Психология отношений определение

Полное описание по теме: психология отношений определение с профессиональными комментариями и советами.

Отношение — это… Значение психологического термина

Отношение пояснение

ОТНОШЕНИЕ — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

[2]

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Если человек хочет быть любимым, найти преданного спутника жизни, ему необходимо разбираться в психологии отношений. Без этих знаний тяжело сохранить семью и избежать многочисленных конфликтов. Счастливая жизнь зависит от того, умеет ли человек выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Зачем изучают психологию отношений между мужчиной и женщиной?

Умение выстраивать качественные взаимоотношения — это залог успеха в большинстве сфер общественной жизни. Внутреннее состояние любого индивида зависит от общения с окружающими. Осознаём мы это или нет, но люди, рядом с которыми мы живём, работаем, просто видимся, сильно влияют на нашу жизнь. Человек зависит от окружающих. От других людей он получает то, что заслуживает. Добиться любви, уважения можно, если знать, как общаться с людьми, как реагировать на их поступки, как влиять на их образ мышления. Без знаний по психологии выстроить правильные взаимоотношения с окружающими не получится.

Психологию отношений между мужчиной и женщиной желательно изучать по психологическим книгам, научным статьям, а также по личному жизненному опыту. Никто не застрахован от ошибок, но нужно уметь спокойно относиться к поражениям, делать из них правильные выводы. Если проанализировать собственные поступки, то из них можно почерпнуть больше знаний, чем из всех умных книг. Следует научиться из множества проблем выделять одну, но самую главную и уделять ей максимум своего внимания. Если «распыляться» на другие маловажные дела, то выйти из замкнутого круга проблем не удастся.

Смыслом отношений между мужчиной и женщиной является состояние любви, гармонии, физиологической, духовной удовлетворённости. Если человек хочет быть по-настоящему счастливым, он должен научиться заботиться о других, отдавать им тепло своей души. Эгоистам бывает трудно создать крепкую семью, основанную на любви, взаимоуважении. Правда, жертвовать собой следует только ради тех, кто этого по-настоящему заслуживает.

Необходимо помнить, что не всех индивидуумов можно пускать в свою душу, не со всеми можно выстроить хорошие отношения. Близкие люди должны уметь заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту, любить, несмотря на тяжёлые обстоятельства. Если индивид только берёт, но ничего не отдаёт взамен, воспринимает доброту как слабость, то любые взаимоотношения с ним обречены на провал. Не каждому человеку удаётся по достоинству оценить старания других. Не всякий индивид заслуживает любви, заботы. Гармоничный союз возможен только между теми людьми, которые обладают одинаковыми нравственными, материальными, эстетическими, религиозными ценностями.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной требуют уступок. Только таким способом их можно сохранить на долгие десятилетия. Человек, который стоит на своём, не хочет пойти на компромисс, может потерять любимого. Если женщина мечтает выстроить хорошие отношения с мужчиной, одного её желания мало. Нужно знать психологию иного индивидуума, его потребности, образ мысли, желания. Будучи женщиной, нужно войти в положение мужчины и наоборот. Люди, желающие быть вместе, должны уметь слышать, договариваться, сотрудничать друг с другом.

5 простых правил счастливого союза между мужчиной и женщиной

Хоть люди, населяющие нашу планету, очень разные, взаимоотношения между ними выстраиваются на основании одних и тех же правил. Если их знать и применять на практике, можно создать крепкую и счастливую семью. Эти знания больше пригодятся женщинам, которые хотят удержать любимого мужчину.

Золотые правила гармоничных взаимоотношений:

  1. Поддерживайте своего партнёра во всех его начинаниях. Замечайте даже его крохотные победы. Никогда не акцентируйте внимание на поражениях. Верьте в способности любимого. Хвалите его.
  2. Всегда просите помощь. Если человек видит, что он кому-то нужен, он чувствует себя сильным и востребованным.
  3. Если ссора неизбежна, постарайтесь не наговорить лишнего. В конфликтных ситуациях нужно вести себя спокойно. Необходимо научиться увидеть проблему и попытаться вместе найти из неё выход.
  4. Полюбите себя и станьте интересной личностью. Вас будут уважать лишь в том случае, если вы сами цените себя. Любите своих родных и заботьтесь о них.
  5. Если хотите, чтобы ваш партнёр знал о ваших чувствах, скажите ему об этом. Мужчины не умеют читать чужие мысли. Они не склонны фантазировать, и слышат лишь то, что им говорят.

Психология мужчины в отношениях с женщиной — это не тайна за семью замками. Разные на вид люди хотят одного и того же — любви, поддержки, уважения. Счастливые взаимоотношения не берутся ниоткуда, чтобы они присутствовали, их нужно построить. Всегда нужно помнить, что семья — это огромный труд. Брак никогда не распадётся, если партнёры терпеливы, умеют прощать ошибки любимых.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной?

Если женщины хотят сохранить брак, они не только обязаны знать, как правильно себя вести со своим любимым, но и понимать, что им делать не следует. Есть три грубых ошибки, совершив которые можно испортить всё. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это слишком тонкая материя. Она легко рвётся, если люди сознательно или неосознанно совершают неправильные поступки, говорят ненужные слова.

Читайте так же:  Психология отношений между

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной:

  1. Говорить, что он неудачник. Постоянно напоминать ему об ошибках. Погружая человека в ощущение несостоятельности, можно навсегда отбить у него охоту побеждать. Мужчина свыкнется с мыслью, что он неудачник, и перестанет добиваться высоких целей.
  2. Отвергать помощь мужчины и всё делать самой. Если женщина не просит, чтобы партнёр ей помог, она рискует остаться одна. Мужчина чувствует свою ненужность и уходит к той, которая не может обойтись без его поддержки.
  3. Брать на себя роль мужчины. В любой паре один человек должен быть сильным, а другой — слабым. Если женщина хочет занять доминирующую позицию в браке, зарабатывать больше денег, она становится подобием мужчины. Сильный пол не любит подчиненное положение. Мужчины хотят видеть рядом с собой слабых женщин, нуждающихся в их заботе.

Счастливая семья и крепкий брак — мечта многих пар. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это та тема, которую необходимо подробно изучить, чтобы создать гармоничный союз. Ведь чтобы иметь дружную семью, любящего партнёра, одной любви мало. Нужно знать психологические правила и приёмы, которые помогут двум любящим сердцам сделать жизнь счастливой.

Какие стадии проходят взаимотношения между мужчиной и женщиной?

Представители слабого и сильного пола мыслят, ведут себя, воспринимают окружающий мир по-разному. Мужчины более практичны, эмоционально стабильны, замкнуты и независимы. Женщинам свойственно быть слабее сильной половины человечества. Прекрасный пол слишком эмоционально реагирует на проблемы, им нужно общаться и рассказывать о своих чувствах.

Крепкие отношения в тех семьях, в которых муж и жена занимаются своими делами. Мужчина — строит карьеру, женщина — заботится об уюте в доме и о детях. Если люди переключают своё внимание на партнёра и начинают вмешиваться в его дела, ничего в них не понимая, такое поведение неизбежно приводит к конфликтам.

Мужчина должен иметь возможность жить своей жизнью. Ему нужно дистанцироваться от эмоциональных переживаний женщины. Любящая жена должна уметь растворяться в муже, не посягая на его независимость.

Мужчина и женщина могут построить между собой такие отношения:

  • приятельские — встречаются друг с другом, общаются;
  • дружеские — сопереживают, поддерживают в трудную минуту;
  • любовные — между партнёрами сильные чувства, они хотят больше времени находиться с любимыми;
  • семейные — люди живут вместе и сообща занимаются хозяйством.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются в силу различных причин: из-за симпатии, влюблённости, потребности в сексе. Иногда люди осознанно знакомятся с представителями противоположного пола, когда видят в своём избраннике наличие им нравящихся качеств. Любая пара мечтает быть счастливой и двигаться вперёд к осуществлению заветных целей. Каждый партнёр должен вкладывать свои силы, знания и умения в построение гармоничного и длительного союза.

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной:

Парень и девушка знакомятся друг с другом. Между ними вспыхивают сильные чувства. Молодые люди находятся в приподнятом состоянии, они идеализируют своих избранников, стараются выполнить любую их прихоть. Влюблённость длится около 12 месяцев. В этот период у пары страстный секс. Люди не видят недостатков друг друга, у них редко бывают ссоры, совместная жизнь им приносит удовлетворение и счастье.

Спустя некоторое время влюблённые возвращаются в реальность. Они осознают, что слишком преувеличивали достоинства партнёров. Люди по-прежнему любят друг друга, но хотят больше времени уделять любимому делу, хобби, развлечениям, работе, друзьям.

На этом этапе влюблённые начинают замечать некоторые недостатки своих избранников. Они пытаются изменить партнёра, указывая ему на его ошибки. Такое поведение приводит к ссорам и конфликтам. Если у пары не хватает мудрости приспособиться к новым условиям, семья перестаёт существовать.

Партнёр принимает своего избранника таким, какой он есть. Терпит все его недостатки, спокойно реагирует на возникающие трудности. Избавившись от иллюзий, люди ценят и уважают в своей второй половинке все индивидуальные качества. Партнёры не ищут новых связей, а преодолевают семейные неурядицы, заботятся о членах своей семьи.

На этом этапе отношения приобретают новый смысл — люди хотят больше отдавать, ничего не требуя взамен. Партнёры делятся друг с другом своими мыслями, переживаниями. Они стремятся помочь своей второй половинке во всех её начинаниях, вместе переживают горести, сообща трудятся ради общей цели.

  1. Истинная любовь.

Партнёры становятся по-настоящему близкими людьми. Они мыслят одинаково, хотят одного и того же. Каждый человек чувствует себя состоявшейся личностью. В своём избраннике он видит близкого по духу человека, который без слов понимает все его переживания и мечты. Истинная любовь — это уважение, забота, преданность, взаимопонимание. Люди пережили много трудностей, им пришлось много выстрадать, но они поняли, что главное в их жизни — это их союз.

Секреты идеальных отношений

Если мужчину и женщину объединяет общая цель, у них есть все шансы создать крепкую семью. Люди могут усовершенствоваться в одном общем деле или каждый в своём занятии, но главное, не сосредотачивать всё своё внимание на недостатках партнёра, не изводить его своими упрёками или чрезмерной заботой.

Психология женщин и мужчин в межличностных отношениях предполагает развитие личности. Люди счастливы, если заняты любимым делом и могут в нём добиваться поставленных целей и намеченных высот.

Нельзя жертвовать любимым человеком, его мечтами в угоду личным интересам. Партнёр заслуживает на уважение. Он должен реализовать себя как личность и добиться желаемого в любой сфере человеческой деятельности.

Гармоничный союз нельзя построить, если переносить старые обиды в новые отношения. Прежде чем окунуться в мир другого человека, нужно полностью разрешить все проблемы с бывшими любовниками.

Если индивида одолевают негативные чувства по отношению к своему партнёру, нельзя поддаваться слабостям. Эмоции нужно уметь подавлять и контролировать. Лучше всего переключить своё внимание на работу, любимое занятие. Не следует слишком критично относиться к недостаткам партнёра. Их нужно научиться принимать как должное.

Доверительные отношения нельзя выстроить без искренности и любви. На фальшивых чувствах невозможно построить крепкий союз. Избранника нельзя переделать силой, он сам должен захотеть измениться, полюбив по-настоящему.

Если ваши отношения зашли в тупик, и даже прочитав все советы из интернета, вы не знаете, как дальше жить, обратитесь за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. Опытный специалист, практикующий психотерапевт сможет разрешить любую проблему и найти выход из сложной ситуации.

Возможно, найти пути решения проблемы вы сможете благодаря видео на этом канале.

Читайте так же:  Женщина водолей совместимость с мужчиной какого знака

Психологические отношения

целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.

[1]

В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Классификация типов отношений

Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).

Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).

Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).

Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.

Социально-психологические отношения

различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Личные отношения

связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

Самоотношение

выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.

В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:

«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).

Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).

Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.

1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.

2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.

3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Социально -психологические отношения

1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?

3. Какие виды отношений вы можете выделить?

Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.

Тест «Важны ли для Baс приличия»

1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.

а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.

2. В школе Вы были:

а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.

3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:

а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.

4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?

а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.

5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?

а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.

6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?

а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.

7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?

а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.

8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:

а) довольно часто; б) редко; в) никогда.

9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.

а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.

10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.

Читайте так же:  Этикет мужчины по отношению к женщине

11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:

а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.

12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?

а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.

Номера вопросов и «стоимость» выбора

а
б
в

Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.

Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».

Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.

Каган М. С., ЭткиндА. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. – 1988. — № 4. — С. 25-34.

Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.

Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.

[3]

ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

Психология отношений определение

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КАТЕГОРИЯ ОТНОШЕНИЯ

Многообразие типов отношений

Термин «отношение» охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо определенной системе: формальной (в логике и математике), материальной, социальной, духовной и др. Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т.п. Какой бы психологической категории не коснуться, постигаемые посредством нее реалии никогда не выступают в виде изолированных сущностей, но неотвратимо вынуждают углубиться в мир отношений, неисчерпаемость которого становится все более зримой с прогрессом познания.

Повсеместно и во все времена человек, подобно любым другим объектам, взаимосвязан с окружающей действительностью. Соответственно и научное изучение человека сообразовывается в своих понятиях и методах с этим обстоятельством. Ведь сама психика нечто иное, как субъектно-объектное отношение, но в таком случае, учитывая «повсюдность» этого отношения, правомерен вопрос: допустимо ли придавать этому столь глобальному понятию особый категориальный смысл? Ведь рабочие функции, которые способна исполнить категория в мышлении, предполагают ее отличие от других категорий, нередуцируемость к ним. Напомним, что именно этим категориальный анализ отличается от установки на поиск «клеточки», из свойств которой могло бы быть выведено все то, что происходит с психическим «организмом».

Подобно тому как несводимы друг к другу, хотя и нераздельны, категории формы и содержания, количества и качества и др., в частной, конкретной науке – психологии – образ и действие, мотив и переживание сгущают в своем категориальном составе и строе несводимые к другим признаки. Они присущи только психике, отличая ее по различным параметрам от всех других аспектов бытия живых существ. По поводу же термина «отношение» (учтя отмеченную выше его универсальность) такого на первый взгляд не скажешь, поэтому приходится задуматься об основаниях, побуждающих возводить его в ранг особой категории, отличной от других.

Здесь следует коснуться вопроса о языке науки. Конечно, его слова должны быть терминированы. Между тем, прежде чем приобрести терминированность, они, перебывав в различных контекстах, проходят извилистый путь. Напомним, например, об уже хорошо знакомых терминах «образ» или «действие», употребленных в качестве знаков различных психологических категорий. Очевидна их полисемантичность. Но очевидно также, что избраны именно они, а не другие для обозначения соответствующих категорий по причине своей обеспеченной языком «генеалогии».

Термин «отношение» может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.

Роль отношений в психологии

В русском научно-психологическом языке этот термин появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности.

Отправляясь от замысла Лазурского, термин «отношение» отстаивал в качестве важнейшего для понимания личности в норме и патологии В.Н.Мясищев. Он писал: «Исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий». 83

Несводимость и неразложимость понятия суть признаки обретения таким понятием категориального статуса. Однако это сталкивает с необходимостью разъяснить, на изучение и объяснение каких именно признаков психического мира личности, непрозрачных для наличного категориального аппарата науки, оно претендует. И здесь с сожалением замечаешь, что изначальная «размытость» в привычном для многих понимании термина «отношение» путает карты; она препятствует его продуктивному применению, то есть соединению с ним объяснительных схем, позволяющих осветить психические феномены, мимо которых «проскользает» научная мысль, оперирующая другими категориями. Взамен этого под всеохватывающее понятие отношения подводятся психические свойства и процессы, системно-детерминистский анализ которых требует иных научных средств (категорий). Печальным результатом этого является соблазнительный, но по сути своей уводящий от позитивного решения психологических проблем редукционизм.

Читайте так же:  Не могу построить отношения с мужчинами психология

Так, например, когда увлеченный «теорией отношений» В.Н.Мясищев определял личность как «ансамбль отношений», он утрачивал перспективу изучить своеобразную и неисполнимую этим «ансамблем» «симфонию» развития личности. Ведь за метакатегорией личности стоит мощный комплекс знаний о человеке, собранных в различных исследовательских поисках в особую целостность, игнорировать интегральный характер которой опасно. Этот комплекс существенно оскудел бы, если изъять из него все, кроме представлений о свойствах и структуре личности, объединенных под термином «отношение». Еще хуже обстоит дело с позицией последователей этой линии, утверждающих, что, раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н.Мясищев видел психологический смысл отношения в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, что формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Очевидно, что соединение с понятием «отношение» таких признаков, как «отражение», «сознательный уровень», «сущность социальных отношений общества» не только не делает психический смысл этого понятия (и тем самым концепцию, которая выступает под его девизом) более содержательным, но вообще ставит под сомнение его объяснительную ценность.

Ведь признаки, которыми в данном случае наделяется «отношение», можно найти во всем многообразии проявлений психической жизни, да и то не повсеместно (так, скажем, «сознательный уровень» вовсе не является непременным условием отношения субъекта к его «макро- и микробытию», нечасто это отношение выражает «сущность социальных отношений общества» и т.д.).

Означает ли это, что понятие отношения вообще является избыточным, беспечно занесенным в научно-психологический лексикон? Нет, за ним стоит психическая реальность, и В.Н.Мясищев имел все основания считать, вслед за А.Ф. Лазурским, что это понятие охватывает особый класс неразложимых явлений и несводимых к другим. Тем самым оно обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Задача заключается в том, чтобы диагностировать систему признаков, гарантирующих нередуцируемость этого содержания к психическим явлениям, данным в объяснительных схемах других категорий.

Конечно, как и в других теоретико-психологических ситуациях, оно не изолировано от этих схем. Отношение как особая характеристика психической связи индивида с действительностью представлено повсеместно – идет ли речь об образе этой действительности, о мотиве, побуждающем личность совершать или не совершать какое-либо действие, и т.п. Во всех этих самых разнообразных обстоятельствах реально, независимо от уровня осознанности, изначально представлена одна из инвариант психической организации человека, на которую и указывает термин «отношение». Но означаемое им отличается от других инвариантных признаков, присущих психической регуляции поведения. Между тем теория отношений (В.Н.Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и характерные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, жизненную позицию и многое другое, в конечном счете «растворяемое» во всепоглощающем представлении об этой «универсалии».

Отношение как базисная категория

Выделяя в указанном представлении наиболее значимые для категориального анализа признаки, отметим среди них 1) первую очередь такой, как доминирование в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект. Отношение, однако, не следует идентифицировать с мотивом, эмоцией, потребностью и другими проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни. Так, отношение индивида к какому-либо политическому событию (например, выборам) принято фиксировать в различных видах рейтингов. Однако разве не очевидно, что показатели рейтинга еще не позволяют судить о мотивах реального поведения или эмоциональном состоянии того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено. Аналогично обстоит дело с отношением индивида к природе, столь значимое в нынешней экологической ситуации, к государству, религии, собственной персоне и др. Здесь перед нами именно отношения, выступающие в особой психической форме, отличной от мотива, действия, переживания личности и других психических детерминант, запечатлеваемых в других блоках категориального аппарата.

Категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.

Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий (в частности, например, свести личность, как уже сказано, к «ансамблю отношений») столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории или категории действия в бихевиоризме.

В свое время теория отношений под давлением такой «павловизации», которая навязывалась психологии, надеялась обрести прочность и авторитет в формулах И.П.Павлова. Как писал В.Н.Мясищев, «И.П.Павлову принадлежит формула: психические отношения и есть «временные связи», то есть условно-рефлекторные временные, приобретенные связи представляют, по Павлову, психические отношения. И.П.Павлов не давал определения и характеристики отношений человека, поэтому, говоря о Павлове, мы укажем здесь лишь на два момента:

Психические отношения как условные временные связи черпают свою силу из безусловных.

  • У человека все отношения перешли во 2-ю сигнальную систему». 84
  • Категория «временной связи», которую Павлов идентифицировал с психическим отношением, утрачивала тем самым свою объективность (в смысле ее независимости от субъекта, который в действительности является «автором» и «собственником» отношения) и экспериментально контролируемую строгость. Но и для отмеченных признаков психического отношения (предрасположенность, установка на оценку и др.) идентификация с временной связью никаких реальных поведенческих механизмов не проектировала.

    В качестве внутренней формы психологического познания категория отношения в случае ее редукции к физиологическим связям утрачивает эффективность.

    ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Тема 2.4. Категории отношения и личности в психологии.

    Термин «отношение» охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи.

    Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т. п.

    Какой бы психологической категории не коснуться, постигаемые посредством нее реалии никогда не выступают в виде изолированных сущностей, но неотвратимо вынуждают углубиться в мир отношений, неисчерпаемость которого становится все

    более зримой с прогрессом познания.

    Сама психика представляет собой субъектно-объектное отношение.

    Термин «отношение» может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.

    Читайте так же:  Может ли мужчина полюбить со временем психология

    Роль отношений в психологии

    В русском научно-психологическом языке этот термин появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности.

    Термин «отношение» отстаивал в качестве важнейшего для понимания личности в норме и патологии В.Н. Мясищев. Понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, поэтому надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий.

    В.Н. Мясищев видел психологический смысл отношения в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

    В.Н. Мясищев, вслед за А.Ф. Лазурским считал, что понятие «отношение» охватывает особый класс неразложимых явлений и несводимых к другим. Оно обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Задача заключается в том, чтобы диагностировать систему признаков, гарантирующих нередуцируемость этого содержания к психическим явлениям, данным в объяснительных схемах других категорий.

    Отношение как особая характеристика психической связи индивида с действительностью представлено повсеместно — идет ли речь об образе этой действительности, о мотиве, побуждающем личность совершать или не совершать какое-либо действие, и т.п.

    Теория отношений (В.Н. Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и характерные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, жизненную позицию и многое другое, в конечном счете «растворяемое» во всепоглощающем представлении об этой «универсалии».

    Отношение как базисная категория

    Признаки отношения: доминирование в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект.

    Отношение не следует идентифицировать с мотивом, эмоцией, потребностью и другими проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни.

    Так, отношение индивида к какому-либо политическому событию (например, выборам) принято фиксировать в различных видах рейтингов. Но показатели рейтинга еще не позволяют судить о мотивах реального поведения или эмоциональном состоянии того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено. Аналогично обстоит дело с отношением индивида к природе, столь значимое в нынешней экологической ситуации, к государству, религии, собственной персоне и др. Здесь перед нами именно отношения, выступающие в особой психической форме, отличной от мотива, действия, переживания личности и других психических детерминант, запечатлеваемых в других блоках категориального аппарата.

    Категории отношения присущи такие признаки, как

    заданная субъектом векторизованность психического акта,

    установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие),

    предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.

    И.П. Павлову принадлежит формула: психические отношения и есть «временные связи», то есть условно-рефлекторные временные связи представляют психические отношения.

    С точки зрения И.П. Павлова:

    1. Психические отношения как условные временные связи черпают свою силу из безусловных.

    2. У человека все отношения перешли во 2-ю сигнальную систему'».

    Категория «временной связи», которую Павлов идентифицировал с психическим отношением, утрачивала свою объективность (в смысле ее независимости от субъекта, который в действительности является «автором» и «собственником» отношения) и экспериментально контролируемую строгость. Но и для отмеченных признаков психического отношения (предрасположенность, установка на оценку и др.) идентификация с временной связью никаких реальных поведенческих механизмов не проектировала.

    В качестве внутренней формы психологического познания категория отношения в случае ее редукции к физиологическим связям утрачивает эффективность.

    Методологические принципы определения личности

    Общеизвестно, что в психологии нет другой кате­гории, у которой было бы столько различных тракто­вок, как у категории личности. В любом современном учебном пособии по психологии личности представ­лено множество теорий личности, и в каждой из них дается свое определение личности. Тем не менее, су­ществуют несколько исходных методологических принципов, которые берутся за основу в большинстве подходов к формулированию психологического опре­деления того, что есть личность. «Лишь немногие об­щие положения о личности, — писал А. Н. Леонть­ев, — принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами» (1975. С. 160). Назовем эти прин­ципы.

    Один из них состоит в том, что личность представ­ляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность* (А. Н. Леонтьев). Другой принцип заклю­чается в том, что личность признается высшей интег­рирующей инстанцией, управляющей психическими процессами.

    Индивидуальностью называют совокупность со­циально значимых качеств человека, характеризую­щих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начи­ная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.

    Необходимо выделить еще одно различие лично­сти и индивидуальности.

    К личностным относят те характеристики человека, которые являются со­циально-типическими, имеющими историческую и культурную обусловленность. К свойствам ин­дивидуальности относят то, что уникально и непо­вторимо. А.Г. Асмолов (1996), говоря о проявлениях индивидуальности, разделяет продуктивные и инст­рументальные проявления личности как субъекта де­ятельности.

    Среди продуктивных проявлений лично­сти индивидуальность обнаруживает себя в личностных вкладах человека в других людей (А. В. Петровский, В. А Петровский), благодаря которым человек обре­тает свое продолжение в других людях.

    Среди инстру­ментальных проявлений личности индивидуальность проявляется в способах конструктивного разрешения противоречий между индивидными и личностными свойствами человека, личностью и характером, лич­ностью и чуждыми ей требованиями внешнего окру­жения. В этом смысле правомерно утверждение о том, что личностью становятся, а индивидуальность отста­ивают.

    Источники


    1. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.

    2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. — М.: Говорящая книга, 2016. — 418 c.

    3. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.
    4. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.
    5. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
    Психология отношений определение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here