Психология межгрупповых отношений кратко

Полное описание по теме: психология межгрупповых отношений кратко с профессиональными комментариями и советами.

ExpertPsyhology Психологические исследования

Психология межгрупповых отношений

История развития психологической проблематики межгрупповых отношений относительно невелика, тем не менее, в настоящее время сложились четыре основных подхода, в рамках, которых проводится и интерпретируется исследования.

1) Мотивационный подход, разработанный в классическом психоанализе З. Фрейда.

2) Ситуативный подход, сформулированный благодаря экспериментам Шерифа.

3) Когнитивный подход представлен рядом исследователей, среди которых в последние годы, как правило, упоминают эксперименты Тэшвела о неизбежности межгрупповой дискриминации. Межгрупповая дискриминация сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе, при этом кооперативная неудача ведет к большей групповой пристрастности, чем кооперативный успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.

4) Деятельностный подход, разрабатываемый в российской социальной психологии Агеевым, согласно которому проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория, а межгрупповое взаимодействие зависит от адекватности совместной деятельности.

Среди социально-психологических феноменов в исследованиях межгруппового взаимодействия особая роль отводится фаворитизму (благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой, проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах социального восприятия).

Выяснено, что фаворитизм тем выше, чем важнее для группы критерии группового сравнения, более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа, больше сходство взглядов членов группы, меньше уверенности в легитимности группы, при этом принадлежность к меньшинству в группе увеличивает фаворитизм.

Основные подходы к анализу межгрупповых отношений

Направления

Представители

Содержание

Критика

МОТИВАЦИОННОЕ

Адорно

1) неизбежность и универсальность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии;

2) функция враждебности (главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы);

3) механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанность к своему (своеобразный Эдипов комплекс во взрослом возрасте)

Нечувствительность «детских сценариев» к изменившемуся социуму, психологический редукционизм.

СИТУАТИВНЫЕ

Кэмпбелл

Реальный конфликт интересов между группами и отношения конкуренции обусловливают:

1) враждебность к источнику угрозы;

2) увеличение внутригрупповой солидарности,

3) осознание членства в группе,

4) увеличение непроницаемости границ группового членства,

5) уменьшение степени отклонения от выполнения групповых норм,

6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм

взаимодействие рассматривается безотносительно к индивидуальным мотивационным структурам, люди как куклы-марионетки, детерминированные только ролью

КОГНИТИВНЫЙ

Фергюссон Г. Келли

Тернер

Процесс межгруппового взаимодействия выглядит как логическая цепочка:

  • социальная категоризация;
  • социальная идентификация;
  • социальное сравнение;
  • межгрупповая дифференциация;
  • межгрупповая дискриминация

Психологический редукционизм: реальная жизнь отражается в восприятии, но не сводится к нему

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

В. С. Агеев

Зависимость межгруппового поведения от социальной идентичности и обусловленность их рядом факторов — объективных условий — в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы.

В рамках данного направления анализируется опосредующая роль совместной деятельности в процессе социальных отношений.

Недостаточная разработанность данного подхода, небольшой объем эмпирических исследований

Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или социальная группа.

Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате « Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. Посл .

Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Оказание молодым помощи в профессиональном самоопределении, освоении профессии, переходе от учёбы к самостоятельному труду, профессиональной подготовке и переподготовке в системе службы занятости происходит в России в условиях осуществления реформ и во многом зависит от них. Речь идёт об изменении идеологических ориентиров на возрождени .

Эпилепсия
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием пароксизмальных расстройств, эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать ост .

Межгрупповые отношения: психологический аспект (стр. 1 из 3)

История возникновения межгрупповых отношений

Теория групповой идентичности

Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общество можно образно сравнить с «живым организмом», балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

Производственно-экономические и общественно-политические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действуетмеханизм межгрупповых отношении.

История возникновения межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями[1] .

Б.Ф. Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальной психологии, по мнению Б.Ф. Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическим анализом этого центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности Б.Ф. Поршнев выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей в группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.

Читайте так же:  Психология толстых женщин 39 лет

Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом объединения людей к их познанию себя как общности. Субъективная сторона всякой реально существующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они», путем отличения от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри» Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны, но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях.

Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами — то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или «сцепления» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой, которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняется объективным общественным содержанием.

Межгрупповые отношения

Производственно-экономические и общественно-политические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действуетмеханизм межгрупповых отношении.

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешнегрупповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки .

[1]

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феноменэтноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.

В концепции этноцентризма У. Самнера преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса над другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению к представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп.У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма во взаимоотношениях между этническими группами посвящено значительное число эмпирических исследований[2] .

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешне труп новую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности, генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность, роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас.

Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность я оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп [3] .

Психология межгрупповых отношений.

Уровни межгрупповых отношений. Все межгрупповые отношения в обществе могут быть рассмотрены намакроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни. Намакроуровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества или даже между обществами (государствами, странами, этносами, расами, национальностями и т.д.). На мезоуровне возникают отношения между первичными группами в рамках определенной общности, как, например, отношения школьных классов в школе или студенческих групп в вузе. На микроуровне отношения существуют между микрогруппами, которые образуются уже в самой первичной группе. Это могут быть диады, триады или более крупные микрогруппы. Даже семья может быть рассмотрена с точки зрения особых межгрупповых отношений микрогрупп. Например, мать и сын образуют одну микрогруппу, бабушка с внучкой — другую и т.д. Межгрупповая дифференциация зависит от многих причин, которые исследуются как в рамках социальной психологии, так и в пределах наиболее близких для нее дисциплин: социологии и психологии.

Читайте так же:  Девушка ревнует к ребенку

Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношенияхявляются основными тенденциями,определяющими не только сами эти отношения, но и условия существования социальных групп. Эти две тенденциилежат в основе формирования соответствующих им типов отношений:

а) отношения, обусловленные процессами дифференциации,

б) отношения, обусловленные процессами интеграции.

Если дифференциация определяется различиями и ведет к обособленности групп, то интеграция, напротив, содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объединению в том или ином аспекте. Эти две тенденции сосуществуют, и их динамка определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к негативным социально-психологическим результатам. Так, преобладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные связи, блокирует поступление новой информации и в конечном счете останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою).

[2]

С другой стороны — группа, в которой доминируют тенденции интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы. Такая группа также быстро утрачивает свою жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате чего и теряет собственную социальную устойчивость. Видимо, баланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим условием жизнеспособности иразвития социальной группы.

Можно выделить четыре основных направления в изучении межгрупповых отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплин. Первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации. Второе — определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней. Третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами. Четвертое — изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификацииопределяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни. Любое общество делится на три страты, или класса: высший, средний и низший. Основными критериями такого деления являются: доход, богатство, уровень жизни, профессиональная деятельность, отношение к власти и т.д. Все это вместе определяет социальный статус человека и группы.

В целом, социальное благополучие общества определяется по среднему классу: чем большее количество людей в него входит, тем более стабильным является общество.

Выделяют три стратегии взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации. Стратегия индивидуальной мобильности объединяет все действия индивидов, стремящихся перейти из одной страты в другую. Чаще всего это индивиды, которые переходят из низкостатусной страты в высокостатусную. Но может быть и обратное движение.

Стратегия социального творчества состоит в том, что на уровне социальной группы происходит переоценка критериев сравнения в пользу низкостатусной группы. В данном случае группа ищет новые основания для сравнения. Например, группа террористов может считать доблестью неповиновение властям и проведение террористических актов. В такой ситуации поддерживается разрыв между ценностями общества и ценностями группы.

Стратегия выбора аутгруппы заключается в стремлении членов группы (обычно низкостатусной) выбрать группу с еще более низким статусом для сравнения. В любом обществе можно найти группу, чей уровень жизни по каким-то критериям является более низким. Здесь выбор обслуживает психологическую функцию повышения статуса тех, кто осуществляет выбор.

Проблемы второго направления исследований определялись вопросом о доминировании малой социальной группыи осмысливались в контексте социологического подхода. Некоторые межгрупповые отношения, особенно отношения больших социальных групп, определяются деятельностью лидера, обладающего авторитетом и большой властью. Особая роль в этом процессе отводится малой социальной группе, которая, в свою очередь, детерминирует поведение большой социальной группы. Малая группа способна вести за собой большую социальную группу и определять основные направления ее развития только в том случае, если она обладает сплоченностью, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства ее членов. Как только сплоченность малой группы ослабевает, она утрачивает способность влиять на большую социальную группу. Если проанализировать политические события, связанные со сменой власти в любой стране и в любой исторический период, то можно заметить действие данной закономерности.

Два существенных фактора межгрупповых отношений малой и большой группы: активное меньшинство и модные социальные тенденции. Активное меньшинство формируется в группе с самого начала ее возникновения вне зависимости от желания руководителя. В процессе совместной деятельности складываются определенные отношения между большинством и меньшинством. Эти отношения могут носить стихийный и спонтанный характер, но могут определяться и деятельностью опытного руководителя.

Проблема межгрупповых отношений малой и большой социальной группы часто несет в себе идею власти и непосредственно связана с вопросом об управлении социальной системой. Поэтому идеи демократизма или авторитаризма являются важным «запускающим механизмом» формирования соответствующих отношений между группами. Если преобладают идеи авторитаризма, то малая группа будет стремиться к полному контролю над большой социальной группой. При доминировании демократических идей данные отношения будут определяться либо большинством, либо постоянно меняющимся составом малой группы. И в том и в другом случае важнейшую роль играют модные социальные тенденции, которые оказывают существенное влияние как на характер межгрупповых отношений, так и на выбор субъектами ведущей социальной идеи.

Социальные психологи выделили три интегративных межгрупповых феномена, обозначенных как групповая аффилиация (присоединение), групповая открытость и межгрупповая референтность. Групповая аффилиация означает такие отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой.Групповая открытость проявляется в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Межгрупповая референтностьпроявляется в обращении к значимой внешней группе, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели.

Читайте так же:  Муж ревнует к маме

Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.

В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.

Специфика межгруппового восприятия:

1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:

1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);

2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.

Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфелаи Д.Тернерапричиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:

1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;

3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.

Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.

Феномены межгрупповой интеграции:

1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;

2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;

3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;

4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.

Психология межгрупповых отношений

Читайте также:

  1. III. Психология личности.
  2. V5: Психология деятельности
  3. Аналитическая психология К.Юнга.
  4. Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуация и самоактуализация
  5. Аналитическая психология» К.Г.Юнга
  6. Архаичная психология.
  7. Билет 43. Психология общения. Уровни общения
  8. Билет 55. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в сфере услуг.
  9. БИХЕВИОРИЗМ И НЕОБИХЕВИОРИЗМ. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
  10. Бюджетный федерализм. Проблемы межбюджетных отношений.
  11. Бюджетный федерализм. Проблемы межбюджетных отношений.
  12. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Межгрупповые отношения-совокупность соцально-психологических явлений, характеризующих субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами.

Психологические проблемы межгрупповых отношений-последствия деления групп на «мы» и «они», «свои» и «чужие».

Исследования межгруп отношений в зарубежной соц псих.В западной соц психологии проблема межгрупповых отношений ставится как проблема межгрупповой вражды.

-Мотивационный подход в исс-ии межгруп отношений: впервые система стройных взглядов о межгруп отнош была выдвинута З.Фрейдом в «Психология масс и анализ человеческого Я». Опраясь на исс-я Лебона сделал выводы, что в межгруп взаимодействии появляется враждебность к другой группе(средство поддержания сплоченности и стабильности своей группы). А механизм враждебности проявляется в эдиповом комплексе во взрослом возрасте. Агрессивность человека является врожденной особенностью, объясняется эдиповым комплексом и комплексом электры,объясняется внутренними конфликтами. Идеи Фрейда оказали влияние на Адорно и его психологию «авторитарной личности». Причина межгруп враждебности кроется в психолог особенностях личности, она формируется уже при социализации личности. Оцениваем мотивационный подход, как первый, объясняющий враждебность; вывод о том, что есть группы-есть враждебность

-Ситуационный подход-М .Шериф считал особенности непосредственного взаимодействия между группами, причина в ситуации взаимод группы

Внутригрупповой фаворитизм-стремление каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.

Межгрупповая дискриминация-стремление противодействовать членам другой группы,демонстрация враждебности по отношению к членам др группы.

Основные положения: 1)когда 2 группы стремяться к 1 и той же цели, между ними развивается конфликт; 2)в условии межгруп конфликта внутри группы возникает сплоченность и внутригруп фаворитизм,появляется враждебность к др группе.

Шериф провел исс-е в лагере для подростков,были выявлены стихийно сложившиеся груупы(симпатии). Мальчики 11-14 лет,их разбили в разные отряды, чтобы разбить эту симпатию. «Орлы» и «Змеи»,по проведенным спортивным играм 2 отряда проявляли к друг другу враждебность. Когда предложили совместную деятельность(сломался грузовик с продуктами),межгруп враждебность снизилась,но не исчезла в целом.

Опираясь на исс-е Шерифа, Кембел сформулировал реалистическую теорию межгруппового конфликта-реаль конфл интересов между группами формирует ожидание угрозы со стороны др группы,а угроза порождает: враждебность в другой группе; увелич внутригруп солидарности; более полное осознание индивидом своей принадлежности, увелич идентификации члена со своей группой; уменьш степень отклонения индивида от групповых норм; увелечение меры наказания за эти отклонения. Суть: проблема межгруп враждебности кроется не в индивид мотивации факторов, а в хар-ах межгрупп взаимодействий.

Оцениваем ситуационный подход: «+» -наличие экспериментов в реальн группах, реальных ситуациях и был показан путь снижения групп враждебности; «-» — не учитывались никакие психол хар-ки взаимодействий,не изуч эмоциональные, когнитивные процессы; изучались только малые группы.

-Когнитивный подход(когнитивные процессы как регулятор): Г.Тэджфел утверждал, что межгрупповая дискриминация-идентификация со своей группой, факт осознания принадлежит к своей группе.В его эксперименте участв студенты, котор посмотрев на 2 картины Кондинского и Клее разделились на 2 группы сторонники Кондинского и Клее(кто больше точек насчитывал в картинах).Затем надо было делить сумму денег между участниками группы, своей группе больше денег. Объяснение Теджфела:факт осознания принадлежности к своей группе(внутригрупповой фаворитизм). Область межгрупп отнош-преимущественно когнитивная сфера, включ в себя 4 когнитивных процесса:-социальную категоризацию,-социальную идентификацию,-социальное сравнение,-социальную межгрупп дискриминацию. Оцениваем когнитив подход:-более психологичен по сравнению с ситуационным,-негатив проявления вызваны соц установками.

Читайте так же:  Психология 29 мужчины

Исследования межгруп отношений в отечественной соц псих.Деятельностный подход: В.С.Агеев-акцент на отражении процессов в сознании членов группы. Межгруп восприятия характеризуются:-стереотипностью, -связанности,слитности когнитивности эмоц.,-яркая эффективная окрашенность,-резко выраженная направленность. Образование другой группы формир в совместной межгруп деятельности.Для малой группы-взаимодействие с др группами, для большой-опосредованное взаимодействие через обмен ценностями через СМИ. Адекватность зависит от хар-ра межгрупп деятельности. Главное в межгруп деят-ти-формирование адекватного образа.Эксперименты В.С.Агеева тоже на студентах ставились.Автоматы поставят, если 1 группа будет заниматься лучше другой, надо набрать больше баллов.

Результаты подхода: 1)межгр восприятие оказывается неадекватным(феномен группового фаворитизма)в таком межгруп-ом взаимодействии,кот оторвано от социально-значимой деятельности групп. 2)Хар-р межгр взаимод влияет на внутригрупповые процессы. Межгрупповое восприятие зависит от уровня группового развития.

Деятельностный подход:для межгруппового познания наиболее оптимальные условия:-общие цели деят-ти,-стратегии сотрудничества,-непосредственные контакты.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 512 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Литература
Агеев В.С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. — Межличностное восприятие в группе. 1981.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Межгрупповые отношения

Межгрупповые отношения – это совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей, возникающих между социальными группами. Как уже было сказано, группа – это качественно новое образование. Это целое, не равное сумме его частей, т. е. группа как особое отдельное образование обладает своей структурой, в ней происходят особые процессы, у неё появляются особые качества, которыми могли не обладать по отдельности люди, входящие в неё. Группа характеризуется целостностью.

Отсюда вытекают особенности восприятия группы группой. Индивид из одной группы воспринимает другую группу уже не как собрание нескольких человек, а как нечто большее. И поэтому, имея определённые знания о качествах группы, он распространяет это знание на каждого члена группы (эта характеристика межгруппового восприятия называется унифицированностью). Например, имея представление о группе как об агрессивной (возможно, потому что там есть всего несколько драчунов), он будет рассматривать как агрессора каждого человека из этой группы. И эта особенность межгруппового восприятия является очень стойкой, её очень сложно переломить. Поэтому возникают, например, трудно изживаемые национальные стереотипы.

Межгрупповое восприятие – это процессы социальной перцепции, в которых субъектом и объектом восприятия являются социальные группы и общности.

Специфика его такова:

• существует тенденция объединения отдельных представлений в целое, отличное от составляющих его элементов;

• формирование этих представлений длительно, и сформированные очень устойчивы;

• происходит схематизация и упрощение восприятия.

Характеризуется межгрупповое восприятие стереотипностью, объединённостью его когнитивных и эмоциональных сторон, ярко выраженной оценочной направленностью. Поэтому межличностное восприятие пристрастно, может быть необъективным и не адекватно отражать истинное положение дел.

По мнению А. Тэшфела, объединение людей в группы само по себе вызывает следующие процессы (они же могут рассматриваться как этапы):

• социальную идентификацию (показателем которой является использование местоимений «мы» и «они», т. е. происходит отнесение себя к какой-то группе),

• социальное сравнение (анализ особенностей и оценка своей и чужих групп),

• социальную категоризацию (создание субъективных классификаций и категорий групп с последующим отнесением к ним всех новых групп и чёткое определение своей позиции в них),

• социальную дискриминацию и фаворитизм.

Внутригрупповой фаворитизм – это стратегия межгруппового восприятия, когда своя группа кажется гораздо лучше других, что, во-первых, может не отражать реального положения дел, а во-вторых, создаёт заранее предубеждённость к другим группам, что повлияет на их восприятие. Это тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, стремление благоприятствовать членам своей группы.

Степень его выраженности может выступать показателем межгруппового взаимодействия.

Межгрупповая дискриминация – это установление различий между своей и чужой группой, носящее ярко выраженный оценочный характер, и поэтому различия могут сильно акцентироваться.

Межгрупповая дискриминация проявляется во внутригрупповом фаворитизме по отношению к своей группе и зачастую в неоправданной внегрупповой враждебности по отношению к чужой группе.

При этом, при предпочтении своей группы (внутригрупповой фаворитизм) возникают враждебность и напряжённость в межгрупповых отношениях, при предпочтении чужой – ослабление внутригрупповых связей.

Существует зависимость этих феноменов от уровня группового развития. Фаворитизм и дискриминация определяются типом совместной межгрупповой деятельности и не типичны для истинного коллектива.

Эксперименты В. С. Агеева показали, что адекватности восприятия способствуют объективные условия совместной межгрупповой деятельности и характер непосредственного межгруппового взаимодействия. Таким образом, включение групп в совместную деятельность, способствует более объективному и адекватному восприятию группами друг друга и снятию фаворитизма и дискриминации.

Межгрупповые отношения обусловлены не только психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, но и идеологическими, экономическими, политическими, культуральными и другими социальными факторами.

Нормы человеческих взаимоотношений могут сильно меняться от культуры к культуре, но существуют и общие для всех (например, уважение к старшим).

Влияние культуры проявляется не только в наличии специфических норм, но и в появлении свойственных только ей ролей. Во всех культурах ролевые ожидания определяют социальные отношения.

В разных культурах приветствуются разные личностные и социальные качества.

Чтобы оценить, насколько сильно влияет культура, надо столкнуться с другой культурой и пожить в ней.

Огромное разнообразие культурных традиций и моделей поведения демонстрирует, до какой степени все люди являются «продуктом» социальных отношений, норм и ролей.

Читайте так же:  Как манипулировать мужчиной в отношениях психология

Список рекомендуемой литературы:

Андреева Г. М. Социальная психология, изд. МГУ, М, 1988

Введение в практическую и социальную психологию / ред. Соловьёв, М, 1997

Майерс Д. Социальная психология, изд. «Питер», СПб, 2001

Психология. Словарь. / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, изд. Политической литературы, М, 1990

Социальная психология / ред. Г. П. Предвечный, Ю. А. Шерковин, М, 1975

Социальная психология Личности. М, 1979

Шибутани Т. Социальная психология, изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998

Тема лекции: Конфликты и способы их разрешения

Контингент учащихся : студенты 2 курса МПФ, ЛФ и ФВСО

Вид лекции: обзорная

Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999).

Функции конфликта.

К негативным функциями конфликтов относят:

1) ухудшение дисциплины и морально-психологического микроклимата в трудовом коллективе, снижение качества и эффективности работы сотрудников и организации в целом;

[3]

2) ущерб соматическому и психическому здоровью, деловым и неформальным взаимоотношениям участников конфликта.

Деструктивный конфликт возникает в случаях:

1) Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;

2) Когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности. Деструктивный путь связан больше с эмоциональным образом разрешения конфликта, когда мы видим противника поверженным, униженным, страдающим за все принесенные нам обиды, то это может приносить удовлетворение. Это тупиковый путь, поскольку действия сконцентрированы на том, чтобы эмоционально сокрушить соперника. В этом случае порой стороны забывают, что конкретно послужило причиной столь сильной ненависти и вражды.

К позитивным функциям конфликтов принадлежат:

1) стимулирование перехода трудового коллектива к более современным и эффективным технологиям профессиональной деятельности, нормам делового взаимодействия и поведения сотрудников, а руководства коллектива – к более эффективным формам и методам управления и организации труда;

2) сплочение коллектива организации или подразделения в процессе конфликта с противоположной стороной, находящейся вне этого конфликта (сплочение перед лицом трудностей);

3) снижение напряженности между конфликтующими сторонами, появления у них опыта совместных действий в процессе разрешения конфликта как условие, уменьшающее вероятность повторного конфликта.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.

Мы можем определить конфликт как своего рода сумму конфликтной ситуации и инцидента, что можно отразить в виде формулы:

конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

Конфликтная ситуация. Включает альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию можно назвать стадией потенциального конфликта, чтобы конфликт стал реальным, его участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Конфликтная ситуация – это такое противоречие между целями сторон, которое характеризуется:

1)объективной или субъективной значимостью для одной или обеих сторон;

2)реальным или мнимым противодействием одной или обеих сторон достижению цели противоположной стороной;

3)возникновением у одной или обеих сторон нетерпимости по отношению к такому противодействию. Стороны могут быть представлены двумя индивидами, индивидом и группой, двумя группами.

Инцидент. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент(открытое вступление в конфликт), при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент состоит во внешнем воздействии, способствующем перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Инцидент (повод) – это:

1) либо активизация одной из сторон конфликтной ситуации, умышленно или неумышленно ущемляющая интересы противоположной стороны;

2) либо действия стороны, находящейся вне конфликтной ситуации, которые обостряют реакцию.

Пример:два врача-стоматолога одинаковой квалификации, остро нуждающиеся в дополнительном заработке, претендуют на единственное рабочее место в кабинете платных услуг стоматологической поликлиники – конфликтная ситуация; один из стоматологов узнает, что другой в пренебрежительном тоне отозвался о его профессиональных достоинствах в присутствии коллег – инцидент; в результате между обоими врачами возникает шумный скандал, а затем длительный период отчуждения с неоднократными попытками навредить друг другу – конфликт.

Каждому конфликту обязательно предшествует конфликтная ситуация, но не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Конфликту может предшествовать не одна, а несколько взаимосвязанных или независимых друг от друга конфликтных ситуаций. При этом вероятность развития конфликта будет более велика, чем большее число конфликтных ситуаций ему предшествует.

| следующая лекция ==>
Межгрупповые отношения | Внутриличностный конфликт
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1537 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

  2. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры… работают вместе! / Джон Грэй , Барбара Эннис. — М.: АСТ, Neoclassic, 2013. — 320 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.
  4. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — М.: Питер, 2005. — 176 c.
  5. Организация и методика налогового консультирования: Учебно-методическое пособие / ред. Т.А. Демишева. — М.: Учебный центр МФЦ, 2011. — 160 c.
Психология межгрупповых отношений кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here