQ как интервальную, преобразуя «сырые» значения в шкальные с помощью известной процедуры «нормализации» шкалы.

В психологии часто используется семантический дифференциал Ч. Осгуда, который является примером измерения по интервальной шкале разных психологических особенностей личности, социальных установок, ценностных ориентаций и т.д.

Шкала отношений

Шкалу отношений называют также шкалой равных отношений. Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шкала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование разнообразных статистических методов.

Шкала отношений по сути очень близка интервальной, поскольку если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.

Шкала отношений – наиболее часто используемая в физике шкала. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Читайте так же:  Интимные отношения между мужчиной и женщиной

Это возможно лишь тогда, когда помимо определения равенства, рангового порядка, равенства интервалов известно равенство отношений. Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение «естественного нуля». Классический пример – шкала температур Кельвина.

В психологии шкалы отношений практически не применяются. Одним из исключений являются шкалы оценки компетентности, основанные на модели Раша. Действительно, вполне можно представить уровень «нулевой» осведомленности испытуемого в какой-то области знаний (например, знание эскимосского языка) или же «нулевой» уровень владения каким-либо навыком.

Отличием этой шкалы от абсолютной является отсутствие «естественной» масштабной единицы.

Именно в шкале отношений производятся точные и сверхточные измерения в таких науках, как физика, химия, микробиология и др. Измерения по шкале отношений производятся и в близких к психологии науках, таких как психофизика, психофизиология, психогенетика.

Измерения в психологии

моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе. В послесловии к книге амер. психолога Джеймса Кеттелла (Cattell J. Mental Test and Measurements, 1890) основатель биометрии Ф. Гальтон (1822–1911) уверенно предрек: «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении». Сам Гальтон со страстной одержимостью внедрял измерения и в др. науки, буквально следуя афоризму Г. Галилея: «Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таким все, не поддающееся измерению».

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление – это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер. психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

[1]

Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала, помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование). Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См. также Аддитивная шкала.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения: напр., массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина. Иногда в качестве синонима «шкалы отношений» используется термин абсолютная шкала, поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется «абсолютным нулем». Однако термин «абсолютная шкала» имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество «неделимых» и «однородных» (дискретных) объектов: напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

В перечисленных методах, как правило, производится одномерное измерение: полученные результаты упорядочиваются на одной-единственной шкале. Однако в связи с развитием математического метода факторного анализа широкое распространение в психологии получили субъективные методы многомерного измерения; к ним относятся, напр., метод семантического дифференциала (и его варианты), а также методы многомерного шкалирования, в которых испытуемые дают числовые оценки субъективным расстояниям между стимулами. Существующие компьютерные программы позволяют без особого труда представить любые данные, полученные такими методами, в виде n -мерного пространства, природа и смысл которого нередко остаются загадочными даже для исследователя. См. Аттитюда измерение, Байес, Валидность теста, Методы шкалирования, Надежность измерения, Надежность теста, Психодиагностика, Психометрика, Психосемантика, Психофизика, Субъективное семантическое пространство, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое. (Б. М.)

Добавление: Первые 2 типа шкал (наименований и порядка) относятся к «слабым» шкалам, поскольку приписывание чисел объектам связано с минимальными ограничениями на шкалируемые свойства. Вместо числовых систем в этих шкалах могут использоваться словесные системы, как, напр., при оценке знаний в вузах (порядковая шкала: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично). Эти 2 типа шкал остаются инвариантными только при самых общих математических преобразованиях групповой структуры шкал (группа перестановок и изотоническая группа) и допускают только наиболее простые статистики (моду, медиану, ранговую корреляцию). Два др. типа шкал (интервалов и отношений) относятся к «сильным».

Они остаются инвариантными и при общих линейных преобразованиях (шкала интервалов), и при преобразованиях подобия (шкала отношений). Соответственно они допускают применение более сложных статистик (среднее арифметическое, дисперсия, линейная корреляция, среднее геометрическое, коэффициент вариации). Преимуществом «слабых» шкал является их применимость к самым сложным, малоопределенным эмпирическим объектам. С этим связана их широкая распространенность как в естественнонаучной эмпирике, так и в гуманитарных областях знаний.

Читайте так же:  Различия между мужчиной и женщиной психология

Преимуществом «сильных» шкал является их большая информативность, они позволяют делать более тонкие и разнообразные модельные предсказания об эмпирических свойствах объектов, чем «слабые» шкалы. Однако значительные ограничения, с которыми связано здесь приписывание чисел объектам, не позволяют распространить их так широко, как это происходит со «слабыми» шкалами. (Ч. А. Измайлов)

Шкала отношений

Шкала отношений (пропорциональная шкала) характеризуются возможностью определения каждого из следующих четырех соотношений: равенство, ранговый порядок, равенство интервалов и равенство отношений. В свою очередь, равенство отношений может быть установлено только в том случае, когда по шкале может быть найдена естественная (абсолютная) нулевая точка.

Измерение в шкале отношений существенно отличается от интервального тем, что положение абсолютной нулевой точки известно, что указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Все операции, присущие цифрам (сложение, вычитание, умножение и деление), можно производить без каких-либо ограничений. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства. Поэтому в условиях шкалы отношений возможны утверждения, что у A в два, четыре раза больше свойств, чем у B. Значение абсолютного нуля свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства.

Примерами измерения в шкале отношений могут служить измерения размеров и веса предметов, измерение температуры по шкале Кельвина. Эти отношения могут быть интерпретированы как отношения свойств измеряемых объектов. Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но, помимо этого, на шкале существует абсолютный нуль.

В педагогике, психологии и других социальных науках подобная шкала может использоваться только в том случае, если измерению подлежат размер, вес и тому подобные признаки испытуемых. Изучая психические признаки, мы в лучшем случае достигнем уровня шкалы интервалов (см. табл. 12).

Характеристика шкалы отношений

Свойства шкалы Определяет абсолютно любые отношения между уровнями проявления свойств. Имеет масштабную единицу. Фиксирует исчезновение свойства
Область применения Скорость выполнения задания. Количество однородных сделанных ошибок. Количество запоминаемых при первоначальном изучении слов иностранного языка. Процент учащихся. Объем часов по предметам. Измерение температуры по шкале Кельвина (абсолютный нуль). Измерение массы, размеров, отсчет времени от начала (до конца)
Статистический аппарат Частота ni. Относительная частота wi. Квантили Pi. МодаMo. Медиана Me. Среднее . Дисперсия D. Коэффициент корреляции rxy

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9093 — | 7219 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Шкалирование в психологии

Читайте также:

  1. Возрастной психологии.
  2. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольная и волевая регуляция. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.
  3. ДИСКУССИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
  4. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.
  5. Исследования Ж. Пиаже в области психологии.
  6. Исследования межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии.
  7. История зарождения и становления клинической психологии.
  8. История развития медицинской психологии.
  9. Лекция 4 Психосоматическая проблема в клинической психологии. Психогенные заболевания и психосоматические расстройства
  10. Межполушарная ассиметрия и межполушарное взаимодействие как проблема нейропсихологии.
  11. Методы психологии.
  12. Методы современной медицинской психологии.

Резюме: можно констатировать закономерный переход от идиографического подхода в рассмотрении психологических феноменов к номотетическому.

Как уже было сказано, естественнонаучная методологическая установка в психологии проявляется, прежде всего, в двух ориентирах. Во-первых, — в надежном выявлении тех или иных психологических феноменов, т.е. когда сама процедура подобного выявления пренебрежимо мало (насколько это вообще возможно) влияет на исследуемые феномены. Во-вторых, — в выявлении тех или иных связей психологических феноменов друг с другом или с событиями объективном мире, что необходимо для того, чтобы научное психологическое знание могло служить более или менее надежным основанием прогноза на будущее, а также для «преобразования действительности».

Шкалы в психологии.Первый из этих ориентиров ставит перед нами вопрос об использовании метрических шкал в психологии. Шкалы в психологии – это некоторое множество символов, прежде всего математических, которые ставятся в определенное соответствие с психологическими элементами. Соответственно, суть процедуры использования метрических шкал – описание с помощью математических символов количественной выраженности тех или иных психологических феноменов. (Например, это может быть отношение индивида к определенным физическим или социальным объектам.)

В 1946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом [Stevens S.S. (Ed.) Handbook of Experimental Psychology. N.Y.: Wiley, 1951; в рус. пер. Экспериментальная психология. В 2-х т. Т. 1. М., 1960; Т 2. М., 1963] была предложена классификация шкал, в которой были выделены следующие их типы:

1. Номинальная шкала (nominalis — именной), или шкала наименований: элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин или пол испытуемого). Данная шкала допускает лишь операцию установления равенства – неравенства. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: числа случаев, моды, корреляции с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c 2 .

2. Порядковая, или ординальная (ordinarius — обычный), шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании или ранжирование по росту и весу). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства и больше – меньше, т.е. позволяет ранжировать элементы. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: медианы, коэффициент ранговой корреляции.

3. Интервальная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше и равенства – неравенства интервалов. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: среднего арифметического, линейной корреляции и t- и F-критериев.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной и женщиной овнами

4. Шкала отношений, или пропорциональная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, в качестве точки отсчета рассматривается 0 (например, измерение расстояний в километрах). Этот вид шкал мало используется в психологической диагностике, т.к. наличие нулевой точки, когда то или иное свойство полностью отсутствует, проблематично для большинства психологических конструктов. Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше, равенства – неравенства интервалов и равенства – неравенства отношений. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможны все операции математической статистики.

Тип шкал: отношения статистика пример (физика) пример (психология)
номинальная шкала операция установления равенства–неравенства число случаев, мода, корреляция с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c 2 пол № регистрации в турнире шахматистов
порядковая шкала операции установления равенства–неравенства и больше–меньше (последнее позволяет ранжировать элементы) медиана, ранговая корреляция таблица твердости минералов таблица «кто кого победил в турнире шахматистов»
интервальная шкала операции установления равенства–неравенства, больше–меньше и равенства–неравенства интервалов среднее арифметическое, линейная корреляция с использованием t- и F-критериев шкала Цельсия IQ
шкала отношений операции установления равенства–неравенства, больше–меньше, равенства–неравенства интервалов и равенства–неравенства отношений все операции математической статистики расстояние в километрах Основной психофизический закон
Тип шкал: классы «больше-меньше» «больше-меньше на столько-то» «больше-меньше в столько-то раз»
номинальная шкала да нет нет нет
порядковая шкала да да нет нет
интервальная шкала да да да нет
шкала отношений да да да да

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1111 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Мир Психологии

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Шкала отношений — одна из основных шкал измерения, применяемых в гуманитарных науках, в т.ч. конфликтологии, отличающаяся от шкалы интервалов тем, что нулевая точка на ней не произвольна, а действительно указывает на отсутствие измеряемого свойства.

Шкала отношений аналогична шкале натуральных чисел. Над числами в этой шкале можно производить все арифметические операции. Напр., можно подсчитать число трудовых и др. конфликтов, произошедших в течение года в каждом из 7 структурных подразделений завода. Если в металлургическом цехе было 16 конфликтов, а в штамповочном – 5, то можно сказать, что в первом цехе было в 3,2 раза больше конфликтов, чем во втором.

Прикладные аспекты современной психологии. Н.И. Конюхов,

Шкала отношений — одна из основных шкал измерения, квантификации в психологии, которая отличается от интервальной шкалы точным, вполне конкретным, соизмеримым значением между показателями шкалы, наличием нулевой точки отсчета; шкала отношений аналогична шкале натуральных чисел. Квантификация показателей в ш.о. допускает наиболее широкий диапазон применения математических методов.

Пример шкалы отношений – время реакции обследуемого на стимулы, его возраст, количество выполненных однотипных заданий в тесте и др.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Шкала, отношений — измерительная шкала, на которой могут быть выражены отношения величин вычисляемых наблюдений. Большинство измерительных шкал в физических науках имеет это свойство, например, вес – тот случай, когда объект, весящий 10 граммов, в два раза тяжелее объекта, весящего 5 граммов.

Фундаментальное свойство шкалы отношений – наличие истинной нулевой точки, то свойство, которого не хватает шкале интервалов. Это наиболее мощные из шкал, и допустимо проводить все математические и статистические действия на наблюдениях, измеряемых шкалами отношений Фактически они относительно редки в психологическом измерении, хотя существуют психофизические методы установления шкал отношений для некоторых основных сенсорных систем (например, шкала сонов для измерения громкости; см. здесь методы шкалирования). Следует отметить, что измерение наблюдений часто перемещалось от шкалы к шкале по мере того, как разрабатывались новые методы и теории. Например, измерение температуры проводилось по порядковой шкале, когда были доступны только субъективные ощущения «теплее» или «холоднее», и переместилось на шкалу интервалов с изобретением термометра и шкалу отношений после экстраполяции точки абсолютного нуля, основанной на термодинамике соотношений газов. Также называется абсолютной шкалой. Ср. с номинальной шкалой, порядковой шкалой и шкалой интервалов.

Построение шкалы отношений на основе данных прямых методов оценки стимулов, не имеющих физической метрики

884

Теоретическая модель построения шкалы отношений

В психологии до сих пор право построения шкал отношений на основе результатов прямых методов измерений традиционно оставляется психофизике-2 Стивенса, несмотря на то, что Г. Экман еще в 50-е годы прошлого века использовал методы непосредственной оценки отношений, в которых испытуемый не имел возможности изменять «интенсивность» стимула, как, например, в методе бисекции Стивенса (Экман, Кюннапс, 1972; Экман, 1959).

[2]

Если прямые категориальные оценки (оценки интервалов) достаточно часто применяются при психологических измерениях, то прямые оценки отношений менее популярны, особенно в психометрических задачах при невозможности измерить стимулы в физической шкале.

Мы постараемся показать способность человека адекватно манипулировать образами стимулов в структуре «обобщенного образа» на уровне оценки отношений, т. е. доказать возможность построения психологической шкалы отношений на основе данных прямых методов оценки (Худяков, 2000).

В основе построения искомой шкалы лежит экспериментально полученная матрица парных сравнений, в которой каждый элемент представляет оценку отношения степени выраженности указанного критерия в двух сравниваемых стимулах. Т. е. испытуемый должен указать во сколько раз один стимул в паре больше отвечает предложенному критерию оценки по сравнению с другим. aij = Si/ Sj (1), где aij – элемент матрицы парных сравнений, представляющий оценку отношения между соответствующими стимулами (i – номер столбца матрицы, j – номер строки); Si , Sj – числовые представления стимулов в субъективном пространстве, т. е. искомые шкальные значения.

Читайте так же:  Интерес мужчины психология

В результате проведения эмпирической процедуры измерения (эксперимента) мы получаем неполную матрицу парных сравнений отношений. В этой матрице номер столбца каждой заполненной клеточки соответствует номеру стимула, который был в паре оценен выше, следовательно, число, стоящее в этой ячейке, больше 1. Диагональные элементы матрицы представлены 1, так как они отвечают случаю сравнения стимула с самим собой. Поэтому на первом шаге обработки экспериментальная неполная матрица преобразовывается в полную, т. е. в симметричную незаполненную ячейку помещается величина обратная величине в соответствующей заполненной ячейки: aij = 1/aji .

Проведем суммирование равенства (1) по индексу i: Σiaij = (ΣiSi )(1/Sj ), т. е. суммирование элементов матрицы в j-й строке. Из этого равенства следует Sj = ΣiSi /Σiaij . ΣSi – для данного набора стимулов и конкретного испытуемого является константой. Обозначим ее k1 , ΣiSi = k1 . Шкала отношений, по определению, задается с точностью до произвольной константы «а», определяющей масштаб или единицу измерения шкалы: y = ax – допустимое преобразование. Так как мы предполагаем построение шкалы отношений, то здесь и далее нам вполне достаточно получить шкальные значения с точностью до некоторой произвольной константы, значение которой мы можем считать равным 1.

Таким образом, мы получаем искомое шкальное значение для j-того стимула: Sj = k1 /Σiaij или Sj = 1/Σiaij (2).

Проведем суммирование равенства (1) по индексу j, т. е. суммирование в i-м столбце Σjaij = Si Σj(1/Sj ). Σj(1/Sj ) – величина постоянная для данного набора стимулов и данного испытуемого, следовательно, Σj(1/Sj) = k2 . Мы получаем искомое шкальное значение для i-го стимула: Si = k2 Σjaij или Si = Σjaij (3).

Рассмотрим случай i = j = y: Sj = Si = Sy = k1 /Σiaiy = k2 Σjayj, из этого следует (Sy Sy ) = (k1 k2 )(Σjayj /Σiaiy ).

С точностью до константы (k1 k2 ), мы получили третье выражение для искомого шкального значения: Sy = √(Σjayj /Σiaiy ) (4).

Кроме этого, из приведенных рассуждений следует наличие еще одной константы, значение которой может быть оценено в эксперименте, а именно, из равенства k1 /Σiaiy = k2 Σjayj следует Σiaiy Σjayj = k1/ k2 (5), т. е. для данного набора стимулов и данного испытуемого (для конкретной экспериментально полученной полной матрицы парных сравнений отношений) должно быть постоянным произведение сумм элементов матрицы по строкам и по столбцам, в случае выполнения наших предположений. А предположение, положенное в основу приведенных рассуждений, было одно: испытуемый в состоянии адекватно оценивать отношение субъективных значений пары стимулов.

Найденные шкальные значения Si представляют индивидуальную шкалу отношений конкретного испытуемого. Если эта шкала действительно обладает свойствами шкалы отношений, то шкальное значение индивидуальной шкалы Si связано с «истинным» значением Ri линейным соотношением bRi . Si = bRi , следовательно, ΣSi = bΣRi , отсюда b = ΣSi /ΣRi . Ri = Si /ΣSi (6), так как значение суммы ΣRi является постоянным для данного стимульного набора, точнее для представления данного стимульного набора в совокупном обобщенном образе.

«Совокупный обобщенный образ» – рабочее название обобщенного образа группы испытуемых однородной по реакции на предложенный стимульный набор (Худяков, 2000).

Правильность вышеприведенных выводов и предлагаемого алгоритм построения шкалы отношений проверяется экспериментально.

Доказательством возможности построения шкалы отношений прямыми методами оценки может служить два факта: 1) выполнение равенства (5) Σiaiy Σjayj = k для полученной в эксперименте матрицы; 2) три построенные на этой матрице шкалы – Sj = k1 /Σiaij , Si = k2 Σjaij , Sy = √(Σjayj /Σiaiy ) – должны быть эквивалентны с точностью до постоянного множителя, т. е. связаны соотношением y = ax.

Описание эксперимента

Стимульный набор состоял из 20 фотографий, сделанных фотохудожником Ю. В. Ермоловым. В наборе представлено 4 различных сюжета – один человек или группа людей в бытовой обстановке. Каждому сюжету соответствует 5 фотоизображений, которые отличаются степенью контраста. Отличия степени контраста фотоизображений в пределах каждого сюжета одинаковы для всех 4 сюжетов. Использование фотографий реальных сюжетов, а не схематических изображений повышало экологическую валидность эксперимента.

В эксперименте приняли участие 43 человека – студенты третьего курса факультета психологии СПбГУ.

Испытуемым в случайном порядке предъявлялись пары стимулов из набора. В качестве критерия оценки был выбран интегральный критерий «простое предпочтение».

Предлагалась инструкция: «Вам будут предъявляться пары фотографий. Ваша задача выбрать ту фотографию в паре, которая кажется вам более предпочтительной в предложенной паре. Кроме того, оцените, пожалуйста, во сколько раз вам показалась предпочтительней выбранная вами фотография по отношению ко второй фотографии в паре».

Ответы испытуемых заносились в матрицу парных сравнений. Далее метод непосредственной оценки отношений будем называть НОО.

По данным метода НОО строились предполагаемые шкалы отношений по описанным в уравнениях (2), (3), (4) алгоритмам с нормированием на сумму шкальных оценок согласно уравнению (6) (НОО-2, НОО-3, НОО-4). Кроме того, вычислялись значение константы – уравнение (5) (НОО-1).

По результатам метода парных сравнений (МПС) без учета оценки отношений была построена шкала, шкальные значения которой вычислялись как усредненные по выборке испытуемых суммы предпочтений, полученных каждым стимулом. Ранее нами было показано, что такая шкала является шкалой интервалов (Гусев, Зароченцев, 1988; Зароченцев, Оганян, 1988).

Анализ результатов

На первом шаге проверки рассмотрим, насколько в полученных экспериментальных данных выполняется равенство (5).

Распределение этих оценок имеет следующие характеристики: среднее значение – 58,25, оценка среднеквадратичного отклонения – 1,7, размах max – min = (61,2 – 55,3) = 5,9. Можно сделать вывод, что соотношение (5) вполне выполняется, а флуктуации этой «константы» вызваны погрешностями измерения.

Читайте так же:  Мужчина кабан и женщина кабан совместимость

На втором шаге проверялась гипотеза о линейном характере связи между шкалами, построенными согласно уравнениям (2), (3), (4) (НОО-2, НОО-3, НОО-4). Значения соответствующих статистик, приведенные в таблице 1, не дают оснований отклонить гипотезу о линейной связи между построенными шкалами.

Далее мы проверили вид связи между шкалой, построенной на основе данных МПС, которая является, как минимум, шкалой интервалов (Гусев, Зароченцев, 1988; Зароченцев, Оганян, 1988), и шкалами, построенными по данным непосредственной оценки отношений. Регрессионный анализ и в этом случае не отклоняет гипотезу о линейной зависимости. В таблице 2 приведены результаты регрессионного анализа. Рисунки 1 и 2 иллюстрируют эти зависимости. При построении этих графиков, соответствующие шкальные значения были смещены к общей нулевой точке.

Таблица 1 Оценка линейности связи между шкалами, построенными на основе результатов методов НОО-2, НОО-3, НОО-4

Примечания: F1 , F2 – статистики Фишера для оценки адекватности линейной модели; F3 – статистика Фишера для оценки корректности линейной модели; r – значение коэффициента корреляции.

Таблица 2 Оценка линейности связи между шкалами, построенными на основе результатов методов НОО-2, НОО-3, НОО-4 и МПС

Примечания: F1 , F2 – статистики Фишера для оценки адекватности линейной модели; F3 – статистика Фишера для оценки корректности линейной модели; r – значение коэффициента корреляции.

Примечания к таблице данных проверки линейности связей

Проверяется линейная модель y = ax + b + e; а, b – параметры модели, e – случайное отклонение.

1) Проверка адекватности модели

Для этого была использована схема, в которой x и y не случайны, но могут быть измерены с некоторыми случайными ошибками, главное, чтобы ошибки были меньше диапазона изменений переменных (Айвазян, Енюков, Метелкин, 1985). Исходная модель удовлетворяет требованиям этой схемы. F1 = (m – 1)(1 – r2 )Sy 2 /[(m – 2)ΣSyi 2 ], F2 = nF1 m – количество точек, Syi – оценки соответствующих среднеквадратичных отклонений в точках i, r – коэффициент корреляции между x и y, n – количество измерений в точке i, Sy – оценка среднеквадратичного отклонения переменной y.

Если F1 >1, F2 >F0 , гипотеза о линейной зависимости отвергается.

2) Проверка значимости регрессии (корректности линейной модели)

F3 = (m – 2)r2 /(1 – r2 ). Если F3 Скопировать

Шкала отношений в психологии

шкала отношений — Шкала измерений количественного свойства, характеризующаяся соотношениями эквивалентности, порядка, пропорциональности (допускающими в ряде случаев операцию суммирования) различных проявлений свойства. Примечания 1. Отличительные признаки шкал… … Справочник технического переводчика

Шкала Отношений — метрическая шкала, для которой возможно лишь преобразование подобия, т.е. умножение шкальных значений на константу, выступающей единицей измерения. По шкале отношений происходит измерение массы в килограммах, длины в метрах, температуры в… … Психологический словарь

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ — определяет, насколько, во сколько раз измеряемый объект больше (меньше) другого. Эту шкалу можно использовать при подсчете количества ошибок, времени выполнения упражнения, силы нажатия учащимися на рабочий инструмент, величины допускаемых… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

шкала отношений — 2.2.4 шкала отношений : Шкала измерений количественного свойства(величины), характеризующаяся соотношениями эквивалентности, порядка, пропорциональности (допускающими в ряде случаев операцию суммирования) различных проявлений свойства. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Шкала отношений — Шкала измерений количественного свойства, характеризующаяся соотношениями эквивалентности, порядка, пропорциональности (допускающими в ряде случаев операцию суммирования) различных проявлений свойства. Примечания: 1. Отличительные признаки шкал… … Официальная терминология

шкала отношений — Шкала измерений, для значений которой осмысленна операция вычитания и у которой имеется естественное «начало». Пример – измерения веса: суммы весов не поддаются интерпретации, естественным началом служит ноль. Для такой шкалы вполне осмысленно… … Словарь социологической статистики

ШКАЛА, ОТНОШЕНИЙ — Измерительная шкала, на которой могут быть выражены отношения величин вычисляемых наблюдений. Большинство измерительных шкал в физических науках имеет это свойство, например, вес – тот случай, когда объект, весящий 10 граммов, в два раза тяжелее… … Толковый словарь по психологии

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ — (attitude scale) наиболее распространенный способ измерения отношений, который покоится на отсутствии противоречия между отношениями и ответами. Устные утверждения по отношению, например, к монархии или к неуправляемой иммиграции исчисляются по… … Большой толковый социологический словарь

Шкала отношений — измерительная шкала, пункты которой расположены на одинаковом расстоянии друг от друга; имеется содержательный нуль … Социологический словарь Socium

Шкала отношений — она позволяет оценивать, во сколько раз измеряемый объект больше (меньше) другого объекта, принимаемого за эталон, единицу. Одновременно здесь возможно и сравнение: на сколько один объект больше (меньше) другого. Шкалами отношений измеряются… … Исследовательская деятельность. Словарь

Источники


  1. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. — Москва: Мир, 2007. — 544 c.

  2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. OZON. От секса к сверхсознанию. Беседы о запретном и дозволенном (2 шт.) (1183). — Москва: РГГУ, 2016. — 201 c.
  4. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
  5. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
Шкала отношений в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here