Психология семейных отношений лекция

Полное описание по теме: психология семейных отношений лекция с профессиональными комментариями и советами.

Психология семейных отношений

Семья — это малая социальная группа, члены которой объединены узами кровного родства и супружеских отношений, имеющих социальную и культурную обусловленность.

Семья — это малая группа людей, объединенных общими потребностями и общностью удовлетворения этих потребностей

Функции семьи:

— экономические — поддержание уровня материального положения, функция удовлетворения материальных потребностей на определенном уровне

— демографические — функция продолжения рода, воспроизводства населения.

Психологические функции семьи

  • коммуникативная — функция удовлетворения потребности в общении
  • функция первичного социального контроля
  • рекреативная — функция восстановления сил
  • сексуально-эротическая
  • воспитательная — передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.

Личность формируется всю жизнь — это сейчас общепринятая точка зрения.

Главное — насколько семья способствует формированию и развитию личности.

Дисфункциональная семья — не выполняет свои важнейшие психологические функции (прежде всего функцию личностного роста).

С 70 годов появились первые семейные консультации.

Представление о семье, как системе.

Общая теория систем впервые сформирована в рамках экологии. Биогеоценоз — яркий пример живой системы.

Семья — как некая живая система обладает несколькими базовыми свойствами:

  1. для пропитания — функция семьи необходима, и ее границы должны быть четко оформленными, но в то же время проницаемыми
  2. причинность в семье имеет не линейный, а спиралевидный или циклический характер.

М.Боуэн — один из основоположников семейных систем. «Все люди по жизни являются фрагментами тех семейных систем, в которых они когда-то были включены».

Структура семьи.

1. границы — внешние и внутренние должны быть проницаемыми и в то же время четко оформленными

Если нарушены границы между родительской и детской подсистемой:

  • размыты — родители меняются местами — в психологическом плане у детей начинаются неврозы, психосоматические заболевания и депрессии (ребенку не под силу справляться с такой формой)
  • излишне жесткие границы — родители не могут, не хотят оказать ребенку помощь. И как следствие — ранняя алкоголизация, наркомания, уход из дома, примыкание к группировкам.

Границы обусловлены семейными правилами, которые должны быть достаточно подвижными и гуманными.

2. Семейные подсистемы:

  • горизонтальные — объединение членов семьи с равным семейным статусом — подсистема детей, родителей, прародителей
  • вертикальные — объединение членов семьи с различным семейным статусом — мать и ребенок, прародители и внук
  • семейные треугольники — это любая подсистема внутри семейных отношений, образованных тремя членами семьи.

В простейшей нуклеарной семье — один семейный треугольник это мама, папа и ребенок.

В расширенной семье — их может быть гораздо больше.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Психология семейных отношений

Семья — это малая социальная группа, члены которой объединены узами кровного родства и супружеских отношений, имеющих социальную и культурную обусловленность.

Семья — это малая группа людей, объединенных общими потребностями и общностью удовлетворения этих потребностей

Функции семьи:

— экономические — поддержание уровня материального положения, функция удовлетворения материальных потребностей на определенном уровне

— демографические — функция продолжения рода, воспроизводства населения.

Психологические функции семьи

  • коммуникативная — функция удовлетворения потребности в общении
  • функция первичного социального контроля
  • рекреативная — функция восстановления сил
  • сексуально-эротическая
  • воспитательная — передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.

Личность формируется всю жизнь — это сейчас общепринятая точка зрения.

Главное — насколько семья способствует формированию и развитию личности.

Дисфункциональная семья — не выполняет свои важнейшие психологические функции (прежде всего функцию личностного роста).

С 70 годов появились первые семейные консультации.

Представление о семье, как системе.

Общая теория систем впервые сформирована в рамках экологии. Биогеоценоз — яркий пример живой системы.

Семья — как некая живая система обладает несколькими базовыми свойствами:

  1. для пропитания — функция семьи необходима, и ее границы должны быть четко оформленными, но в то же время проницаемыми
  2. причинность в семье имеет не линейный, а спиралевидный или циклический характер.

М.Боуэн — один из основоположников семейных систем. «Все люди по жизни являются фрагментами тех семейных систем, в которых они когда-то были включены».

Структура семьи.

1. Границы — внешние и внутренние должны быть проницаемыми и в то же время четко оформленными. Если нарушены границы между родительской и детской подсистемой:

  • размыты — родители меняются местами — в психологическом плане у детей начинаются неврозы, психосоматические заболевания и депрессии (ребенку не под силу справляться с такой формой)
  • излишне жесткие границы — родители не могут, не хотят оказать ребенку помощь. И как следствие — ранняя алкоголизация, наркомания, уход из дома, примыкание к группировкам.

Границы обусловлены семейными правилами, которые должны быть достаточно подвижными и гуманными.

2. Семейные подсистемы:

  • горизонтальные — объединение членов семьи с равным семейным статусом — подсистема детей, родителей, прародителей
  • вертикальные — объединение членов семьи с различным семейным статусом — мать и ребенок, прародители и внук
  • семейные треугольники — это любая подсистема внутри семейных отношений, образованных тремя членами семьи.

В простейшей нуклеарной семье — один семейный треугольник это мама, папа и ребенок.

В расширенной семье — их может быть гораздо больше.

Читайте так же:  Жена ревнует к подругам

Лекция: Психология семейных отношений. Супружеские конфликты

Федеральное Агентство по образованию

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

На тему: «Психология семейных отношений. Супружеские конфликты»

студентка 23 группы

факультета русского языка и литературы

2. Психология семейных отношений.

3. Профили брака, типы супружеских отношений.

4. Стадии и кризисные периоды брака.

5. Типы супружеских конфликтов.

6. Модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах.

7. Разрешение супружеских конфликтов.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, – нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и увеличение удельного веса однодетных семей – приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Увеличение числа разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается – стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется.

Сокращение и обеднение общение в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

На фоне этого в последнее время широко развивается относительно молодая наука, отрасль психологического знания – психология семьи. Ее предметом являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Психология семейных отношений

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Попробуем представить себе разные семьи, где нам доводилось бывать. От каждой из них остается какое-то свое, совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга… Все эти незначительные, на первый взгляд, детали прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Набор тех признаков, которые входят в понятие «семейное счастье», зависит от того, по каким законам живет сам институт семьи. За последние десятилетия эти законы очень изменились, семья находится в процессе изменения и развития.

Испокон веков семья была хозяйственной ячейкой, и жить в ней было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине было бы очень трудно прокормиться. В семье рождались и воспитывались дети, наследство от старших поколений переходило к младшим. Сегодня хозяйственная функция семьи резко сошла на нет, человек без ущерба для здоровья может прожить и один. На сегодняшний день стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась иными связями.

Следующее, что отличает современную семью, – иная, чем прежде, структура. Сегодняшняя городская семья в основном малочисленна, состоит из одного-двух поколений. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения (хотя значение их все же очень велико) отошли на второй план.

Таким образом, говоря о культуре семейных отношений, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.

Профили брака, типы супружеских отношений

А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».

Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведениях супругов в браке. Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

Читайте так же:  Каких женщин мужчины не забывают психология

1. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

[1]

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

6. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, реализующий собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами.

Лекции «Психология семьи»

лекции пси семьи.docx

Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.

В первобытном общ-ве был стадный образ жизни. Виды деятельности: охота и собирательство. Первые отношения между полами — промискуитет(от лат. Общий, смешанный.) т.е не было никаких форм регулирования отношений, свободы, нет запретов, т.е реализации потребностей. Периоды промискуитета чередовались периодами агамии, т.е полный запрет человеческих отношений(половые). В связи с этим стали совершать набеги и осознали, что существуют и другие, возникло осознание того ,что есть «мы» и есть «они». Это привело к трансформации человеческого стада в род(= 40 тыс. лет назад). В первых родовых общинах был матриархат (это говорит о полифункциональности, сократимости женщин). С возникновением родов человеческое сообщество стало делать попытки обуздания половых инстинктов и первый запрет на половые отношения между родителями и детьми, потом он трансформировался на запрет между близкими, считается, что это табу является исторической границей между добрачным состоянием общества и браком, как формой социального регулирования половых отношений.

Первой формой брака был групповой брак, а внутри него первой формой была экзогамия (внешний брак)-полный запрет половых отношений внутри своего рода. При этом групповой брак вначале был дуально-родовым(вступать в половые отношения могли только представители двух родов), а в дальнейшем экзогамия приобрела дуально — фростриальный характер(можно вступать в половые отношения с несколькими родами). Экзогамия рода сочеталась с эндогамией племени.

Причины возникновения экзогамии:

1. Внутри своего рода от половых отношений рождалось большое количество неполноценных детей

2. жизнь требовала расширения социальных контактов

3. с помощью экзогамии удалось установить мир внутри рода

При экзогамии образовалось 3 группы: мужская, женская и детская. Но они были отдельные друг от друга, не связанные. Каждые со своими функциями. И встречи мужчин и женщин носили ритуальный характер, лишь для удовлетворения потребностей переходили в оргостические праздники.

Биологического отца установить было невозможно. Отцом считался вожак племени. Воспитанием занимался род. Когда дети достигали подрост возраста, они переходили во взрослую группу после обряда шищиации (если не способен то в процессе он погибал). Такая форма брака существовала несколько тысячелетий.

=10 тыс.л.н произошла неолитическая революция. С появлением земледелия и скотоводства т.е оседлый образ жизни, привело к возникновению частичной собственности и в связи с этим брак постепенно начал трансформироваться в моногамию . Резко возрастает значимость мужского труда и человечество шагнуло от матриархата к патриархату (=4 тыс.л.н) и только к пятому тысячелетию н.э. установился патриархат.

Прямое следствие этого перехода- от группового к индивидуальному браку между экзогамией и моногамией, как переходная форма существовала полигамия(многообразие) она сменила 2 вида

При возникновении моногамии появляется стабильность в отношениях. Официально моногамию провозгласил Вавилон, царь камураппи. Он ввел свод законов регламентирующих отношения в семье.(муж.глава, накопл ср-ва передает в наследство; женщ.-верность мужу и дом дела. За измену муж-журили;жен-закаппывалли живьем)

Первой исторической формой моногамии были долговые общины(патриархальные семьи, каждая из которых жила в отдельном доме, вели обособ хоз-во; во главе-муж. Вкл: жену детей родственники со своими детьми, вплодь до 3х,4х поколений+рабы, т.е около 300-400 человек).

Первая форма брака, в основе которых лежат экономические отношения-моногамия.

Определение брака и семьи

Брак и семья возникли в разные исторические периоды и имеют различия.

Брак(по Харчеву)- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между муж и жен по средствам которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья(по Сысаеву)- это малая социальная группа, ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связей т.е отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др родственками живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Платон считал, что каждый мужчина до 45 лет должен жениться, а уклонение от этого- преступление.

Типология функции семьи.

Семью исследуют представители разных наук социологии, этнографии, демографии, антропологии, педагогики, психологии и др.

Все исследования семьи можно разделить на 2 группы:

1.Исследование семьи ,как социального института (роль семьи в обществе и функции семьи).

Читайте так же:  Гороскоп водолей женщина и водолей мужчина совместимость

2. Исследование семьи как малой группы (взаимоотношения между членами семьи).

Во 2п. ХХ века возникла психология семьи.(=50-60 лет)

Функции семьи делят на социальные (по отношению к обществу), индивидуальные(по отношению к личности).

Основные социальные функции семьи(по Дружинину):

2.поддерживание благосостояния членов семьи.(экономическая ф-ия).

3.передача социального опыта.

Все индивидуальные функции семьи непосредственно связаны с теми потребностями, которые в семье удовлетворяются, поэтому функций в семье столько, сколько устойчивых потребностей она удовлетворяет. Функции в семье главное, то ради чего семья создается. Если семья не выполняет свои функции, то она дисфункциональна.

Эйдемиллер и Юстицкисс выделяют в индивидуальные функции:

1. Эмоциональное удовлетворение потребностей в симпатии, любви, уважении и т.д

2. Хозяйственно-бытовая – удовлетворение физиологических и материальных потребностей членов семьи, сохранение их здоровья.

3. функция духовного общения – удовлетворяет потребности в общении.

4. воспитательная – удовлетворяет потребность членов семьив отцовстве и материнстве, в общении с детьми, самореализация в детях.

6. функция первичного социального контроля- контроль за трудными детьми. Престарелых людях, недееспособных людях.

Нарушение функций семьи, такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, при этом семья становится дисфункционалльной.

Особой характерной функцией семьи является их комплексность т.е каждая отдельная потребность членов семьи может быть удовлетворена вне семьи, но семья позволяет удовлетворять их в комплексе, но при этом семья «требует» удовлетворение супругов преимущественно в семье.

I. По типу власти:
1. Патриархальные

II. По типу родственного состава

1. нуклеарные (моноядерные), семья включающая мужа и жену, составляющих ядро семьи, может иметь детей, может не иметь.

2. расширенная (полиядерная), включает в себя нуклеарную семью, а так же родственников мужа или жены, проживающих совместно.

III. По составу родителей в нуклеарной семье:

2. неполные(только мать или отец;

3. деформированная( состав родителей полный, нно один из родителей родным не является).

IV. По функциональным особенностям:

V. По количеству детей в семье:

[2]

VI. По социально-ролевым признакам:

3. супружеская (демократическая).

Особенности и тенденции развития современной семьи

Специфика современной семьи определяется четырьмя особенностями:

I.в современной семье особую роль играет родительство. Автор психогенной теории, историк Лайд- деноз выделяет 6 стадий развития детско-родитеьских отношений в истории человечества:

1. инфатицид ( массовое детоубийство);

2. бросающий стиль(сред.века: гувернантки,кормилицы);

3. амбивалентность(16-17 века:ценность ребенка возросла, но еще не высока);

4. навязчивый стиль(18 века: позволить развится всему хорошему и ничему плохому;тотальный контроль);

5. социализирующий(19-20векка: подготовка ребенка к жизни в обществе);

6. полагающий(к20-21 веков: ребенок-личность, равная родителям);

II. основой в супружеского союза в современной семье являются любовь, эмоциональное принятие, поддержка;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

III. Современная семейная система является достаточно открытой т.е в брак легко вступить и легко развестись, к минимуму сведены правовые, этические, религиозные и социально — психологические барьеры;

IV. В современной семье произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной.

Тенденции развития современной семьи.

Тенденции — то, что уровня особенности еще не достигло, но уже просматривается.

1. Возрастание продолжительности жизни и увеличение числа пожилых людей на фоне снижения рождаемости.

В РФ сред. продолжительность жизни мужчин-59 л; женщин-71-73 года; в Японии муж-84, женщины – 88.

В РФ 31% семей однодетные; 21,4%-2 ребенка; 5%- более 2 детей; 42,3%-не имеют, либо дети старше 18 лет. Число детей на 1 российскую семью 0,9 вместо 2,6. Снижение рождаемости приводит к снижению пенсий (работать некому, налоги не платят) и к увеличению мигрантов (нередко преступников).

2. диспропорция в продолжительности жизни муж и жен. Причины смертности мужчин: алкоголизм табакокурение, наркотики, и ПДД.

3. увеличение числа разводов. =1/3(1/2) семей не переживают развод. (80гг-40%; 90е-51%; 2010- разводов). Риск разводов в семьях с 2мя и более детейнежеланных, чем у однодетных.

4. возрастание числа детей воспитывающихся без семьи или в условиях деривации (неудовлетворение потребностей) общение с родителями и близкими.(сироты, воспитанники интернатов, беспризорники). Повышение сиротства спосоствует высокая смертность.

5. возрастание числа несовершеннолетних родителей ( подростковое родительство). 1999г- 270 небрачных детей у матерей 15 лет; 660-у 16лет; 13500-у 17летних.

6. рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. 2/3 всех убийств происходит в стране на этой почве.

7. увеличение числа бездетных (инфертильных) семей, в которых отсутствие детей является сознательным выбором супругов(33%); 15-17%- пока не хотят;14-16%-в силу мед. проблем не имеют детей.

8. возрастание числа двухкарьерных семей.

Патриархальная семья перестает сущ-ть.

Семья как социальная система.

Во 2ой половине ХХ века произошел прорыв в изучении психологии семьи, связанный с системным переходом. Методологической основой системного перехода к семье является общая теория систем основателем которого стал американец. австралийского происхождения биолог Людвиг Фан Берталанфи. Берта считал, что существует 2 взгляда на мир:

Механистический взгляд на мир : элиментаризм-предмет исследования разбивается на электроны ии неделимые составляющие, которые изучаются отдельно. Линейная причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмический: холизм( целостность,гештальт психология)-целое сильнее, чем протая сумма его частей. Взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и процессов системы

Теория семейных систем базируется на организмическом взгляде на мир.

Система-комплекс объектов и их атрибутов, а также и взаимоотношение между объектами и их атрибутами.

Семья-социальная система, объектом которой являются члены семьи, атрибутами тих объектов, их психологические особенности (х-р, темперамент) и объединяет эту систему во взаимоотношениях между объктами и их атрибутами.

Психология семейных отношений. (см. Лекции по сем. Психологии)

Психология педагогической деятельности и личности учителя. Педагогические способности.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности. Это целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Различают 5 уровней продуктивности педагогической деятельности:

Читайте так же:  Козерог обезьяна мужчина в отношениях с женщинами

1 – (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

2 – (низкий) адаптивный; умение приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

3 – (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса; среднепродуктивный.

4 – (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

5 – (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащегося; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; выскопродуктивный.

Стиль педагогического общения;

Структура педагогической деятельности:

1-й компонент – конструктивный;

2-й компонент – интеллектуальный;

3-й компонент – коммуникативный.

Гоноболическая классификация способностей педагога:

Дидактические способности (дидактика – принципы, используемые учителем в преподавании):

принцип научности, доступности, предметности, активности, наглядности;

Перцептивная сторона общения (учитель чувствует аудиторию);

(6 и 7 – невербальное: мимика, пантомимика);

Суггестивные способности (способность к внушению).

Общая харктеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.

Одно из определений общения – это такой тип контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа. В СП используется определение общения межличностное.

Основные параметры межличностного общения:

установление психологического контакта;

установление определенных отношений;

использование вербальных и невербальных средств воздействия.

Характеризуя процесс общения необходимо выделить основные аспекты, по которым выделяют и виды общения:

содержание (та информация, которая передается);

средство (способы кодирование, передачи, переработки и расшифровки информации).

Виды общения по аспектам общения:

1. содержательное – предлагается выделять следующие виды общения:

а) материальное (обмен продукцией…)

б) когнитивное (обмен знаниями);

в) эмоциональное или кондиционное (включая все моменты воздействия);

г) мотивационное (обмен всеми составляющими мотивационной сферы: мотивы, потребности, ценности…)

д) деятельностное (обмен действиями в сфере делового общения, обучения…)

а) биологическое (цель – поддержание определенного статуса жизнедеятельности организма и в целом деятельности организма);

б) социальное (укрепление межличностных контактов и личностный рост).

3. Средство. Существует несколько классификаций:

а) общение может быть непосредственным и опосредствованным; опосредствованное общение предполагает наличие специальных средств;

б) общение может быть прямым и косвенным; прямое – без посредников, косвенное – через посредников;

в) вербальное и невербальное.

4. Общение по традиции делится на деловое (деятельность, внешняя деятельность) и личное.

Существую разные подходы к выделению функций.

Общение служит для регуляции совместных действий.

Общение выступает как инструмент, как средство познания.

Общение выступает как первоначальный инструмент формирования сознания.

Соотношение понятий общения и отношения.

Отношения могут быть межличностные и общественные.

Система общих отношений

Межличностные отношения реализуют общее отношение.

Отношение формируется в общении. В свою очередь общение выступает как способ реализации отношений

Отношения между группами

[3]

Общение, его социально-психологический анализ.

В СП общение принято рассматривать, как единство трех взаимосвязанных сторон.

Коммуникативная сторона (обмен информацией);

Интерактивная (организация взаимодействия между партнерами – обмен действиями);

Перцептивная (восприятие партнера и понимание его на основе восприятия).

Общение как обмен информацией (Коммуникативная сторона общения)

Была попытка выделить специфические особенности человеческой коммуникации:

а) человеческая коммуникация – это процесс, в который включены два активных субъекта. Это означает, что идет активный обмен информацией. Получив информацию, мы видоизменяем ее;

б) в этом процессе идет постоянное взаимовлияние партнеров;

в) оба партнера обладают единой системой кодирования и декодирования информации. В основном подчеркивается общее понимание ситуации.

г) наличие коммуникативных барьеров. Барьеры имеются, прежде всего, социальные. Имеются в виду социальные группы, которые находятся либо в конфликтных отношениях, либо имеют разные взгляды;

д) психологические коммуникативные барьеры:

индивидуальные психологические особенности партнера, которые нарушают коммуникацию;

особенности поведения (дисквалификация высказывания партнера – это, например, непонимание фразы; прямое толкование сравнения; приписывание партнеру того, что он не говорил; утаивание паттерна информации, необходимой для данных отношений; жесткие установки по поводу того, каким партнер должен быть);

рассогласование вербальной и невербальной информации.

Гипотеза Бейтсона: те дети, которые часто попадают в ситуацию двойного смысла, подвергаются опасности шизофрении.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушанья декодирует эту информацию.

Структура коммуникативного акта.

Самая простая модель принадлежит Янушек: К – С – Р.

К – коммуникатор, тот, кто передает информацию; С – сообщение; Р – реципиент.

Модифицированная схема передачи и восприятия сообщения:

Кодирование Текст

И

нтенция Декодирование;

Раскрытие смысла

К

Сообщение

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т. к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее сознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Прикладной подход. Схема Ласуэла.

Коммуникативный акт включает в себя коммуникатора, текст или сообщение, канал передачи, аудиторию и эффективность. (Для СМИ – пресса).

Исследование убеждающей коммуникации.

Рассматривают отдельно фигуры К и Р и характеристики этих персонажей, которые способствуют или затрудняют коммуникацию.

Читайте так же:  Психология разведенной женщины

Коммуникатор – для эффективной коммуникации необходимы следующие характеристики:

частый контакт глаз;

не заинтересованность в передаваемой информации (личная выгода).

Отечественные исследователи исследовали способы включения коммуникаторов в контакт:

1. Авторитарный — вытесняет из сознания Р его собственное содержание (лекция, реклама и т. д.). Предполагает монолог, особое положение в пространстве К и Р. Авторитарное включение имеет смысл применять в тех случаях, когда нам необходимо добиться быстрого эффекта, но краткосрочного по действию.

2. Диалогическое включение. К и Р выступают как собеседники. Отсутствие особого расположения в пространстве, равные возможности высказывания. Персонифицирует свои высказывания, т. е. дает свое личное отношение. Самораскрытие К перед Р. Эффект отсрочен, но более длителен.

Конформное включение – несостоявшееся включение. К и Р существуют сами по себе.

позитивный эмоциональный фон;

отвлечение его внимания (реклама, концентрация внимания на пирамиде и т. д.);

обращение к личным проблемам и страху.

Невербальная коммуникация — исследуется в первую очередь структура. Делится на системы и подсистемы.

экстралингвистика (неречевые включения в речь: смех, плач, пауза, кашель…)

просодика (паралингвистика) включает в себя рассмотрение темпа речи, тембра голоса, вокализацию.

кинесика (мимика, жесты, поза, походка, физиогномика – строение черепа и тела);

таксика (прикосновение): статические (рукопожатие) и динамические (поглаживание).

альфакторная(система запахов) – запах косметики и запах тела.

пространственно – временные отношения (дистанция общения: интимная – 0 – 6 с; личные – 50с – 1,5 м; социальные – 1,5 – 4 м; публичные – 4 – 7 м);

ориентация и угол между общающимися;

Временные характеристики – хронотропы – устойчивые сочетания пространственных и временных характеристик, которые запускают определенные виды поведения (например, хронотроп вагонного попутчика).

Курс лекций «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Открыт набор на курс «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Курс в первую очередь необходим людям, столкнувшимся с проблемами зависимости и созависимости в своей семье. Полученные знания будут полезны тем, кто понимает серьезность этих проблем и хочет помочь в их решении себе, своим близким и друзьям. Так же курс важен для всех, кто стремится построить здоровые семейные отношения, основанные на подлинной любви, открытости и взаимопонимании.

Может показаться странным, но подавляющее большинство живущих и живших на земле людей являются, в определенном смысле, наркоманами, потому что используют, как наркотик, различные средства, меняющие эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению и уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать алкоголь, какой-то другой химический наркотик, но может стать и азарт, и секс, и власть, и деньги; в наркотик могут превратиться отношения с другим человеком, и работа, и даже превратно понятая религия.

Но почему люди так упорно ищут наркотик? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо выяснить, что такое созависимость, которая свойственна подавляющему большинству людей и распространена так широко, что люди даже стали считать ее нормой человеческого существования, а вовсе не патологией.

Симптомы созависимости наиболее ярко и полно проявляются у человека в его отношениях, прежде всего, с ближайшими родственниками. Поэтому в нашем курсе мы уделяем первостепенное внимание проблемам дисфункциональной семьи, которая является и причиной, и следствием зависимого и созависимого поведения. Мы рассматриваем все нарастающее явление одиночества и неспособности создавать близкие отношения. Мы говорим о путях выздоровления человека в семье и других человеческих сообществах и группах.

Вирджиния Сатир, известный американский психолог:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«. Семья — это микрокосмос всего мира. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».

Источники


  1. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.

  2. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.

  3. Чернобров, Вадим Формула любви / Вадим Чернобров , Екатерина Головина. — М.: Поколение, 2017. — 416 c.
  4. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.
  5. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.
Психология семейных отношений лекция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here