Психология отношений как общая психология

Полное описание по теме: психология отношений как общая психология с профессиональными комментариями и советами.

Психология отношений как общая психология

Общая психология – раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии.

Под общей психологией понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний.

Скачать книги по общей психологии

Психология отношений как общая психология

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе).

Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Отношение материнское — тип связи и психотерапевтический прием, направленный на установление отношений между врачом и клиентом, подобных отношениям матери и ребенка.

Отношение межгрупповое — в психологии — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Специфика восприятия межгруппового заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых.

Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.

Межличностные отношения (личностное) — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе.

В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, динамике групповой, группообразованию, коллективообразованию и прочему, показано влияние организации деятельности совместной и уровня развития группы на становление отношений межличностных (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных), а также обратное влияние отношений межличностных на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива.

Экспериментальные исследования отношений межличностных имеют давнюю традицию и богатый методический арсенал (-> социометрия; метод референтометрический; личность: исследование: метод; установка социальная: метод исследования, и пр.).

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Скачать книги по психологии отношений

Общая психология

Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом. Общая психология также исследует, откуда и как эта психика появилась и как она развивается.

Как рождается психика? Какими путями психологи проникают в загадочный мир человеческой души? Какие механизмы лежат в основе восприятия действительности? Как научиться не только запоминать, но и забывать? Почему мы замечаем одни вещи и не видим другие? Какие осознаваемые и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? В чем заключается механизм развития творчества и воображения? Каковы закономерности общения в мире людей и животных? Как овладеть своими эмоциями?

Общая психология неразрывно связана с психологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы.

Общая психология формулирует основные понятия, которыми пользуются психологи: «психика», «психические функции», «сознание и бессознательное», «личность и индивидуальность», определяет научность этих понятий и следит за объективностью, научной базой психологических исследований.

В связи с этим понятия «карма», «сглаз», «венец безбрачия» как объяснительные понятия в психологии не используются.

Общая психология ищет основные закономерности как поведения человека, так протекания и развития его психических процессов.

Представления об условных рефлексах (И.П. Павлов), принципы оперантного обусловливания (положительные и отрицательные подкрепления — Б.Ф. Скиннер), закон развития высших психических функций («Функция, вначале разделенная между взрослым и ребенком, постепенно становится внутренней психической функцией ребенка» — Л.С. Выготский), развитие ребенка через чередование закономерных стадий-кризисов (Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин) и другие — золотой фонд современной научной психологии.

Кроме определения понятий и формулирования основных закономерностей, общая психология занимается методами психологического исследования↑.

Общая психология имеет важное значение для смежных наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.

Читайте так же:  Психология как управлять женщиной

Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии. Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности.

Общая психология — в первую очередь теоретическая психология↑, и на ее основе строится психология практическая: прикладная психология, психотерапия, психология нормальной жизнедеятельности и психология развития личности.

Общая психология

Лишь в людях себя познать способен человек.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Общая психология – это дисциплина, которая занимается сбором общих сведений о человеческой психике с помощью теоретических и экспериментальных исследований. Она выявляет наиболее общие методы психологии и психологические закономерности, а также объясняет ее основные понятия. Общая психология – это отличная точка входа в процесс изучения психологии и хороший источник знаний для психолога-специалиста, который позволяет ему усовершенствовать свои профессиональные навыки. Любая наука, если начать в нее углубляться, начинает казаться достаточно сложной, но вместе с тем и интересной. Но перед тем, как начать углубляться в ту или иную науку, человеку нужно по поверхностным знаниям ее оценить, чтобы понять, что она ему может дать. Я считаю, что в этом плане, общая психология – это прекрасная закуска для тех, кто хочет войти в аппетит, занявшись углубленным изучением психологии. В этой статье я расскажу вам о наиболее значимых моментах общей психологии, о которых вам полезно знать.

Введение в общую психологию

Для таких смежных наук как: философия, социология, педагогика, юриспруденция, физиология, языкознание, информатика, искусствоведение, общая психология имеет очень важное значение. Она находит и объясняет основные закономерности, как в поведении человека, так и в протекании и развитии его психических процессов. Теоретическое исследование общей психологии включает в себя изучение – истории этой науки, различных психологических исследований, проблем, направлений, а также определенных тематических разделов психологии. А практический курс включает в себя освоение методов научно-исследовательской, практической психологической и педагогической работы. Общая психология в большей степени является психологией теоретической, а уже на ее основе строится практическая психология, — это психотерапия, прикладная психология, психология развития личности, а также психология нормальной жизнедеятельности.

Методы общей психологии

В общей психологии, как и в большинстве других наук, для получения различных фактов используют разнообразные методы. Базовыми методами являются: наблюдения, беседа и эксперименты. Также могут быть использованы модификации каждого из этих методов для получения более лучших результатов. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Наблюдение – является самым относительно простым и наиболее древним методом познания. В самой простой форме этот метод представляет собой – житейские наблюдения. Им может пользоваться любой человек в своей повседневной жизни. Мы все можем наблюдать за людьми и делать определенные выводы на основе своих наблюдений. В общей психологии существуют несколько видов наблюдения: кратковременное, долговременное, сплошное, выборочное и специальное. Долговременное наблюдение может проходить в течении нескольких лет, вы наверняка слышали о том, как какой-нибудь ученый в течении нескольких лет наблюдал за каким-то явлением, после чего сделал определенные выводы. Что касается специального наблюдения, то его еще можно назвать включенным наблюдением, когда наблюдатель сам погружается в исследуемую им группу.

Процедура наблюдения состоит из следующих этапов:

1. Необходимо поставить цель, задачу.
2. Необходимо определить ситуацию, предмет и объект наблюдения.
3. Необходимо определить способ, который будет оказывать наименьшее влияние на исследуемый объект и позволит получить необходимые данные.
4. Необходимо определить способ ведения данных.
5. В конце необходимо обработать полученные данные.

Существует внешнее наблюдение и самонаблюдение. Внешнее наблюдение, осуществляемое посторонним человеком, называется объективным. Оно бывает прямым и косвенным. Самонаблюдение может быть непосредственным – осуществляется в текущем моменте, и отсроченным – оно основывается на воспоминаниях, мемуарах, записях из дневников, видео и аудиозаписях и так далее. В этом случае человек самостоятельно анализирует свои мысли, переживания, чувства, ощущения. Стоит заметить, что и для двух других методов – беседа и эксперименты, наблюдение является неотъемлемой частью исследования. Оно позволяет получить необходимые данные.

Беседа. С помощью беседы можно собрать необходимые сведения об обследуемом человеке и его деятельности. Это можно сделать прямым или косвенным, устным или письменным образом. Благодаря этим сведениям можно определить характерные для этого человека психологические явления. Для сбора сведений о человеке и его жизни используют такие виды бесед, как: беседа с самим человеком, например, с помощью интервью, при котором он отвечает на заранее подготовленные для него вопросы, беседа с знакомыми с ним людьми, когда они рассказывают все, что знают об этом человеке, а также использование опросников и разных видов анкет, когда человек письменно отвечает на задаваемые ему вопросы.

Самые лучшие результаты можно получить с помощью личной беседы исследователя с обследуемым человеком. Для этого необходимо, или во всяком случае желательно, предварительно продумать беседу, составить подробный план ее проведения, определить те проблемы, которые необходимо выявить и решить, какие вопросы для этого нужно задать обследуемому человеку. В общем, нужно подготовиться к беседе. Не стоит также исключать и вопросы от обследуемого человека, поэтому по возможности нужно определить наиболее вероятные из них и подготовиться к ним. Обычно, двусторонняя беседа дает самый лучший результат и предоставляет намного больше информации для анализа, чем просто ответы на вопросы. Чем более открытым будет разговор, тем больше человек может поведать исследователю о себе и своей жизни.

Эксперимент. Этот метод подразумевает активное вмешательство исследователя в процесс деятельности обследуемого человека для создания определенных условий, которые помогут выявить психологический факт. Эксперимент может быть лабораторным, при котором используется специальная аппаратура и он протекает в особых условиях. В этих условиях действия испытуемого направляются интуицией. Человек может знать о том, что над ним проводится психологический эксперимент, но при этом об истинном смысле этого эксперимента он может не догадываться, если только ему о нем не сообщат. Некоторые эксперименты могут многократно проводиться на целой группе людей, это дает возможность установить определенные важные закономерности в развитии психических явлений.

Существует еще один метод – тесты. Человеку устраивают специальные испытания для установления у него каких-либо психических качеств. Тесты являются – кратковременными и аналогичными для всех испытуемых заданиями, и по результатам выполнения этих заданий у испытуемых определяется наличие определенных психических качеств, а также уровень их развития. Тесты создаются для того, чтобы делать определенные прогнозы с их помощью или ставить диагноз. Они всегда должны быть очень надежными, иметь научное обоснование и выявлять максимально точные характеристики.

Также существует еще генетический метод. Этот метод основывается на наблюдениях и на экспериментах, и строится на результатах этих наблюдений и экспериментов. А суть его заключается в изучении развития психики с целью раскрытия общих психологических закономерностей.

Следует сказать, что при использовании различных методов, всегда необходимо принимать во внимание все особенности изучаемой проблемы. Поэтому в некоторых случаях наряду с основными, описанными здесь методами, используются специальные вспомогательные и промежуточные методики.

Я рекомендую всем, кто собирается начать изучать психологию человека – почитать книги по общей психологии. Они помогут вам познакомиться с этой наукой наиболее интересным образом. Конкретные книги рекомендовать я не буду, потому что разным людям подходят разные книги, все-таки у всех разный базовый уровень развития, и кому-то проще понять одну книгу, кому-то другую. Поищите, посмотрите, почитайте разные книги по общей психологии – какая из них, что называется, пойдет, ту и начинайте подробно изучать. Общая психология – наука интересная, она многое объясняет в поведении человека, многое помогает понять, многому позволяет научиться. С ее помощью вы научитесь разбираться во многих важных для нашей повседневной жизни моментах, связанных со всем тем, с чем мы часто сталкиваемся, когда взаимодействуем с другими людьми, но что нам не всегда удается понять. Так что не жалейте времени и сил на ее изучение.

Читайте так же:  Фразы чтобы парень ревновал

Какое влияние оказывает эмоциональное игнорирование в детстве на взрослую жизнь?

В большинстве случаев эмоциональное игнорирование детей проявляется в ситуациях, когда мама или папа игнорируют ребенка в момент его расстройства или же существенно преуменьшают значимость переживаний (например, часто отцы говорят, чтобы дети не плакали послу ушибов вместо того, чтобы пожалеть и

Почему у людей так часто возникает желание «исправлять» других?

Большинству людей достаточно сложно преодолеть желание помогать окружающим становиться лучше. Обычно хочется починить сломанный предмет и сделать его более работоспособным. Потребность переделать других людей обычно проявляется в любовных отношениях, когда один партнер полагает, что достаточно

Кто такой социопат, признаки социопатии.

Все мы разные, и это вполне нормально. Но порой бывает так, что некоторые ведут себя безрассудно и отличаются от других. А знаете ли вы, кто такое социопаты? Возможно, вам даже удастся распознать в себе такую личность? КТО ТАКИЕ СОЦИОПАТЫ ? Некоторые утверждают, что социопатия – это обычное

Подсознательная агрессия к мужчинам — причина женского одиночества

Почему Вы одиноки? (причина женского одиночества) Почему некоторых женщин, несмотря на их красоту, ум и обаяние, преследует роковое невезение в любви? Их мене красивые подруги находят себе хороших мужчин и удачно выходят за них замуж, а этим женщинам всё не везёт и не везёт. А если и случится

Конфликтология как наука. Методы исследования конфликтологии

Конфликтология как наука. Конфликтология — это наука, которая изучает закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также искусство практического управления конфликтами. Ее задачей является разработка теории и изучения практики предупреждения и разрешения ситуаций связанных с

Не ошибается тот, кто ничего не делает, или как правильно реагировать на критику

Чем бы вы ни занимались, рано или поздно вам придётся столкнуться с таким неприятным, но весьма полезным явлением как критика. Не каждый может спокойно терпеть указание на собственные недостатки, и все реагируют на критику по-разному. Какой ответ критику будет вежливым, как не потерять веру в себя

Психология отношений. Молчать, ссориться или спорить?

Психология отношений. Молчать, ссориться или спорить? Семейная жизнь редко похожа на идеал. Нередко ссоры омрачают ее. Каждая семья по-своему находит выход из сложной жизненной ситуации. Какой же вариант наиболее приемлем для разрешения конфликта? Молчание, ссора или спор? Рассмотрим эти модели

Ранние браки: все «за» и «против» Причины вступления в ранние браки

В последнее время наблюдается очень большая тенденция вступления в ранние браки. Причём парадокс заключается в том, что женятся всё раньше и раньше, а детей рожают позже – по статистике в Российской Федерации сейчас около тридцати процентов женщин заводят детей после тридцати лет, в то время как

Психология жертвы

Психология, вообще – наука очень нежная и деликатная. В ней всё строится на субъективном восприятии, всё до предела индивидуально, как и в литературе, даже, пожалуй, ещё в большей степени, потому что психика каждого конкретного человека – это огромный и бездонный мир, который можно изучать

КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ?

Как пройти собеседование? Возможно, этот вопрос мучает вас уже очень долго, а возможно и не впервой. В любом случае, даже если ваши предыдущие попытки, пройти собеседование, увенчались полным провалом, стоит попробовать, «ещё раз и много, много раз»… Главное не терять веры и не опускать руки. Если

МАНИПУЛЯЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТОБОЙ МАНИПУЛИРУЮТ?

КТО ТАКИЕ МАНИПУЛЯТОРЫ? Манипуляции в отношениях: Как понять, что тобой манипулируют? Мы все хотим, чтобы наши потребности были удовлетворены, но некоторые люди для удовлетворения своих потребностей используют закулисные (не совсем честные) методы. Манипуляция, манипуляции в отношениях, это способ

[3]

Ассертивность – Что Это? Ассертивное Поведение Человека, Или Понятие О Золотой Середине Общения.

АССЕРТИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО? Стоит начать с определения. Что же это такое, ассертивность и ассертивное поведение человека. В переводе с английского «to assert», означает настаивать. Термин «ассертивность», обозначает умение человека настаивать на своём и отстаивать свою точку зрения. Умение в сложных

Оптимальная разница в возрасте между супругами

Такая проблема, как разница в возрасте между супругами всегда была актуальна. Некоторые полагают, что опыт старшего супруга необходим для прочной семьи как воздух, другие считают, что разница в возрасте должна быть минимальной, это будет являться для семьи гарантией прочных отношений. Попробуем

Психологическое насилие

Психологическое насилие – это любое поведение, оказывающее негативное влияние на психологию человека. Психологическое насилие может быть вербальным и невербальным. Конечная цель психологического насилия – снижение чувства собственного достоинства и лишения независимости человека. Хотя

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Если человек хочет быть любимым, найти преданного спутника жизни, ему необходимо разбираться в психологии отношений. Без этих знаний тяжело сохранить семью и избежать многочисленных конфликтов. Счастливая жизнь зависит от того, умеет ли человек выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Зачем изучают психологию отношений между мужчиной и женщиной?

Умение выстраивать качественные взаимоотношения — это залог успеха в большинстве сфер общественной жизни. Внутреннее состояние любого индивида зависит от общения с окружающими. Осознаём мы это или нет, но люди, рядом с которыми мы живём, работаем, просто видимся, сильно влияют на нашу жизнь. Человек зависит от окружающих. От других людей он получает то, что заслуживает. Добиться любви, уважения можно, если знать, как общаться с людьми, как реагировать на их поступки, как влиять на их образ мышления. Без знаний по психологии выстроить правильные взаимоотношения с окружающими не получится.

Психологию отношений между мужчиной и женщиной желательно изучать по психологическим книгам, научным статьям, а также по личному жизненному опыту. Никто не застрахован от ошибок, но нужно уметь спокойно относиться к поражениям, делать из них правильные выводы. Если проанализировать собственные поступки, то из них можно почерпнуть больше знаний, чем из всех умных книг. Следует научиться из множества проблем выделять одну, но самую главную и уделять ей максимум своего внимания. Если «распыляться» на другие маловажные дела, то выйти из замкнутого круга проблем не удастся.

Смыслом отношений между мужчиной и женщиной является состояние любви, гармонии, физиологической, духовной удовлетворённости. Если человек хочет быть по-настоящему счастливым, он должен научиться заботиться о других, отдавать им тепло своей души. Эгоистам бывает трудно создать крепкую семью, основанную на любви, взаимоуважении. Правда, жертвовать собой следует только ради тех, кто этого по-настоящему заслуживает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо помнить, что не всех индивидуумов можно пускать в свою душу, не со всеми можно выстроить хорошие отношения. Близкие люди должны уметь заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту, любить, несмотря на тяжёлые обстоятельства. Если индивид только берёт, но ничего не отдаёт взамен, воспринимает доброту как слабость, то любые взаимоотношения с ним обречены на провал. Не каждому человеку удаётся по достоинству оценить старания других. Не всякий индивид заслуживает любви, заботы. Гармоничный союз возможен только между теми людьми, которые обладают одинаковыми нравственными, материальными, эстетическими, религиозными ценностями.

Читайте так же:  Отношение мужчины к женщине по жестам

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной требуют уступок. Только таким способом их можно сохранить на долгие десятилетия. Человек, который стоит на своём, не хочет пойти на компромисс, может потерять любимого. Если женщина мечтает выстроить хорошие отношения с мужчиной, одного её желания мало. Нужно знать психологию иного индивидуума, его потребности, образ мысли, желания. Будучи женщиной, нужно войти в положение мужчины и наоборот. Люди, желающие быть вместе, должны уметь слышать, договариваться, сотрудничать друг с другом.

5 простых правил счастливого союза между мужчиной и женщиной

Хоть люди, населяющие нашу планету, очень разные, взаимоотношения между ними выстраиваются на основании одних и тех же правил. Если их знать и применять на практике, можно создать крепкую и счастливую семью. Эти знания больше пригодятся женщинам, которые хотят удержать любимого мужчину.

Золотые правила гармоничных взаимоотношений:

  1. Поддерживайте своего партнёра во всех его начинаниях. Замечайте даже его крохотные победы. Никогда не акцентируйте внимание на поражениях. Верьте в способности любимого. Хвалите его.
  2. Всегда просите помощь. Если человек видит, что он кому-то нужен, он чувствует себя сильным и востребованным.
  3. Если ссора неизбежна, постарайтесь не наговорить лишнего. В конфликтных ситуациях нужно вести себя спокойно. Необходимо научиться увидеть проблему и попытаться вместе найти из неё выход.
  4. Полюбите себя и станьте интересной личностью. Вас будут уважать лишь в том случае, если вы сами цените себя. Любите своих родных и заботьтесь о них.
  5. Если хотите, чтобы ваш партнёр знал о ваших чувствах, скажите ему об этом. Мужчины не умеют читать чужие мысли. Они не склонны фантазировать, и слышат лишь то, что им говорят.

Психология мужчины в отношениях с женщиной — это не тайна за семью замками. Разные на вид люди хотят одного и того же — любви, поддержки, уважения. Счастливые взаимоотношения не берутся ниоткуда, чтобы они присутствовали, их нужно построить. Всегда нужно помнить, что семья — это огромный труд. Брак никогда не распадётся, если партнёры терпеливы, умеют прощать ошибки любимых.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной?

Если женщины хотят сохранить брак, они не только обязаны знать, как правильно себя вести со своим любимым, но и понимать, что им делать не следует. Есть три грубых ошибки, совершив которые можно испортить всё. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это слишком тонкая материя. Она легко рвётся, если люди сознательно или неосознанно совершают неправильные поступки, говорят ненужные слова.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной:

  1. Говорить, что он неудачник. Постоянно напоминать ему об ошибках. Погружая человека в ощущение несостоятельности, можно навсегда отбить у него охоту побеждать. Мужчина свыкнется с мыслью, что он неудачник, и перестанет добиваться высоких целей.
  2. Отвергать помощь мужчины и всё делать самой. Если женщина не просит, чтобы партнёр ей помог, она рискует остаться одна. Мужчина чувствует свою ненужность и уходит к той, которая не может обойтись без его поддержки.
  3. Брать на себя роль мужчины. В любой паре один человек должен быть сильным, а другой — слабым. Если женщина хочет занять доминирующую позицию в браке, зарабатывать больше денег, она становится подобием мужчины. Сильный пол не любит подчиненное положение. Мужчины хотят видеть рядом с собой слабых женщин, нуждающихся в их заботе.

Счастливая семья и крепкий брак — мечта многих пар. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это та тема, которую необходимо подробно изучить, чтобы создать гармоничный союз. Ведь чтобы иметь дружную семью, любящего партнёра, одной любви мало. Нужно знать психологические правила и приёмы, которые помогут двум любящим сердцам сделать жизнь счастливой.

Какие стадии проходят взаимотношения между мужчиной и женщиной?

Представители слабого и сильного пола мыслят, ведут себя, воспринимают окружающий мир по-разному. Мужчины более практичны, эмоционально стабильны, замкнуты и независимы. Женщинам свойственно быть слабее сильной половины человечества. Прекрасный пол слишком эмоционально реагирует на проблемы, им нужно общаться и рассказывать о своих чувствах.

Крепкие отношения в тех семьях, в которых муж и жена занимаются своими делами. Мужчина — строит карьеру, женщина — заботится об уюте в доме и о детях. Если люди переключают своё внимание на партнёра и начинают вмешиваться в его дела, ничего в них не понимая, такое поведение неизбежно приводит к конфликтам.

Мужчина должен иметь возможность жить своей жизнью. Ему нужно дистанцироваться от эмоциональных переживаний женщины. Любящая жена должна уметь растворяться в муже, не посягая на его независимость.

Мужчина и женщина могут построить между собой такие отношения:

  • приятельские — встречаются друг с другом, общаются;
  • дружеские — сопереживают, поддерживают в трудную минуту;
  • любовные — между партнёрами сильные чувства, они хотят больше времени находиться с любимыми;
  • семейные — люди живут вместе и сообща занимаются хозяйством.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются в силу различных причин: из-за симпатии, влюблённости, потребности в сексе. Иногда люди осознанно знакомятся с представителями противоположного пола, когда видят в своём избраннике наличие им нравящихся качеств. Любая пара мечтает быть счастливой и двигаться вперёд к осуществлению заветных целей. Каждый партнёр должен вкладывать свои силы, знания и умения в построение гармоничного и длительного союза.

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной:

Парень и девушка знакомятся друг с другом. Между ними вспыхивают сильные чувства. Молодые люди находятся в приподнятом состоянии, они идеализируют своих избранников, стараются выполнить любую их прихоть. Влюблённость длится около 12 месяцев. В этот период у пары страстный секс. Люди не видят недостатков друг друга, у них редко бывают ссоры, совместная жизнь им приносит удовлетворение и счастье.

Спустя некоторое время влюблённые возвращаются в реальность. Они осознают, что слишком преувеличивали достоинства партнёров. Люди по-прежнему любят друг друга, но хотят больше времени уделять любимому делу, хобби, развлечениям, работе, друзьям.

На этом этапе влюблённые начинают замечать некоторые недостатки своих избранников. Они пытаются изменить партнёра, указывая ему на его ошибки. Такое поведение приводит к ссорам и конфликтам. Если у пары не хватает мудрости приспособиться к новым условиям, семья перестаёт существовать.

Партнёр принимает своего избранника таким, какой он есть. Терпит все его недостатки, спокойно реагирует на возникающие трудности. Избавившись от иллюзий, люди ценят и уважают в своей второй половинке все индивидуальные качества. Партнёры не ищут новых связей, а преодолевают семейные неурядицы, заботятся о членах своей семьи.

На этом этапе отношения приобретают новый смысл — люди хотят больше отдавать, ничего не требуя взамен. Партнёры делятся друг с другом своими мыслями, переживаниями. Они стремятся помочь своей второй половинке во всех её начинаниях, вместе переживают горести, сообща трудятся ради общей цели.

  1. Истинная любовь.
Читайте так же:  К чему снится ревновать бывшего мужа

Партнёры становятся по-настоящему близкими людьми. Они мыслят одинаково, хотят одного и того же. Каждый человек чувствует себя состоявшейся личностью. В своём избраннике он видит близкого по духу человека, который без слов понимает все его переживания и мечты. Истинная любовь — это уважение, забота, преданность, взаимопонимание. Люди пережили много трудностей, им пришлось много выстрадать, но они поняли, что главное в их жизни — это их союз.

Секреты идеальных отношений

Если мужчину и женщину объединяет общая цель, у них есть все шансы создать крепкую семью. Люди могут усовершенствоваться в одном общем деле или каждый в своём занятии, но главное, не сосредотачивать всё своё внимание на недостатках партнёра, не изводить его своими упрёками или чрезмерной заботой.

Психология женщин и мужчин в межличностных отношениях предполагает развитие личности. Люди счастливы, если заняты любимым делом и могут в нём добиваться поставленных целей и намеченных высот.

Нельзя жертвовать любимым человеком, его мечтами в угоду личным интересам. Партнёр заслуживает на уважение. Он должен реализовать себя как личность и добиться желаемого в любой сфере человеческой деятельности.

Гармоничный союз нельзя построить, если переносить старые обиды в новые отношения. Прежде чем окунуться в мир другого человека, нужно полностью разрешить все проблемы с бывшими любовниками.

Если индивида одолевают негативные чувства по отношению к своему партнёру, нельзя поддаваться слабостям. Эмоции нужно уметь подавлять и контролировать. Лучше всего переключить своё внимание на работу, любимое занятие. Не следует слишком критично относиться к недостаткам партнёра. Их нужно научиться принимать как должное.

Доверительные отношения нельзя выстроить без искренности и любви. На фальшивых чувствах невозможно построить крепкий союз. Избранника нельзя переделать силой, он сам должен захотеть измениться, полюбив по-настоящему.

Если ваши отношения зашли в тупик, и даже прочитав все советы из интернета, вы не знаете, как дальше жить, обратитесь за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. Опытный специалист, практикующий психотерапевт сможет разрешить любую проблему и найти выход из сложной ситуации.

Возможно, найти пути решения проблемы вы сможете благодаря видео на этом канале.

Категория «отношение» в психологии

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.

Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

— потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

— потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» — объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного — неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Читайте так же:  Непонимание в отношениях с мужем психология

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений — психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

[2]

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка — это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения — неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства — подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

[1]

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Источники


  1. Джуди, Даттон Любовь и секс. Как мы ими занимаемся / Даттон Джуди. — М.: Добрая книга, 2012. — 652 c.

  2. Моррис, Хью Искусство поцелуя / Хью Моррис. — М.: Серебряные нити, 2015. — 110 c.

  3. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
  4. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.
  5. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2015. — 376 c.
Психология отношений как общая психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here