Содержание
Здоровье психическое и здоровье психологическое
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества и выделяет следующие его критерии:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
— соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
— способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
В узком смысле под психическим здоровьем понимают отсутствие психических аномалий, классификацию которых предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин:
1) психозы –тяжелые душевные заболевания, бытовым языком «сумасшествие»;
2) психопатии, представляющие собой не болезнь, а аномалии характера; в настоящее время вместо слово «психопатия» употребляют термин «личностное расстройство»;
3) неврозы – легкие психические расстройства;
4) слабоумие.
Также в отечественной медицине употребляется термин пограничное состояние, под которым подразумеваются нерезко выраженные нарушения, граничащие с состоянием здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических нарушений. При этом необходимо отличать понимание пограничной психопатологии в отечественной психиатрии от понимания аналогичного термина в психоаналитическом подходе, где пограничному уровню развития психики отводится место на границе между психотическим и невротическим уровнями.
В дополнение к понятию психическое здоровье И. В. Дубровина предложила концепцию психологического здоровья, под которым понимаются психологические аспекты психического здоровья — то, что относится к личности в целом, с высшими проявлениями человеческого духа.
Если для психического здоровья за норму принимают отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Автор концепции «психологического здоровья» описывает три его уровня:
1) К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.
2) К среднему уровню — адаптивному — отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья.
3) Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.
Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Аккомодативный стиль поведения означает использование активно-наступательной позиции, стремление подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.
Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Характеристики психологически здорового человека:
— спонтанность и творчество, жизнерадостность, открытость, самопознание и познавание окружающего мира не только разумом, но и чувствами, интуицией;
— принятие самого себя и признание ценности и уникальности окружающих людей;
— ответственность за свою жизнь и извлечение уроков из неблагоприятных ситуаций;
— наполненность жизни смыслом, хотя человек не всегда формулирует его для себя;
— постоянное развитие и способствование развитию других людей;
— жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но человек хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни;
— способность находиться в ситуации неопределенности, доверие тому, что будет завтра.
Отношение современных школьников к здоровью
Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главная ценность в жизни — это собственное здоровье. Но как ни парадоксально, эта банальная истина становится ясной именно в те минуты, когда наш организм одолевают всевозможные недуги.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Эту простую истину знали и понимали спартанцы, древние греки, римляне. Они закалялись и приобретали мужество и храбрость в повседневной борьбе с суровой природой.
Часто школьники ошибочно полагают, что здоровье и долголетие человека — дар случайный. Это неверно, и доказательством тому служат многочисленные судьбы людей, сделавших своим жизненным кредо здоровый образ жизни. Борьба за здоровье и продление жизни требует соблюдения выработанных наукой и народной мудростью профилактических мероприятий. В связи с этим особое значение в современной школе XXI века приобретает целенаправленное формирование понимания здоровья как важной человеческой ценности на ранних этапах развития личности.
В 2009-2010 учебном году педагоги-психологи Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра города Владимира провели исследование в школах г. Владимира на тему «Отношение к здоровью». В основе предложенной учащимся анкеты положен опросник «Отношение к здоровью» и его интерпретация, опубликованный в «Практикуме по психологии здоровья», под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2005.- (Серия «Практикум по психологии»). Цель данного исследования — выявление отношения школьников к своему здоровью.
Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния. Категория «отношения» — одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале 20-го века в школе В.М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А.Ф. Лазурским и С.П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношение к среде». Преждевременная смерть А.Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В.Н.Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быть описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В.Н.Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического — эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой.
Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (окружающая среда, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения — правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения — длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью как ценности на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в школе).
Отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой стороны — оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, отношение к здоровью может быть рассмотрено, как одна из основных «мишеней», на которую следует направить воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья.
В опросе приняли участие учащиеся 10 — 11 классов в количестве 375 человек из 14 школ города Владимира: №1, 5, 8, 10, 13, 14, 19, 20, 32, 37, 40, 41, 48 и Лицея-интерната №1.
Наиболее актуальными ценностями, важными в данный момент для учащихся, стали: здоровье (256 чел.) -68,3% и верные друзья (231 чел.)- 61,6%. Ценность «здоровье» выбрали приоритетной 8 школ из 14-ти: №1,13,20,32,40,41,48, лицей-интернат. Ценность «верные друзья» была выбрана учащимися 6 школ: № 5;8;10;14;19;37. Наименее актуальными ценностями, согласно данным опроса, стали: материальное благополучие; интересная работа (карьера), признание и уважение окружающих и независимость (свобода).
Для того, чтобы добиться успеха в жизни, 72,3% респондентам (271 чел.) необходимо хорошее образование; а 64,8% (243 чел.)- упорство и трудолюбие. «Хорошее образование» как путь к достижению успеха в жизни избрали учащиеся 9 из 14-ти школ. Одна треть опрошенных считает, что здоровье необходимо для достижения успеха в жизни. Наименее значимыми для достижения успеха респонденты сочли: нужные связи, материальный достаток и везение (удачу).
Наибольшее влияние в области здоровья на участников опроса оказывают врачи (224 чел.-59,7%), радио, телевидение (209 чел.-55,7%), друзья, знакомые (192 чел.-51,2%). С точки зрения респондентов, на состояние их здоровья оказывают особое влияние такие факторы как экологическая обстановка (221 чел.-56,3%) и образ жизни (204 чел.-54,4%). Менее популярными факторами оказались: особенности питания, вредные привычки, недостаточная забота о своём здоровье, качество медицинского обслуживания, профессиональная деятельность (работа), материальное благосостояние.
Когда у опрашиваемых со здоровьем всё благополучно, они чувствуют себя преимущественно: спокойными (234 чел.- составляет 62,4% от общего количества участников), счастливыми (167 чел.-44,5%), довольными (156 чел.-41,6%).
Когда же узнают об ухудшении своего здоровья, они чувствуют себя чаще всего: расстроенными (отметили 184 чел., что составляет 49,2%); озабоченными (151 чел.-40,3%); встревоженными и сильно нервничающими (121 чел.-32,3%). Реже респонденты испытывают такие чувства, связанные с ухудшением своего здоровья, как: подавленность (отметили 100 чел.-26,7%);страх (84 чел.-22,4%); раздражённость (83 чел.-22,1%); спокойствие (72 чел.-19,2%); сожаление (47 чел.-12,5% ); стыд (19 чел.-5,1%); чувство вины (13 чел.-3,5%).
Для поддержания своего здоровья участники опроса избегают вредных привычек (208 чел.-55,5%), занимаются физическими упражнениями (201 чел.-53,6%), заботятся о режиме сна и отдыха (130 чел.-34,7%), одна треть посещают спортивные секции (126 чел.-33,6%.). Если участники опроса заботятся о своём здоровье недостаточно либо нерегулярно, то причинами этого обычно становятся: недостаток времени (отметили 208 чел. из 375, что составляет 55,5%) и недостаток силы воли (127 чел. — 33,9%). В первую очередь недостаток времени для заботы о своём здоровье испытывают учащиеся следующих школ: №1, Лицей-интернат №1, №8, 10, 13,14,19, 20, 32, 37, 40, 41, 48. Менее значимыми остались такие причины, по которым участники недостаточно или нерегулярно заботятся о своём здоровье: 1) есть более важные дела — 92 чел. — 24,5%. 2)нет компании, а одному скучно — 81 чел. — 21,6%; 3)не знаю, что нужно для этого делать — 66 чел. — 17,6%; 4)необходимы большие материальные затраты — 56 чел. — 14,9%; 5)не хочу себя ни в чём ограничивать — 53 чел. — 14,1%;
На вопрос «Если вы чувствуете недомогание, то :», участники опроса выбрали следующие варианты: в первую очередь большинство из них сами принимают меры, исходя из прошлого опыта (244 чел, что составляет 65,1% от всех опрошенных); обращаются за советом к друзьям, родственникам, знакомым 225 чел. — 60%; обращаются к врачу 202 чел. — 53,9%. Наименьшее число опрошенных стараются не обращать внимания на недомогание, если его и чувствуют: 76 чел. — 20,3%.
Последний вопрос «Что такое здоровье?» вызвал различные мнения респондентов, но большинство из них пришли к выводу, что здоровье — это: физическое благополучие (полноценность) — отметили 85 чел. — 22,7%; психологическое (моральное, духовное, душевное) благополучие — 79 чел. — 21,1%; состояние организма — 58 чел. — 15,5%; отсутствие болезней — 58 чел. — 15,5%; хорошее самочувствие — 45 чел. — 12%. А также среди ответов были следующие: здоровье — это социальное благополучие; образ жизни; занятия спортом; отсутствие вредных привычек; ведение здорового образа жизни; главное в жизни; это жизнь; счастье, счастливая жизнь; хорошее настроение; предмет заботы; гармония всех составляющих.
Психологическое здоровье детей
Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. Все, что происходит в общении взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние на отношение к здоровью в период начала школьной жизни. Отношение ребенка к своему здоровью должны быть предметом педагогического общения с раннего детства. Здоровье является условием успешного функционирования жизнедеятельности человека. Так как здоровье рассматривается на всех уровнях существования человека (биологический, психический, социальный), то оно выступает предметом исследования различных научных дисциплин: анатомии, медицины, психологии, социологии, философии. В рамках психологии здоровье изучается на уровне личности – «психологическое здоровье» — которое «относится к личности в целом, находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа» (И.В. Дубровина, 1997).
Среди характеристик и критериев психического здоровья особое значение придается ее гармоничности, уравновешенности, степени ее интегрированности, ориентации на саморазвитие, духовности. Данные характеристики описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Такие характеристики здоровой личности Б.С. Братусь назвал описательными критериями психического здоровья (Б.С. Братусь, 1988). Таким образом, термин «психическое здоровье» наполняется все большем содержанием.
Психологический компонент здоровья включает здоровье как индивидуально-психологический феномен и опосредуется системой ценностей личности, в том числе морально-нравственными и религиозными. Психологическое здоровье подразумевает возможность человека ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. Психологически здоровая личность – это личность, способная справляться с внутриличностными конфликтами. Психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека, и представляет собой процесс развития в направлении достижении человеком своей сущности и самоактуализации.
Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая рассматривала аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа [10, с.4].
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. Нарушения психологического здоровья делают невозможным полноценное личностное развитие человека, могут негативно влиять на его судьбу или жизненный путь. Основная функция психологического здоровья — это поддерживание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, но в особенности в трудных условиях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Психологическое здоровье описывается через различные характеристики: ведущие ценности; личностные особенности; уровень тревожности; успешность адаптации, самореализация и другие. Это приводит к противоречивости в показателях психологического здоровья. Задача выделения единой системы показателей психологического здоровья осложняется тем, что исследования психологического здоровья проводятся на разных возрастных этапах (детство, юношество, взрослость), акцент в изучении делается на показателях, которые характерны для выбранного периода. Это приводит к увеличению количества возможных показателей психологического здоровья.
Б.С. Братусь предлагает рассматривать психологическое здоровье в качестве трехуровневого образования. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой (определяется качеством смысловых отношений человека). Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья (его оценка зависит от способностей человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений). Третий уровень – уровень психофизиологического здоровья (определяется способностями внутренней нейрофизиологической организацией факторов психической деятельности).
Ряд авторов, изучая психологическое здоровье в период детского онтогенеза, делает акцент на следующих показателях психологического здоровья личности: тревожность; характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка (А.В. Шувалов, В.Э. Пахальян, И.В. Дубровина).
Так как психологическое здоровье подразумевает наличие подвижного равновесия между индивидом и средой, то в качестве основного критерия можно выделить адаптацию ребенка к социуму. Опираясь на это положение, выделяют несколько уровней психологического здоровья ребенка:
- Креативный уровень: такие дети легко и достаточно устойчиво адаптируются к любой среде, обладают необходимым резервом для преодоления стрессовых ситуаций и характеризуются активным отношением к действительности.
- Адаптивный уровень: дети в основном адаптированы к социуму, но у них наблюдаются отдельные элементы проявления дезадаптации, выражающиеся в основном в повышенной тревожности.
- Ассимилятивно-аккомодативный уровень: к данному уровню относятся дети неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие зависимость от факторов внешнего воздействия [1, с.50].
Выделение данных уровней психологического здоровья позволяет дифференцировать психологическую работу с детьми и использовать различные методы работы. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, в то время как дети третьей группы нуждаются в серьезной индивидуальной коррекционной работе.
К психологическим аспектам здоровья можно отнести эмоциональное, интеллектуальное и душевное самочувствие. Рассмотрим данные аспекты.
Интеллектуальный аспект выражается в развитии процессов мышления, памяти, речи. Дошкольный возраст ребенка характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Данное развитие мышления способствует освоить новые виды деятельности – игровую, конструктивную, изобразительную.
Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности. У ребенка обогащается словарный запас, формируется грамматический и лексический строй речи. Ребенок может не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, о себе, своих действиях, о своем месте в мире.
Эмоциональный аспект выражается в благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Известно, что дошкольный возраст характеризуется сильной эмоциональной зависимостью от матери и взрослого. Именно от них и благодаря им ребенок развивается, впервые слышит человеческую речь, постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. Эмоциональная депривация способствует нарушению адаптации ребенка, провоцирует психоневрологические нарушения. Доказано, что дети, которые лишены возможности полноценного эмоционального общения с матерью, во многом отстают от своих сверстников в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Такие дети начинают поздно говорить, ходить, их игровая деятельность характеризуется бедным сюжетом и однообразием, часто наблюдаются предметные манипуляции. Дети пассивны, нелюбознательны, они не владеют навыками общения с другими детьми и взрослыми. Таким образом можно увидеть, что эмоциональное общение ребенка со взрослым является основополагающим и ключевым для психического развития и психологического здоровья.
Душевный компонент характеризуется состоянием общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение.
К признакам душевного неблагополучия можно отнести:
— чувство вины и стыда перед самим собой;
Эксперты ВОЗ выявили, что нарушение психологического здоровья у детей встречается гораздо чаще в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Преобладающая часть нарушений психического здоровья у детей имеет две характерные черты:
1. Нарушения представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
2. Многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.
- Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
- Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – том 11. — №4 (5). – с. 195 – 199.
- Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 268 с.
- Дубровина М.В. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.
- Семочкина Г.Н. Сохранение психологического здоровья// Педагогическое обозрение. – 2012, №5 (124). – С. 4 – 5.
Факторы, формирующие отношение к здоровью
Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными.
В специальной литературе выделены основные группы факторов, определяющих здоровье человека: биомедицинские, социально-экономические, поведенческие, социально-демографические, этнокультурные и психосоциальные. Анализ влияющих на отношение к здоровью факторов, представленных различными учеными, отразил изменения исследовательских интересов за последние десятилетия. Так, в 60-70-е годы прошлого века развивалась идея доминирования биомедицинских факторов в отношении к здоровью. В 80-е годы — социально-экономических, в 90-е годы — социально-психологических, поведенческих, а в начале XXI века — культурологических [31, с. 107].
Исследование поведенческого фактора здоровья в рамках наиболее актуального на сегодняшний день концептуального подхода, в соответствии с которым поведенческий фактор играет ведущую роль и опосредует действие всех остальных факторов, продемонстрировало его жесткую детерминированность социально-демографическими параметрами и выявило важную тенденцию, свойственную всем социально-демографическим группам опрошенных российских респондентов: забота о здоровье обуславливалась его ухудшением. Это свидетельствовало о доминировании в отношении к здоровью лечебного, а не профилактического компонента. Модель самосохранительного поведения россиян (в рамках исследования И.В. Журавлевой) представлена как набор следующих причин заботы о здоровье: «ухудшение здоровья» — «страх перед заболеванием» — «информация от медиков», т.е. россиянин начинает заботиться о здоровье, заболев или стараясь предотвратить болезнь, о которой ему говорил врач. Для сравнения автор приводит соответствующую модель самосохранительного поведения у финнов: «информация от медиков» — «семейные традиции самосохранительного поведения» — «медицинские сведения из СМИ». «Ухудшение здоровья» — последняя по значимости причина [14, с. 59].
Повышение двигательной активности, следование правилам ведения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек — составляющие действенного компонента формирования здоровья. В различные возрастные периоды качественно меняется структура отношения к своему здоровью. Наибольшие отличия характерны для поведенческого и эмоционального компонентов отношения к здоровью. При развитии отношения к собственному здоровью растет степень согласованности всех компонентов.
Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношений к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержания своего здоровья.
Личностное влияние учителя на процесс становление отношения к здоровью у подростков предполагает когерентность структуры интенсивности отношения к здоровью самого учителя.
Фактором, влияющим на повышение значимости ценности здоровья, является общественное мнение, формируемое школой и семьей, которое способствует получению научно обоснованной информации подростком и расширяет представление о здоровье и здоровом образе жизни.
Психолого-педагогической моделью формирования осознанного отношения к здоровью у подростков могут служить ценностно-ориентированные социально-психологические тренинги, направленные на осознание психологического и духовного компонентов здоровья, приводящие к расширению мотивационной составляющей отношения человека к собственному здоровью [11, с. 28].
Стремление делегировать приоритет ответственности за свое здоровье внешним обстоятельством является устойчивой характеристикой массового сознания, которая сформировалась в условиях патерналистского характера советского здравоохранения на протяжении последних десятилетий. В новых экономических обстоятельствах актуализировалась потребность увеличения личной ответственности индивида за свое здоровье. В настоящее время эта тенденция характерна в большей степени для молодых людей, лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности и хорошим здоровьем.
Уровень гигиенической информированности и грамотности российского населения настолько низок, что является фактором, снижающим профилактические возможности индивида предотвратить элементарные заболевания, адекватно реагировать на проводимые профилактические программы; фактором, усугубляющим последствия травм и несчастных случаев вследствие неумения оказать себе и другим первую медицинскую помощь. Чем ниже уровень образования человека, тем меньше у него потребность в информации о здоровье.
Наиболее изученными сегодня являются социально-демографические факторы здоровья: пол, возраст, уровень образования, социальный и экономический статус. Наименее исследованы этнокультурные факторы — национальные обычаи, традиции, исторические особенности существования каждой нации, системы воспитания, ценностные ориентации, социальные нормы, воздействующие на отношение к здоровью представителей различных национальных и этнических групп [33, с. 59].
Влияние этнокультурных факторов изучалось в исследовании под руководством И.В. Журавлевой в Душанбе и двух международных проектах. Выявлена более низкая самооценка здоровья и активность в заботе о нем, у русских респондентов по сравнению с представителями других национальностей. Необходимость адаптации российского населения к происходящим переменам обусловила возрастание роли психосоциальных факторов, которые рассматриваются как проявление хронического стресса.
Социологическими маркерами реакции населения на ситуацию стресса являются: степень удовлетворенности жизнью, чувство одиночества, снижение самооценок здоровья, обострение имеющихся и возникновение новых заболеваний [36, с. 8].
По результатам международной программы «МОНИКА», связанной с выявлением групп риска хронических заболеваний, наиболее низкие и устойчивые показатели стресса исследователи пронаблюдали у респондентов с высшим и средним образованием. У специалистов с высшим образованием, понизивших свой социальный статус, этот процесс происходил болезненнее, чем у категорий с более низким статусом. Корреляция уровня стресса с самооценкой здоровья указывала на то, что, чем выше самооценка, тем ниже уровень стресса независимо от пола респондентов. Уровень стресса возрастал по мере уменьшения активности заботы о здоровье.
Таким образом, проанализировав факторы, влияющие на формирование отношения к здоровью, целесообразно выделить поведенческий фактор, рассматриваемый в рамках концепции самосохранительного поведения. Он характеризуется двумя основными стимулами заботы о здоровье — ухудшением здоровья и страхом перед заболеванием — имеющими лечебную, а не профилактическую направленность. Поведенческий фактор опосредует действие всех остальных факторов, переводя понимание необходимости заботы о собственном здоровье в ценностное отношение к нему на уровне действий.
Отношение к здоровью
Рассматривая личность как биосоциальный организм, A. Ф. Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию (Лазурский Л. Ф. Классификация личностей. Л., 1925). Другой ее важной стороной он считал отношение личности к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Лазурский придавал особую роль отношениям в достижении душевной гармонии личности, под которой понимал разносторонность, полноту и согласие психических функций человека. Вершина разработки идеи отношений в отечественной психологии представлена в творчестве В. И. Мясищева. Таков один из выводов, к которому приходит Е. В. Левченко, завершая свое обстоятельное исследование истории психологии отношений (Левченко Е. В. История психологии отношений. Автореф. докт. дис. СПб., 1995). Одно из ключевых положений разработанной Мясищевым концепции формулируется так: личность — это система, психическое — это прежде всего система отношений.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Конкретные виды отношения к здоровью находят проявление в действиях, поступках, переживаниях, суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое, психическое и социальное благополучие. Критерием же меры адекватности отношения к здоровью является степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены. Что касается вербально реализуемых мнений и суждений относительно форм здорового поведения, то критерием их адекватности может выступать уровень осведомленности или компетентности индивида. Соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья также является одним из критериев адекватности отношения к здоровью.
Отношение к здоровью является одним из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится в своей сущности к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. На самом деле, формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание.
1. Одна из проблем в том, что здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным (поскольку и так все хорошо) предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению своего здоровья.
2. Как правило, здоровье привлекает к себе внимание, когда с ним возникают какие-то проблемы. Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, особую значимость тогда, когда оно уже нарушено.
3. В основе нездорового поведения нередко лежит феномен ≪нереалистичного оптимизма≫, неоправданного, ничем не обоснованного. Его формированию способствуют определенные психологические факторы:
• отсутствие личного опыта болезни;
• вера в то, что если проблема (заболевание) еще не появилось, то она не появится и в будущем;
• вера в то, что если проблема со здоровьем и появится, то с ней можно будет справиться, предприняв соответствующие действия.
4. Довольно типичной является ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.
5. Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.
6. Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (выкурить ≪хорошую≫ сигарету, съесть мороженое и т. д.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.
7. Нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).
8. Значительная часть самосохранительного поведения человека определяется его представлениями о здоровье. Если рекомендации по укреплению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет невысокой.
9. Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представителями среднего и особенно старшего поколения. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага, карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места.
10. Социальное давление зачастую заставляет людей осуществлять нездоровое поведение (например, роль референтных групп у подростков в плане их приобщения к курению, алкоголю, наркотикам).
11. Существует эффект задержанной обратной связи: люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, через несколько дней, а чаще через месяцы и даже годы. Люди этого не понимают, им это зачастую просто не объясняют. Их не настраивают на терпеливую, систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернуться к ним уже никогда. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни.
12. Время от времени появляется мода на здоровье, но нет попыток поставить эту проблему на долгосрочную перспективу в качестве государственной.
В отношении к здоровью присутствует и гендерный аспект. Ценность здоровья выше для женщин. Они заботятся о здоровье, даже не имея с ним сколько-нибудь значимых проблем. Мужчины, как правило, обращают внимание на здоровье, когда оно ухудшается. Причем в обеспечении здоровья мужчины отдают предпочтение ≪условиям жизни≫ и только при очевидных нарушениях в состоянии своего здоровья начинают придавать значение собственным усилиям. Они в большей степени, чем женщины, считают возможным пожертвовать своим здоровьем ради карьеры, достижения профессиональных успехов, проявляя готовность ≪сгореть на работе≫.
18. Психологическое здоровье. Критерии психологического здоровья.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для жизнедеятельности; это душевное ми личностное здоровье.
Психологическое здоровье определяется 2 признаками:
1. Придерживаться жизненным принципам.
2. Эффективная адаптация.
1. Адекватное восприятие окружающей среды.
2. Осознание совершаемых поступков.
6. Способность устанавливать близкие контакты.
7. Полноценная семейная жизнь.
8. Чувство привязанности и ответственности.
9. Ориентация на саморазвитие.
19. Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).
1. критичность и саморазвитие.
2. Адекватность общего уровня активизации нервно — психологического напряжения.
3. способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией.
4. коммуникация, эффективные способы нахождения эффективного языка.
5. способность к достижению и поддержки необходимого уровня IQ работоспособности.
6. Чувство юмора.
Свобода от зависимостей.
Способность принимать себя, самоактуализация.
Способность сохранять оптимальный настрой.
Способность к истинному проявлению оптимизма.
Черты психически здоровой личности
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине собой, в раздумьях.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности, индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять».
Источники
Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.- Елена Туник Психодиагностика супружеских отношений / Елена Туник. — М.: Питер, 2014. — 187 c.
- Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.
Позвольте представиться, меня зовут Ерофей. Более 10 лет работаю семейным психологом и считаю, что являюсь специалистом в этом направлении — хочу научить всех посетителей портала решать разнообразные задачи.
Данные собраны и тщательно переработаны для того, чтобы донести в полном виде всю требуемую информацию. Чтобы применить все описанное здесь — предварительно всегда необходимо обязательно проконсультироваться с профессионалами.