Психология отношения к природе

Полное описание по теме: психология отношения к природе с профессиональными комментариями и советами.

Психология отношения к природе

Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира. Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости. Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания.

Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает в определенном смысле промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии.

Важно понять понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.

«Моя собака» Лена К. 11 лет.

Смысловую разницу между «миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы», безусловно, подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия природы.

Смысловые различия между «миром природы» и «природной средой» можно продемонстрировать также с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура». «Природа как среда» для человека субъективно выступает своего рода «фоном», на котором разворачивается деятельность тех или иных субъектов. «Мир природы» всегда является для человека «фигурой», на которой собственно и концентрируется его внимание. Человек склонен очеловечивать объекты природы, наполнять их теми качествами и характеристиками, которые присущи миру человека. Так, например, мы присваиваем своим домашним питомцам те качества, которые присущи нам, либо те, которых нам по объективным причинам не хватает. Именно благодаря этому мы видим, что собаки очень сильно похожи на своих хозяев.

Мы наслаждаемся картинами природы, игрой животных, тем, как наши собаки взаимодействуют с детьми и т.п.

В педагогической литературе сложилась традиция использования таких полярных терминов, как «потребительское отношение к природе» («утилитарно-потребительское») и «ответственное отношение к природе» (или «сознательное отношение»).

Под «потребительским отношением» понимается «безумное», «расточительное», «бесхозяйственное» и т.п. использование природы. А.Н. Ильина (1998 г.) использует термин «агрессивно-потребительское» отношение к природе.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
На первый взгляд глава, посвященная теоретическим соображениям и формализации знаний, кажется излишней в книге, адресованной широким кругам кинологов. Однако, уважая своих читателей, мы считаем не .

Слагаемые предпринимательского успеха
В предпринимательстве успех связывается с разными о нем представлениями. Есть предприниматели, которые считают большим успехом практическую реализацию своей идеи. Другие считают успехом получение круп .

АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОЛОВЫ И ПОЛОСТИ РТА
Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта и одновременно неотъемлемой частью головы. Рассматривать строение ротовой полости и ее особенности у различных видов животных нео .

Психология отношения к природе

Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и психолого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его формирования в онтогенезе, методам психологической диагностики этого отношения и способам его формирования и развития.

Образовательная среда: от моделирования к проектированию

Автор: Ясвин В.А. Книга содержит комплексный анализ образовательной среды, ее типов, влияния…

Психология личности

Личность — одно из многозначных понятий в психологии. Оно имеет различные толкования…

Философские сказки

Пять философских очерков известного французского астронома и популяризатора науки.

Моральные домогательства. Скрытое насилие в повседневности

В жизни случаются встречи, вдохновляющие и побуждающие нас отдавать всё лучшее, что в нас…

Статьи за 10 лет о молодежи, семье и психологии

Соавтор: Татьяна Львовна Шишова

Психология способностей

В книге рассматривается история становления и современное состояние науки о способностях.

5 языков любви

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

Психология отношения к природе

В который раз душе покоя не дает Собака с говорящими глазами, Отчетливым виденьем в памяти живет — Их доброту и боль не передать словами. Где бродишь ты сейчас, о падшая волчица, Нося под сердцем пламенным щенков? Быть может, ласки ждешь, смотря в чужие лица, И свято веришь в них, как в праведных богов? Как жаль, что никогда не сможешь ты понять, Собака с говорящими глазами, Что значит навсегда кого-то потерять, И Бог тебя, увы, не наградил слезами. И снова под дождем, забыв про грязь и слякоть, Давай с тобой споем всем тем, кто может плакать. Пусть каждый для мечты в душе откроет дверцу И вечно ждет любви, как ждет собачье сердце…

Хотелось бы более основательно остановиться на анализе формирования отношения к природе и влиянии этого отношение на развитие личности.

Психология отношения к природе

Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира. Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости. Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания.

Читайте так же:  Зрительный вектор женщина векторная психология

Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает в определенном смысле промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии.

Важно понять понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.

Смысловую разницу между «миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы», безусловно, подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия природы.

Смысловые различия между «миром природы» и «природной средой» можно продемонстрировать также с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура». «Природа как среда» для человека субъективно выступает своего рода «фоном», на котором разворачивается деятельность тех или иных субъектов. «Мир природы» всегда является для человека «фигурой», на которой собственно и концентрируется его внимание. Человек склонен очеловечивать объекты природы, наполнять их теми качествами и характеристиками, которые присущи миру человека. Так, например, мы присваиваем своим домашним питомцам те качества, которые присущи нам, либо те, которых нам по объективным причинам не хватает. Именно благодаря этому мы видим, что собаки очень сильно похожи на своих хозяев.

Мы наслаждаемся картинами природы, игрой животных, тем, как наши собаки взаимодействуют с детьми и т.п.

В педагогической литературе сложилась традиция использования таких полярных терминов, как «потребительское отношение к природе» («утилитарно-потребительское») и «ответственное отношение к природе» (или «сознательное отношение»).

Под «потребительским отношением» понимается «безумное», «расточительное», «бесхозяйственное» и т.п. использование природы. А.Н. Ильина (1998 г.) использует термин «агрессивно-потребительское» отношение к природе.

Среди философов доминирует тенденция связывать типологию отношения к природе с нравственностью либо опять-таки с прагматизмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявления нравственности по отношению к природе). В психологии рассматривается неоднозначный подход к проблеме отношения к природе. Исследователи из США Б. Рейтон и Э. Лангенау (1996 г.), изучая отношение американцев к диким животным, выделили 9 типов такого отношения. При этом отмечается, что людям, как правило, присущи различные типы, выраженные в разной степени.

1. «Натуралистическое» — интерес к жизни дикой природы, стремление вести натуралистические наблюдения (около 6% опрошенных).

2. «Экологическое» — абстрактное умозрительное понимание роли всех видов в стабильном функционировании экосистем (до 5%).

3. «Гуманистическое» — сильная эмоциональная привязанность к отдельным животным-любимцам, которые, однако, рассматриваются как существа, стоящие несопоставимо ниже человека (до 6%).

4. «Нравственное» — забота и общение с животными, которые воспринимаются как равные партнеры, по отношению к которым действуют все этические правила (более 20%).

5. «Научное» — интерес только к биологическим и физиологическим свойствам животных (менее 2%).

6. «Утилитарное» — акцент на полезность животных и прибыль, извлекаемую с их помощью (до 15%).

7. «Властное» — удовлетворение от господства над животными в спортивном контексте: охота, родео и т.п. (менее 5%).

8. «Негативное» — неприязнь, страх перед животными или полное безразличие к ним (более 7%).

9. «Эстетическое» — симпатия к животным, понимание их культурного значения для человека. Российский врач-психотерапевт М.Е. Бурно (1989 г.) утверждал, что для достижения терапевтического эффекта важно помочь каждому пациенту определить его субъективное отношение к природе. Опираясь на тип отношения возможно с наибольшей точностью подобрать тот набор техник взаимодействия, который помогает максимально эффективно использовать общение человека с животным. Анализируя эти труды и опираясь на свои многолетние наблюдения за общением между детьми и собаками, собаками и взрослыми, мы сделали предположение о том, что животные могут быть лекарями как своих хозяев, так и других людей, которые будут общаться с ними. Нас сильно поразила картина, когда мальчик с диагнозом ДЦП, сидящий в коляске и с трудом берущий в руки предметы, с горящими глазами и неподдельным восторгом размеренно и плавно вычесывает собаку… И таких примеров можно привести множество.

Вернемся к типологии отношения к природе, разработанной нашими современниками В.А. Левиным и С.Д. Дерябо (таблица 3).

Типология субъективного отношения к природе Таблица 3.

Перед тем как перейти к описанию типов, хотелось бы отметить, что чистых типов не бывает и в основном встречаются смешанные. Объективный характер отношения подразумевает отношение к предметам природы и живым существам как к объектам, если вспоминать терминологию Мартина Бубера «Я-Оно». Субъективный характер отношения подразумевает отношение к природе как к субъекту, т.е. равноправному участнику взаимодействия. Такие взаимоотношения М. Бубер описывает как отношения типа «Я — Ты». Только в этом случае возможно чувственное сопереживание животным. В нашем случае интересно взаимодействие с собаками. Данный тип отношения будет не только характеризовать позиционирование человека, но и в том числе определять тип реакции на поведенческие проявления животного.

Объективно-прагматическое отношение к природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, т.е. природа воспринимается «как средство». При этом природа выступает для личности в качестве объекта, лишенного самоценности. Человек оказывает на объектно воспринимаемую природу лишь свое одностороннее воздействие, может полностью ею распоряжаться, «покорять» и т.п.

А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская: Лечебная кинология.: Теоретические подходы и практическая реализация 1
Введение 1
Глава 1 1
Зоотерапия на современном этапе.: Подходы и перспективы развития… 1
Глава 2 9
Предпосылки возникновения лечебной кинологии.: Интердисциплинарный анализ 9
Психология отношения к природе 11
Мировоззренческое значение проблемы коммуникации животных 13
Сравнение коммуникационных систем человека и животных с точки зрения лингвистики 15
Возрастные аспекты формирования отношения к природе 15
Описание медико-психологических особенностей детей с проблемой гиперактивности 16
Описание медико-психологических особенностей детей с ДЦП 18
Описание медико-психологических особенностей детей с аутизмом 19
Глава 3 20
Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования 20
Метод отбора и подготовки собак 20
Специфика отбора, организации и методика проведения детских групп 21
Методическая подготовка занятий и описание эффективности 23
План методических занятий 26
Заключение 26
Библиография 27
Словарь терминов 28
Содержание и текст с суперобложки 29
Читайте так же:  Совместимость жизни водолей женщина близнец мужчина

Психологии людей по отношению к природе

На первый взгляд при планировании природоохранных мероприятий достаточно придерживаться одного принципа — необходимости сохранения природного наследия как естественной основы материального и ду­ховного благополучия нынешнего и последующих поколений людей. Однако в ходе его реализации возникает множество противоречивых моментов. Поэтому для определения стратегических направлений охраны природы сформулирован ряд дополнительных принципов, среди которых принцип историчности, системности, биосферизма, планетарного единства, приоритета экологической безопасности, уникальности, разумной достаточности и допустимого риска, неполноты информации, адаптации, устойчивого развития и ряд других.

Принцип историчности.

организация природоохранной деятельности требует изучения истории природных объектов и систем. Так, в конце 70-х годов прошлого столетия вследствие игнорирования данного принципа наблюдалась бедственная ситуация в Прикаспии, во многом обусловленная тем, что хозяйственная деятельность в этом регионе была ориентирована на необратимое снижение уровня Каспия. Начавшаяся в 1978 году трансгрессия — за 5 лет уровень моря поднялся почти на 2 м — нанесла значительный ущерб, которого можно было, по крайней мере, частично избежать. В зоне затопления оказались места сброса токсичных отходов и пониженные участки, загрязненные нефтепродуктами. Между тем подобные колебания уровня Каспийского моря неоднократно наблюдались и в прошлом.

Древние цивилизации Мессопотамии и Средиземноморского региона развивались по общему сценарию: рост населения — >истощение ресурсов -экспансии — > милитаризация — > тоталитаризм — > сверхнагрузка на ресурсы (итальянские леса пошли на строительство римского флота) — > деградация природы — > духовная деградация — > развал государственной системы. Современное общество следует тем же путем с небольшими отклонениями. Зная и учитывая уроки прошлого, можно избежать кризиса или существенно уменьшить негативные последствия.

Принцип Ле Шателье-Брауна.

при внешнем воздействии, выводящем систему из устойчивого равновесия, это равновесие смешается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется. изначально он был сформулирован в химии, но оказался универсальным для систем любой природы. Иногда этот принцип в отношении сложных систем

называют законом адаптации. Реализация данного принципа в экосистемах осуществляется с помощью механизма отрицательных обратных связей. Классическим примером его действия является увеличение биологической продуктивности и биомассы в ответ на возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере.

Принцип системности.

в природопользовании мы имеем дело со сложными системами, компоненты которых взаимосвязаны положительными и отрицательными обратными связями.

Системность природных объектов требует рассмотрения каждой проблемы как части более общей, каждого отдельного фактора — во взаимосвязи с другими факторами, так или иначе модифицирующими его действие.

Например, рассматривая проблему глобального потепления, инициированного увеличением выбросов в атмосферу парниковых газов, в целях разработки программы по предотвращению его последствий следует учитывать все многообразие природных процессов, которые участвуют в изменении климатических показателей.

Так, при увеличении выбросов углекислого газа процессы потепления могут ограничиваться его растворением в поверхностных водах, усвоением растительностью, увеличением облачности, отражающей солнечные лучи (отрицательные обратные связи). В то же время другие процессы: таянье ледников, увеличение минерализации гумуса и торфов, выделение тепла и др., усиливающиеся при потеплении, способствуют, глобальному потеплению (положительные обратные связи). При этом суммарное воздействие этих процессов предсказать крайне сложно.

Принцип естественности или правило «старого автомобиля».

со временем эколого-социально-экономическая эффективность технических устройств снижается, а экономические (материальные, трудовые, денежные) расходы на их поддержание возрастают. В то же самое время самовозобновляющиеся и саморазвивающиеся природные системы представляют собой «вечный» двигатель, не требующий экономических вложений до тех пор, пока степень давленияна них не превышает их возможностей к восстановлению.

То есть природные системы будут обеспечивать человека всегда без всяких затрат с его стороны (эта система не стареет, она совершенна): любая же техника требует больших вложений, которые увеличиваются по мере ее старения.

Принцип биосферизма.

человек является одним из множества биологических видов и может сохраниться только в системе биосферы.

Самоутверждая себя как господствующий вид, человек разрывает системные связи, вне которых его существование невозможно. Осознавая себя как разумное существо, обладающее сознанием, человек, в то же время, не должен ставить себя выше природы, считать вправе брать на себя управление биосферными процессами. Только понимая, что он является частью глобальной системы, и последствия его деятельности оказывают влияние на него самого, человек может устойчиво развиваться, не подвергая себя опасностям экологических катастроф, имеющих, чаще всего, антропогенное происхождение.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип адаптации.

в процессе эволюции виды приобретают особенности, позволяющие более эффективно использовать ресурсы природной среды, противостоять воздействиям и сохранять оптимальную численность (то есть адаптироваться к среде). Адаптация является движущей силой эволюционного прогресса, а развитие жизни в целом носит адаптивный характер.

Человек на биологической стадии своего развития следовал принципу адаптации. Однако в ходе технической эволюции возобладала тенденция к преобразованию природной среды, ее приспособлению к потребностям общества. В результате возникают негативные обратные связи. Они выглядят как сопротивление среды, нарастающее с усилением воздействий. Так, от загрязнения окружающей среды, возникающего вследствие антропогенной деятельности, больше всего страдает сам человек, так как он часто является конечным звеном в трофической сети и максимально накапливает токсиканты. Преобразование среды в конечном итоге может привести к вырождению человека.

В общем случае отношения биосферы и техносферы должны строиться не по принципу преобразования первой, а по принципу уподобления (адаптации) последней. Копирование оказывается оптимальной стратегией и в отдельных областях природопользования (например, лесозаготовки, имитирующие естественные нарушения, наносят меньший ущерб генофонду, чем традиционные рубки главного пользования).

Принцип планетарного единства.

биосфера — это целостная система, поэтому, при всех различиях в экономических и политических сферах, народонаселение Земли имеет общие экологические интересы, которые должны служить объединяющим началом.

Даже локальные воздействия на природу, в силу особенностей биосферных потоков, проявляются далеко за пределами источника. Сейчас остро стоит проблема трансграничных загрязнений воздуха, рек, протекающих через территории нескольких государств, приграничных лесных массивов, мигрирующих животных и т.д. Глобальные изменения носят общепланетарный характер и затрагивают все человечество, независимо от того, какая страна внесла больший вклад в их развитие.

Читайте так же:  Фразы чтобы парень ревновал

Принцип приоритета экологической безопасности.

обеспечение экологической безопасности (благоприятного состояния факторов экологической среды) должно быть признано приоритетом общественного развития.

Декларативное признание важности экологических проблем далеко не всегда сопровождается адекватными практическими действиями. Озабоченность экономическими проблемами систематически отодвигает охрану природы на дальний план. Между тем развитие общества ценой разрушения природного наследия, истощения ресурсов не может достичь процветания.

Цель развития общества состоит в повышении качества жизни — понятие, включающее, наряду с поднятием уровня доходов, благоприятную экологическую среду, физическое здоровье, психическое равновесие и возможность передачи этих качеств потомству. Экологические факторы действуют на все показатели качестважизни. В практическом плане этот принцип означает, что социальные и экономические программы должны иметь экологическое обоснование. Этот принцип находит применение в сфере природоохранного законодательства, регламентации хозяйственной деятельности и экологической экспертизы.

Принцип устойчивого развития.

отношения между человеком и природой, должны строиться с учетом обеспечения возможности сохранения и расширения перспектив развития в обозримом будущем. То есть, необходимо снять конфликт между интересами настоящего и последующего поколений.

Стратегия устойчивого развития в качестве основных принципиальных направлений включает:

· приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением);

· противостояние энтропийным процессам (милитаризации экономики, росту отходов и т.д.);

· сохранение биологического и культурного разнообразия; согласование программ природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов;

· предпочтение устойчивости (чем изменению условий, непредвиденным осложнениям) извлечения максимальной прибыли.

Принцип уникальности.

неповторимое и не повторяющееся заслуживает особой охраны. Любой уголок природы уникален и неповторим. Любое творение человеческих рук в принципе воспроизводимо.

Оценивать природу только по стоимости ее материальных богатств — все равно, что оценивать полотна великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму.

Принцип разумной достаточности и допустимого риска.

расширение любых действий человека не должно приводить к социально-экономическим и экологическим катастрофам, подрывающим воз­можность существования людей.

При планировании хозяйственной деятельности необходимо сопоставлять получаемый выигрыш с возможными негативными последствиями. И только если первый существенно перевешивает его, а последний не приводит к глобальным последствиям, хозяйственная деятельность может считаться допустимой.

Принцип инстинктивного отрицания-признания.

факты и закономерности, в глубине подсознания концептуально отрицаемые, неосознанно исключался из рассмотрения, а фактам, признаваемым верными, инстинктивно придается больший вес, чем они имеют в реальности.

Этот принцип действует на специалистов любого уровня, в том числе на экспертов и составителей прогнозных экологических моделей. При этом получаемый результат неизбежно субъективен — он близок к тому, которому исследователь подсознательно и сознательно стремится.

Принцип обманчивого благополучия или эйфории первых успехов.

первые успехи или первые неудачи в природопользовании могут быть кратковременными: успех мероприятия по преобразованию природы или управлению ею объективно может быть оценен лишь после выяснения хода природных цепных реакций.

Нередко допинговое состояние принимается за норму, а явно аномальный временный сдвиг – за желаемое устойчивое состояние. Примером этого является трагедия Арала и Приаралья, в начале которой, не замечая ее, усиленно подсчитывали выигрыш.

Принцип удаленности события.

Явления, отдаленные во времени и пространстве, психологически кажутся менее существенными. Человек, как правило, считает, что любую возникающую проблему в природопользовании можно решить, если не сейчас, то по мере развития научно-технического прогресса. Эта вера основана на технократическом (только в рамках техники справедливом) подходе к событиям. Технические усовершенствования почти неограниченны и тем радикальнее, чем длиннее их ряд. Однако в отношении с природой следует учитывать и правила ее поведения. специалист в области природопользования и охраны среды должен строить практическую стратегию с четким осознанием всего спектра негативных последствий своих воздействии. Указанные выше три принципа, ведущие к ошибкам в природопользовании и мешающие рациональной экологической политике, безусловно, необходимо учитывать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10094 —

| 7753 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Психология отношения к природе

Психология отношения к природе

Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира. Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости. Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания.

Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает в определенном смысле промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии.

Важно понять понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.

Психология отношения к природе

Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира. Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости. Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания. Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы.

Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает в определенном смысле промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии. Важно понять понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости.

Читайте так же:  Психология влияния на мужчину

«Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом. Смысловую разницу между «миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы», безусловно, подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия природы.

Смысловые различия между «миром природы» и «природной средой» можно продемонстрировать также с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура». «Природа как среда» для человека субъективно выступает своего рода «фоном», на котором разворачивается деятельность тех или иных субъектов. «Мир природы» всегда является для человека «фигурой», на которой собственно и концентрируется его внимание. Человек склонен очеловечивать объекты природы, наполнять их теми качествами и характеристиками, которые присущи миру человека. Так, например, мы присваиваем своим домашним питомцам те качества, которые присущи нам, либо те, которых нам по объективным причинам не хватает. Именно благодаря этому мы видим, что собаки очень сильно похожи на своих хозяев.

Мы наслаждаемся картинами природы, игрой животных, тем, как наши собаки взаимодействуют с детьми и т.п. В педагогической литературе сложилась традиция использования таких полярных терминов, как «потребительское отношение к природе» («утилитарно-потребительское») и «ответственное отношение к природе» (или «сознательное отношение»). Под «потребительским отношением» понимается «безумное», «расточительное», «бесхозяйственное» и т.п. использование природы. А.Н. Ильина (1998 г.) использует термин «агрессивно-потребительское» отношение к природе.

Отношение к природе как результат экологического образования

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания — к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся культурно-исторический опыт человечества способствует проявле­нию такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагма­тизм — природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный — как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно-этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.

· Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер — это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

· Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

· Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью — трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.

Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций — чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

Отношение к природе может носить разные оттенки — бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.

Остановимся на некоторых позициях.

Значение знаний о природе для становления положительной отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых — отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф.Виноградова, И.А.Хайдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г.В.Кирикэ, Т.А.Маркова, Т.А.Федорова, Д.Ф.Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н. Н. Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме — итогом стало понимание самоценности жизни, недопустимости, нанесения какого-либо вреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни.

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И А. Комаровой.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению — это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других — подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В.Д.Сыч подчеркивает, что у дошкольников развить эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение дошкольников с природой, восприятие ее натуральной красоты. Исследова­ние Н.С.Изотовой, которая занималась со слепыми дошкольниками -формировала у них представления о живой и неживой природе, убеждает в этом: дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения.

[1]

З.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе. Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошколь­ного периода); она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок: быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А.Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям — они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними.

[3]

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А. В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.

Читайте так же:  Девушка будет ревновать

Отношение к природе имеет разные оттенки, что связано с направленностью воспитательно-образовательного процесса, личностными особенностями ребенка. В последние годы произошло осознание постулата, что ресурсы природы не бесконечны, что расходуются они подчас расточительно, что побудило педагогов к поиску такого экологического содержания, которое помогло бы уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей экономно-бережное отношение к предметам, материалам, природным ресурсам, Бережно относиться к растениям, животным — это понятно: там самоценна жизнь. Бережно относится к предметам, имуществу это другое, ведь они включены в категории неживого. Более традиционным является подход с позиций вложенного труда: вещи предлагают детям беречь потому, что затрачен труд, а к труду надо относиться с уважением. Исследование П. О. Абдулвагабовой, проведенное с детьми средней группы, демонстрирует именно такой подход.

Иной — эколого-экономический — подход к данному вопросу представлен в исследовании Т. А. Федоровой, в котором экономно-бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам (различным упаковкам) было стержнем формируемой у старших дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать закладывать первые основы природопользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать у них экологически правильное поведение в быту.

В самом деле, цепочка живое дерево — древесина — изготовление детского стула — новый стул в детском саду — сломанный, а затем починенный стул — неспиленное живое дерево убедительнее цепочки древесина — изготовление стула — новый стул в детском саду — сломанный и затем починенный стул, в которой не берется в расчет исходный материал как ресурс живой природы. В последние годы многие практики, которые занимаются экологическим воспитанием дошкольников, проводят мероприятия по сбережению чистой белой бумаги, воды, приобщают детей к экономному ее расходованию. Это перспективное направление экологического образования.

Итак, формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем. Каким может быть это отношение?

Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и сре­дой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимо­действие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребе­нок владеет пониманием экологических зависимостей на вербаль­ном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональ­ней аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования.

Осознанно-правильное — это общее (базовое) отношение дошколь­ника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматри­вается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  3. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.
  4. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.
  5. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.
Психология отношения к природе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here