Психология семьи и семейных отношений лекции

Полное описание по теме: психология семьи и семейных отношений лекции с профессиональными комментариями и советами.

Психология семейных отношений

Семья — это малая социальная группа, члены которой объединены узами кровного родства и супружеских отношений, имеющих социальную и культурную обусловленность.

Семья — это малая группа людей, объединенных общими потребностями и общностью удовлетворения этих потребностей

Функции семьи:

— экономические — поддержание уровня материального положения, функция удовлетворения материальных потребностей на определенном уровне

— демографические — функция продолжения рода, воспроизводства населения.

Психологические функции семьи

  • коммуникативная — функция удовлетворения потребности в общении
  • функция первичного социального контроля
  • рекреативная — функция восстановления сил
  • сексуально-эротическая
  • воспитательная — передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.

Личность формируется всю жизнь — это сейчас общепринятая точка зрения.

Главное — насколько семья способствует формированию и развитию личности.

Дисфункциональная семья — не выполняет свои важнейшие психологические функции (прежде всего функцию личностного роста).

С 70 годов появились первые семейные консультации.

Представление о семье, как системе.

Общая теория систем впервые сформирована в рамках экологии. Биогеоценоз — яркий пример живой системы.

Семья — как некая живая система обладает несколькими базовыми свойствами:

  1. для пропитания — функция семьи необходима, и ее границы должны быть четко оформленными, но в то же время проницаемыми
  2. причинность в семье имеет не линейный, а спиралевидный или циклический характер.

М.Боуэн — один из основоположников семейных систем. «Все люди по жизни являются фрагментами тех семейных систем, в которых они когда-то были включены».

Структура семьи.

1. границы — внешние и внутренние должны быть проницаемыми и в то же время четко оформленными

Если нарушены границы между родительской и детской подсистемой:

[1]

  • размыты — родители меняются местами — в психологическом плане у детей начинаются неврозы, психосоматические заболевания и депрессии (ребенку не под силу справляться с такой формой)
  • излишне жесткие границы — родители не могут, не хотят оказать ребенку помощь. И как следствие — ранняя алкоголизация, наркомания, уход из дома, примыкание к группировкам.

Границы обусловлены семейными правилами, которые должны быть достаточно подвижными и гуманными.

2. Семейные подсистемы:

  • горизонтальные — объединение членов семьи с равным семейным статусом — подсистема детей, родителей, прародителей
  • вертикальные — объединение членов семьи с различным семейным статусом — мать и ребенок, прародители и внук
  • семейные треугольники — это любая подсистема внутри семейных отношений, образованных тремя членами семьи.

В простейшей нуклеарной семье — один семейный треугольник это мама, папа и ребенок.

В расширенной семье — их может быть гораздо больше.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Психология семейных отношений

Семья — это малая социальная группа, члены которой объединены узами кровного родства и супружеских отношений, имеющих социальную и культурную обусловленность.

Семья — это малая группа людей, объединенных общими потребностями и общностью удовлетворения этих потребностей

Функции семьи:

— экономические — поддержание уровня материального положения, функция удовлетворения материальных потребностей на определенном уровне

— демографические — функция продолжения рода, воспроизводства населения.

Психологические функции семьи

  • коммуникативная — функция удовлетворения потребности в общении
  • функция первичного социального контроля
  • рекреативная — функция восстановления сил
  • сексуально-эротическая
  • воспитательная — передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.

Личность формируется всю жизнь — это сейчас общепринятая точка зрения.

Главное — насколько семья способствует формированию и развитию личности.

Дисфункциональная семья — не выполняет свои важнейшие психологические функции (прежде всего функцию личностного роста).

С 70 годов появились первые семейные консультации.

Представление о семье, как системе.

Общая теория систем впервые сформирована в рамках экологии. Биогеоценоз — яркий пример живой системы.

Семья — как некая живая система обладает несколькими базовыми свойствами:

  1. для пропитания — функция семьи необходима, и ее границы должны быть четко оформленными, но в то же время проницаемыми
  2. причинность в семье имеет не линейный, а спиралевидный или циклический характер.

М.Боуэн — один из основоположников семейных систем. «Все люди по жизни являются фрагментами тех семейных систем, в которых они когда-то были включены».

Структура семьи.

1. Границы — внешние и внутренние должны быть проницаемыми и в то же время четко оформленными. Если нарушены границы между родительской и детской подсистемой:

  • размыты — родители меняются местами — в психологическом плане у детей начинаются неврозы, психосоматические заболевания и депрессии (ребенку не под силу справляться с такой формой)
  • излишне жесткие границы — родители не могут, не хотят оказать ребенку помощь. И как следствие — ранняя алкоголизация, наркомания, уход из дома, примыкание к группировкам.

Границы обусловлены семейными правилами, которые должны быть достаточно подвижными и гуманными.

2. Семейные подсистемы:

  • горизонтальные — объединение членов семьи с равным семейным статусом — подсистема детей, родителей, прародителей
  • вертикальные — объединение членов семьи с различным семейным статусом — мать и ребенок, прародители и внук
  • семейные треугольники — это любая подсистема внутри семейных отношений, образованных тремя членами семьи.

В простейшей нуклеарной семье — один семейный треугольник это мама, папа и ребенок.

В расширенной семье — их может быть гораздо больше.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психология семьи
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
( лекция)

Семья ячейка, малая социальная группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По данным переписи населения 88,4 процента всего населения живут в семьях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.

1. ФУНКЦИИ:
Функции семьи сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов.

Современная семья в большей степени чем советская выполняет
функцию приумножения и передачи собственности по наследству.
На разных этапах жизнедеятельности семьи актуализированы те или иные функции. В случае нарушения функций нарушается жизнедеятельность и семья переход в категорию конфликтных.

2. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Структура семьи это число, состав и совокупность взаимоотношений между ее членами.
§ Полная неполная
§ Количество детей,
§ Сколько поколений проживает вместе
§ Имеются ли родственники 1 рода вовне (бабушки и дедушки совместно проживающие)

Анализ структуры отвечает на такие вопросы каким образом в семье реализуются те или иные функции кто осуществляет руководство, кто выполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Варианты: руководство в руках одного члена семьи, равное участие. Обязанности в руках одного члена или распределены обязанности.
Семья чаще всего ориентировано на равноправное распределение
обязанностей, а так же равное участие ее членов в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи это такие особенности которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Так, например если на одного члена семьи ложатся все хозяйственно-бытовые обязанности это может выступить в качестве нарушении структуры взаимоотношений, поскольку препятствует выполнению удовлетворения других потребностей из-за утраты физических сил и неравномерного распределения времени.

3. ДИНАМИКА СЕМЬИ

Э. К. Васильева выделяет 5 жизненных стадий семейного цикла:
1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с момента на
чала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента , когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями или хотя бы один ребенок не имеет семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми имеющими собственные семьи.
2 и 3 стадии несколько искусственны, поскольку не вносят качественного изменения в жизнедеятельность семьи.

4. Образ жизни семьи
5. Семейная идеология или образ мысли семьи Это понятие шире
«ценностных ориентаций». Что в семье позволительно, что нет.

МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

В результате исследования мотивов вступления в брак дисфункциональных семей удалось выявить следующие: бегство от родителей, мотив долженствования (из чувства долга), одиночество, следование традиции (инициатива родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив бегства от родителей пассивный протест против власти родителей.
Долженствование беременность партнерши или чувство вины, которое сопровождало половую близость.
Одиночество встречается у людей переехавших на новое место жительства, у возрастных, одиночество часто является следствие экзистенциональной пустоты.

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В это период завершается ( если была добрачная связь) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация. Значительные усилия на данном этапе прилагаются для обзаведения совместным имуществом , жильем. Складываются отношения с родственниками. Этот период так же важен для осознания и демонстрации взаимной любви, так как после рождения детей времени у супругов на демонстрацию любви станет меньше. На этом этапе после первого года жизни приходится первый пик разводов. Причина: неподготовленность к супружеской жизни, бытовые условия, вмешательство родственников.

Завершающие этап жизнедеятельности семьи. Семья прекращает воспитательную функцию. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает восстановительную функцию семьи, отдых приобретает все более важно значение. Актуализируются проблемы здоровья. Появляются новые роли бабушек и дедушек. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей актуализируют проблемы в признании, любви и уважении, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особо видную роль.

НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

Основные понятия психологии семьи

Определение семьи:
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу – 6 уровней. Более простая – потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно – бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

[2]

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально – эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Нарушение функции семьи – это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений – родители и дети. Существует 2 разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант – семья – клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.

5-й вариант – семья – двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

  • Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).
  • психологическая линия – позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  1. Развод
  2. Смерть одного из членов семьи

В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

  • неподготовленность к супружеству
  • плохие бытовые условия
  • отсутствие жилой площади
  • вмешательство родственников во взаимоотношения молодых

2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция – основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема – что сохранять – себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

  1. Семья с младенцем
  2. Семья с дошкольником
  3. Семья с школьником до 12 лет
  4. Семья с подростком – юношей (12-21год)

Затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя – начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; папе с мамой под 40 – у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Лекция №3. Тема: «Особенности психологии семьи»

Читайте также:

  1. V ЛЕКЦИЯ-ТЕЗИС
  2. Ая лекция
  3. Ая лекция
  4. Бесплатная лекция Зива Корена
  5. Биосинтез белков. Лекция № 10.
  6. БИОСИНТЕЗ БЕЛКОВ. Лекция № 11.
  7. Бодров Ю.И. Лекция. ЛЕКЦИЯ №4.
  8. Введение (установочная лекция)
  9. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
  10. Вводная лекция
  11. Вводная лекция
  12. Вводная лекция
Читайте так же:  Психология мужчины в 28

Тема: «Особенности психологии семьи»

Мотивация:психология семьи изучает факторы влияющие на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, установка на брак и семью, психологические особенности родителей и их детей. Фельдшеру общей практики необходимо знать особенности психологии семьи для оказания психологической, социальной и медицинской помощи.

Цели:

Образовательная:

  • научить принципам организации медицинской помощи на селе,
  • научить особенностям оказания психологической, медицинской помощи в семье в различных жизненных ситуациях.

Воспитательная:

  • стремиться воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

Форма организации учебного процесса:лекция.

Внутрипредметные связи:раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи:психология, история медицины, основы сестринского дела.

Оснащение:таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

Продолжительность занятий:90 минут.

Место проведения:лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, — М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. — Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Величенко В. М, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989. – 324 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, — М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. — Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.
Читайте так же:  Мужчина хлопает женщину по попе психология

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

План лекции:

1. Понятие «психология семьи» и «семья».

2. Стадии жизненного цикла семьи.

3. Структура семьи.

4. Личность и семья.

5. Современная семья и ее проблемы.

6. Современные формы семьи.

Психология семьи – междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи и включающее исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и т.д.

Психология семьи изучает:

[3]

· факторы, влияющие на качество брака,

· цикл развития семьи,

· ролевую структуру семьи,

· распределение власти между членами семьи,

· установки на брак и семью,

· детерминанты выбора брачного партнера,

· эффективность различных методов воспитания,

· психологические особенности родителей и их детей и т.д.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей. Это одна из самых древних социальных единиц, существующая сегодня во всех частях света. С генетической точки зрения семья представляет собой продукт социальной эволюции.

Читайте так же:  Как ведут себя мужчины после расставания психология

Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем в прошлом, в определенной мере обусловлен социальными и экономическими преобразованиями.

Семью можно рассматривать как живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся, гибкую социокультурную систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия. Эта система имеет признаки:

1. система как целое больше, чем сумма ее частей;

2. любое воздействие на систему в целом влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;

3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы отражается в изменении других частей и системы в целом.

Семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, а с другой – к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

Единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении как в физическом, так и в психологическом плане.

Первым описание жизненного цикла семьи сделал Дюваль в 1950-х гг., выделив восемь стадий.

Стадии жизненного цикла семьи (по Дювалю).

1. Супружеские пары без детей (начиная с периода ухаживания и до вступления в брак).

2. Появление в семье детей (до достижения старшим ребенком возраста 2,5 года).

3. Семьи в детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 года до 6 лет).

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет).

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет).

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до ухода самого младшего).

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию).

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

Читайте так же:  Психология межличностных отношений и межличностного воздействия

Каждая стадия цикла имеет свои задачи, связанные с развитием семьи, и свои психологические трудности.

На первой стадии особую сложность представляют проблемы, связанные с приспосабливанием супругов друг к другу и налаживанием отношений с родственниками с обеих сторон. Успешное решение этих проблем зависит от множества факторов, в том числе – от психологической зрелости супругов, их межличностной совместимости, мотивов вступления в брак.

Появление ребенка часто приводит к охлаждению во взаимоотношениях супружеской пары. Иметь детей – значит жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить супругам мало времени для себя. Забота о новорожденном – это круглосуточная работа. Усталость и апатия – обычное состояние в это полное стрессов время, и многие молодые родители испытывают фрустрацию.

Задачи этой стадии заключаются в стабилизации отношений, координации противоречивых потребностей каждого члена семьи и взаимной поддержке. Те, кому не удается справиться с этими задачами, неизбежно столкнуться с трудностями во все последующие периоды.

Появление второго ребенка доставляет семье меньше беспокойства. Однако это событие может стать сильнейшим стрессом для первого ребенка, вызвав изменения в его состоянии и поведении.

Отрочество – период, чреватый стрессами для всей семьи. Подросток не только может, но и должен стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Для родителей это означает постепенный уход детей из-под контроля и большую гибкость семейных ограничений с целью аккомодации к усиливающейся независимости детей. Период полового созревания может сопровождаться так называемым «кризисом идентичности», усиливающим психическую нестабильность и уязвимость подростка.

Стадия ухода повзрослевших детей из семьи может переживаться родителями по-разному. Для одних родителей это время реализации своих личных интересов и возможностей, а для других разрушения и утраты семейных ролей.

Пожилым семьям приходится адаптироваться к уходу на пенсию, болезням, смерти супруга. Уход на пенсию, особенно когда он влечет за собой финансовые трудности, часто связан с глубокими переживаниями. При отсутствии других интересов и круга общения он может стать основным травмирующим фактором.

С психологической точки зрения, наибольшее значение имеют не только сами стадии, сколько переходные периоды между стадиями жизненного цикла семьи. Это наиболее уязвимые моменты в жизни семьи, так как переход не всегда происходит плавно, а иногда может задерживаться, создавая разнообразные внутрисемейные проблемы.

Семья, созданная представителями одного поколения, рождается, живет и умирает, но в определенном смысле обретает бессмертие в своем потомстве. Даже на протяжении жизни одного поколения структура семьи на разных стадиях различна.

Структура семьи – сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, предсказуемые типы поведения. Говоря о структуре семьи, фактически имеют в виду те правила, по которым семья функционирует. Семейные правила, составляющие структуру семьи, проявляются во внутрисемейной иерархии, то есть в распределении власти и ответственности, а также – в распределении семейных ролей.

В здоровой семье власть основана не на насилии, а на признании авторитета членов семьи. Авторитет родителей должен быть всегда выше авторитета детей. Предполагается: тот член семьи, которому делегирована власть, берет на себя и тяготу ответственности, связанную с этой властью. Нормальной принято считать ситуацию, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена.

Ролевые позиции меняются по мере прохождения семьей ее жизненного цикла.

· Одна структура семьи характерна для периода, предшествующего появлению детей,

· вторая – для периода после рождения первого ребенка,

· третья – для периода, когда родители находятся в расцвете сил, а дети достигают подросткового возраста,

· четвертая – для периода старения родителей, взросления детей, создания ими собственной семьи и обретения полной самостоятельности.

Внутри любой семьи можно выделить некие подгруппы (субсистемы), объединенные вокруг какой-либо общей задачей и соответствующей ей деятельности.

Субсистемы:

· субсистема супружеской пары,

· субсистема детей (сублингов – братьев и сестер).

У каждой субсистемы свои функции и задачи, свои способы взаимодействия и границы.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 764 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лекция: Психология семейных отношений. Супружеские конфликты

Федеральное Агентство по образованию

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

На тему: «Психология семейных отношений. Супружеские конфликты»

студентка 23 группы

факультета русского языка и литературы

2. Психология семейных отношений.

3. Профили брака, типы супружеских отношений.

4. Стадии и кризисные периоды брака.

5. Типы супружеских конфликтов.

6. Модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах.

7. Разрешение супружеских конфликтов.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, – нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и увеличение удельного веса однодетных семей – приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Увеличение числа разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается – стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания.

Читайте так же:  Овен мужчина женщина водолей совместимость по гороскопу

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется.

Сокращение и обеднение общение в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

На фоне этого в последнее время широко развивается относительно молодая наука, отрасль психологического знания – психология семьи. Ее предметом являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Психология семейных отношений

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Попробуем представить себе разные семьи, где нам доводилось бывать. От каждой из них остается какое-то свое, совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга… Все эти незначительные, на первый взгляд, детали прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Набор тех признаков, которые входят в понятие «семейное счастье», зависит от того, по каким законам живет сам институт семьи. За последние десятилетия эти законы очень изменились, семья находится в процессе изменения и развития.

Испокон веков семья была хозяйственной ячейкой, и жить в ней было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине было бы очень трудно прокормиться. В семье рождались и воспитывались дети, наследство от старших поколений переходило к младшим. Сегодня хозяйственная функция семьи резко сошла на нет, человек без ущерба для здоровья может прожить и один. На сегодняшний день стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась иными связями.

Следующее, что отличает современную семью, – иная, чем прежде, структура. Сегодняшняя городская семья в основном малочисленна, состоит из одного-двух поколений. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения (хотя значение их все же очень велико) отошли на второй план.

Таким образом, говоря о культуре семейных отношений, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.

Профили брака, типы супружеских отношений

А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».

Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведениях супругов в браке. Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

1. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

6. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, реализующий собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами.

Источники


  1. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

  2. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.

  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.
  4. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  5. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.
Психология семьи и семейных отношений лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here