Психология межэтнических отношений

Полное описание по теме: психология межэтнических отношений с профессиональными комментариями и советами.

Сущность и факторы межэтнических отношений

Сущность межэтнических отношений

Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.

Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня: а) институциональный; б) межгрупповой; в) межличностный.

Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е гг. XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей.Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.

Второй уровень межэтнических отношений — это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями.Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы — это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.

На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения — трудовом, семейно-бытовом, а также соседском, досуговом, дружеском и других видах неформального общения.

Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.

Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни.Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.

Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере.Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании.Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы. Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности культуры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т.д. Всилу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях — задача очень сложная, требующая много времени и терпения.

Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.

От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве. Вусловиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 1990-е гг. проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социально-психологический аспект межнациональных отношений

Социально-психологические проблемы межнациональных отношений вообще и отношений между китайцами и русскими, в частности, остаются одной из недостаточно изученных областей этнической психологии. В имеющихся работах отечественных и зарубежных исследователей [176; 207; 245; 319; 373; 416 и др.] содержится интересный материал по отдельным аспектам китайской этнопсихологии. Вместе с тем в настоящее время сформировались потребности, обусловливающие необходимость проведения глубоких социально-психологических исследований. Известно, что характер межнациональных отношений часто подменялся общими декларациями и наличием известных в прошлом политических установок.

Отсутствие глубоких теоретических разработок и конкретных данных с вытекающими из них рекомендациями наиболее остро проявилось на фоне тех позитивных изменений, которые прослеживаются в последние годы в отношениях между Россией и Китаем. Подтверждением тому стала некомпетентность руководителей бизнеса из 15 субъектов России, вскрывшаяся в декабре 2015 года при поездке в Китай. В процессе опросов, проведенных СМИ, установлено, что Китая, особенностей китайского бизнеса и психологии китайцев они не знают.

Проведенное нами исследование представляет собой только один этап в предстоящей сложной работе. Полностью восполнить имеющиеся пробелы станет возможным лишь в процессе проведения комплексных и широкомасштабных исследований. Для России данная проблема является важной, поскольку на ее территории, по разным данным, находится от 40—80 до 500 тысяч китайцев. Их компактное проживание имеет место в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, ежегодно более 200 тысяч китайских туристов посещают Россию по безвизовому режиму.

Одновременно на территории Китая временно находятся около 40 тысяч граждан России. Более половины из них живут в трех городах: Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Поданным всекитайской переписи населения 2010 года, в Китае на постоянном жительстве также находятся 15,39 тыс. русских, являющихся гражданами КНР. Большинство из них проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (9000 человек) и во Внутренней Монголии (5000 человек). Например, они компактно проживают в русской национальной волости Шивей под городом Аргунь соседнего с Забайкальским краем Автономного района Внутренняя Монголия.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной стрельцом и женщиной львом

Дальнейшее развитие партнерских отношений России с Китаем во всех сферах жизнедеятельности предполагает широкомасштабное осуществление деловых и другого рода контактов на территории обеих стран и сотрудничество по всем направлениям. По этой причине проблема складывающихся отношений между русскими и китайцами представляется важной и может стать предметом исследования.

В имеющейся литературе просматривается ряд общих стратегий построения межнациональных отношений. Ее авторы (Blalok Н., Wilhen М., 1979) [по ист.: 241, с. 40—62] на основе анализа ряда явлений (дискриминация, изоляция, инсуляция, интеграция, сегрегация) определяют некоторые основы их конструирования. Выделим из общего их числа следующий ряд, представляющий наибольший интерес:

  • а) стратегия изоляции (стремление национальности к образованию однонациональной среды обитания);
  • б) стратегия дискриминации (стремление национальности к ущемлению прав этноконтактных групп);
  • в) стратегия интеграции (тенденция к установлению эффективного равностатусного взаимодействия между представителями различных национальностей).

Условия межнационального взаимодействия на территории Сибири и Дальнего Востока имеют свои особенности: малочисленные группы лиц китайской национальности пространственно и социально не сходятся в сфере проживания российского суперэтноса. Это, очевидно, обусловливает избираемую стратегию общения и характер ее содержания. В этом определенную роль играет эмоциональная привлекательность (непривлекательность) субъектов этнообщения. Эмоции могут серьезно трансформировать характер контакта и привести к позитивному развитию либо к регрессу. В контексте изложенного, определенную роль играют этнические стереотипы, отражающие степень готовности устанавливать и развивать характер этнических контактов. Очевидно, наличие опыта установления этноконтактов влияет на характер установок.

Теоретический анализ и проведение ряда локальных исследований по проблеме межнациональных отношений позволили нам сформулировать такое предположение: малочисленные группы китайцев, проживающие в рамках российского суперэтноса, в определенной степени открыты для совместной жизнедеятельности. Этому во многом способствует введение в России рыночных отношений. Усиление частоты и уровня их позитивных реальных контактов ведет к эмоционально насыщенному восприятию отношений с представителями русскоязычных национальностей.

Межнациональные отношения могут приобретать и конфликтный характер, о чем заявили около 54% респондентов. Конфликты имели место, как правило, на бытовой почве. Зафиксирована довольно высокая частота конфликтов у китайских студентов, приехавших в Россию на обучение в первый год. Затем в последующие 2—3 года идет процесс их уменьшения. Видимо, это связано с процессом адаптации вновь приехавших к новым для них межнациональным ситуациям. Респонденты открыто называют некоторые причины, которые, как правило, формируют негативное отношение к представителям другой нации: высокомерие, неуважение, унижение достоинства, незнание традиций, привычек и т.д.

Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что на характер межнационального взаимодействия могут влиять избранные представителями различного этноса стратегии поведения (изоляция, дискриминация, интеграция). Представители китайского этноса, при наличии достаточно высокой степени этногрупповой сплоченности, имеют большую способность к интеграции, чем титульный этнос принявшей их страны. В контексте изложенного появляется проблема решения «неудач» в межличностных отношениях китайцев с титульной нацией [92; 153; 154 и др.]. Подготовка к их этнокультурному взаимодействию должна стать обязательной составляющей межэтнического общения.

За рубежом (США, Англия, Франция и т.д.) в этом отношении накоплен определенный опыт, например, в США разработана культурнопросветительская система, которая получила название «университета», «классной комнаты» и т.д. Содержание обучения в ней включает в себя знания истории, государственного устройства, обычаев, традиций и целый ряд других крайне необходимых данных о стране пребывания. В то же время такое обучение, в части его содержания, носит эклектичный, абстрактный и формальный характер. Опыт убеждает, что этого явно недостаточно, поскольку сами американцы признавали низкую результативность обучения. В итоге, они при выезде за границу часто испытывали сильнейший «культурошок».

Поэтому в последние годы в США стали активнее использоваться инструктажи, тренинги, при этом работа включала ознакомление слушателей не только с межкультурными различиями, но и проигрывание конкретных ситуаций, возникающих при этнических контактах. В сущности, обучаемые погружаются в новую средовую обстановку и достаточно успешно осваивают новую для себя культуру. Разновидностью тренинга является «культурный ассимилятор» как средство повышения этнокультуральной сензитивности [262]. В состав тренинга включается описание от 100 до 150 ситуаций, в которых необходимо действуют контрольные тренинги. Даются конкретные примеры потенциально конфликтных ситуаций с включением критического инцидента. Одновременно используются ролевые игры, обсуждение проблем и т.д.

Имеющиеся материалы по данной проблеме убеждают в необходимости проведения совместных с китайцами комплексных исследовательских работ по широкому кругу этнопсихологических проблем, разработки программ реализации, что будет во многом способствовать дальнейшей оптимизации межнациональных отношений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Психология межэтнических отношений занимает особое место среди направлений современной этнопсихологии. Обусловлено это тем, что данное направление является составной частью социальной психологии, имеющей по сравнению с другими психологическими отраслями необходимый для анализа межэтнических отношений людей объяснительный потенциал. Кроме того, важно учитывать, что не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для любых межгруппо- вых отношений.

Современная мировая наука не располагает однозначностью и четкостью в обозначении рассматриваемой области, и вследствие этого термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое поведение», «межгрупповое взаимодействие» и даже «межгрупповой конфликт» зачастую употребляются почти как равнозначные.

Межэтнические отношения — это не только отношения соперничества либо сотрудничества между группами. Они включают в себя и отношения к самим группам, которые проявляются в представлениях о них, — от позитивных характеристик до предрассудков. Важную роль в понимаемых таким образом межгрупповых отношениях играет информация, с легкостью распространяемая всевозможными средствами коммуникации и создающая своеобразную «иную реальность» в субъективном мире человека. К тому же отношения между группами могут возникать, существовать и даже развиваться и без непосредственного взаимодействия между ними, что часто можно наблюдать в реальной жизни.

1) согласованность — степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

2) унифицированность — степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов;

во-вторых, динамическая характеристика — устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с аналогичными процессами межличностного порядка, в-третьих, содержательная характеристика — связь когнитивных и эмоциональных компонентов, в-четвертых, оце- ночность (отличная от оценочности, осуществляемой при межличностном восприятии). Так, согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоциональноокрашенными представлениями о группах являются многие механизмы межэтнического восприятия.

Особого внимания заслуживает довольно специфический механизм межгруппового восприятия — внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставляемыми с ней группами.

Читайте так же:  Отношения подчиненный начальник психология

Одним из примеров внутригруппового фаворитизма является этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума».

М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

— восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»;

— рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

— оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

— представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Таким образом, для групп характерна разная степень выраженности этноцентризма. Внутригрупповой и внешнегрупповой фаворитизм можно представить в виде двух полюсов, и каждый конкретный случай межэтнического восприятия может быть расположен в той или иной степени близости к одному из них. Полюса соответственно символизируют, с одной стороны, дифференциацию в форме противопоставления, что предполагает предвзятость по отношению к другим группам. С другой стороны континуума — дифференциация в форме сопоставления — полюс, характеризующий миролюбивую нетождественность. В этом случае своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, и при этом не исключается критичность по отношению к деятельности и качествам обеих групп.

[3]

Часть IV.Психология межэтнических отношений

Глава 11 межэтнические отношения и когнитивные процессы

11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические

[с. 231]Изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки — этнология, социология, экономика, история, психология. Мы же ограничимся лишь их социально-психологическим анализом.

Как уже отмечалось, психология межэтнических отношений занимает особое место среди ветвей этнопсихологии, так как является составной частью социальной психологии и лишь косвенно связана как с культурантропологией, так и с остальными отраслями психологии. Следует, кроме того, помнить, что не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям, психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрупповых отношений, на которые мы и будем при необходимости ссылаться.

В мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемого нами круга явлений: термины межгрупповые отношения, межгрупповое поведение, межгрупповое взаимодействиеи даже межгрупповой конфликтупотребляются почти как равнозначные. Однако терминмежгрупповой конфликтне подходит для обозначения всей изучаемой области: хотя конфликтные отношения между группами — неотъемлемое свойство человеческого общества, такое же неотъемлемое свойство — сотрудничество и даже интеграция групп. Некоторые исследователи даже в самом конфликте выделяют две основные стадии — конфронтации и интеграции.

Не полностью отражают сферу наших интересов и термины межгрупповое поведениеи межгрупповое взаимодействие.Они подразумевают наблюдаемый компонент межгрупповых отношений, но не включают психологические процессы и явления, которые[с. 232]не доступны непосредственному наблюдению, но играют важную роль в жизнедеятельности индивидов и групп.

Например, предубеждения — негативные социальные установки — не обязательно сопровождаются дискриминационным поведением. В социальной психологии давно установлено, что между аттитюдами и поведением возможно расхождение, которое получило название «парадокса Лапьера» по фамилии автора знаменитого эксперимента, проведенного в 1934 г. в США. Обнаруженное несоответствие заключалось в том, что персонал гостиниц и ресторанов оказывал радушный прием китайцам, путешествовавшим вместе с Лапьером по США, но очень многие ответы на отправленные по тем же адресам письма с просьбой принять китайцев, разосланные исследователем через полгода, были отрицательными.

Дело даже не в том, что предубеждения оказались более негативными, чем реальное поведение. Результаты некоторых исследований показали обратное соотношение. Например, в эксперименте, проведенном в США в 60-е годы, домовладельцы намного чаще соглашались сдать квартиру семье афроамериканцев, если переговоры велись по телефону, чем при личном визите потенциальных квартиросъемщиков [по: Бороноев, Павленко,1994]. Важно другое: исследуя только наблюдаемое поведение, мы пройдем мимо многих психологических явлений, которые могут рано или поздно на нем сказаться. У персонала отелей в эксперименте Лапьера при реальном контакте с китайцами могла «включиться» социальная установка на ситуацию, так как они были заинтересованы в заполнении номеров. Но это вовсе не означает, что в другом месте и в другое время они бы не проявили дискриминации по отношению к китайцам, которые были в 30-е годы в США низкостатусным, угнетаемым меньшинством.

Итак, из всех близких по значению понятий мы выбрали наиболее широкий термин — межгрупповые отношения.С позиции здравого смысла кажется достаточно очевидным, что межгрупповые отношения — это отношения, объектом и субъектом которых являются группы, в том числе и этнические общности. Однако многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего — и даже исключительно — отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался и известный британский психолог А. Тэшфел (1911–1982), который отношения между людьми располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп[Tajfel, 1981а].

[с. 233]Но при такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся межгрупповыми. Так как человек одновременно является членом многих групп, то хотя бы одна из его групповых принадлежностей будет отличаться от групповой принадлежности людей, с которыми он вступает в контакт: общаться могут люди одного возраста, одного пола, одной профессии, но если они идентифицируют себя с разными этносами, на их взаимодействие большое влияние будут оказывать как особенности этих общностей, так и взаимоотношения между ними.

Даже семейный конфликт придется рассматривать как межэтнический, если муж и жена имеют разную национальность и один из них в пылу ссоры прибегнет к последнему аргументу: «Все вы русские (татары, грузины и т.д.) такие — ленивые, глупые, жадные и т.п.».

На самом деле любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретают личностнуюокраску, что и порождает такой предмет исследования, как межличностные отношения. Строго говоря, «чистые» межличностные отношения, на которые не влияет принадлежность общающихся к каким-либо группам, можно представить лишь как полюс некоего теоретического континуума, на другом полюсе которого располагаются тоже межличностные отношения, но в максимальной степени подвергающиеся влиянию межгрупповых отношений. А подавляющее большинство случаев взаимоотношений между людьми находится в разной степени отдаленности от полюсов. Одни и те же люди в одних обстоятельствах будут взаимодействовать в большей степени как индивиды, а в других — как члены группы.

Читайте так же:  Внуки и бабушки психология отношений

Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы. Так, члены групп этнических меньшинств часто считают, и во многих случаях совершенно обоснованно, что отношение к ним окружающих основано на восприятии их группового членства, а не личностных характеристик. Например, подавляющее большинство «нерусских» жителей Петербурга (71,6%), опрошенных в 1995 г., отметили, что сталкивались с антипатией к себе именно по национальным мотивам [Сикевич, 1996].

В максимальной степени межгрупповые отношения проявляются в отношениях межличностных, если группы находятся в состоянии конфликта. Люди старшего поколения, бывавшие в Прибалтике в советские времена, могут вспомнить, что иногда [с. 234]продавщицы в магазинах или прохожие на улицах «не понимали» обращенных к ним по-русски вопросов. Но приезжий из России осознавал, что продавщица, выросшая в многонациональном городе и окончившая советскую школу, просто не могла не знать русского языка. Отказ его использовать отражал сложные межгрупповые отношения и мог рассматриваться как проявление гражданского неповиновения эстонцев, латышей или литовцев, стремившихся к восстановлению государственной независимости.

Межгрупповые отношения (и межэтнические в том числе) — это не только отношения между группами— доминирование или подчинение, соперничество или сотрудничество. В эту область следует включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков. В наши дни значительный вклад в понимаемые таким образом межгрупповые отношения вносит информация, распространяемая средствами массовой коммуникации и создающая своего рода «вторую реальность» в субъективном мире человека. Отношения к группам могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними, что не раз обнаруживалось в эмпирических исследованиях. Так, среди этнических стереотипов, выявленных в США в начале 30-х годов, наиболее негативными у белых американцев оказались не образы афроамериканца или представителя какого-либо другого дискриминируемого меньшинства, а турка, хотя сомнительно, что большинство респондентов были знакомы хотя бы с одним выходцем из Турции[Katz, Вrаlу,1933].

Отсутствие единодушия при разграничении межгрупповых и межличностных отношений не случайно. Многие психологи рассматривают межгрупповые отношения не как реальные отношения между группами, а как отношения между их членами из-за боязни «потерять» предмет исследования. Действительно, межгрупповые отношения, особенно отношения между этническими и другими большими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе, и поэтому составляют предмет изучения прежде всего не социальной психологии, а других наук — социологии, политологии и т.п. Но и у социальных психологов есть поле для деятельности, только их задача — изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей, прежде всего анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия 1 .

[с. 235]Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, мы будем рассматривать и межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов — как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них следует выделить, во-первых, структурные характеристики:1) согласованность 2 — высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; 2) унифицированность— высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов. Во-вторых, динамическую характеристику — большую устойчивость (ригидность, консервативность)межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными. И, в-третьих, содержательную характеристику — тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность,чем при восприятии межличностном [Агеев,1983]. Так, согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах являются этнические стереотипы, к анализу которых мы обратимся в тринадцатой главе.

Психология межэтнических отношений

В последние десятилетия в связи с общей переориентировкой западной психологии от эмпирии к теории появились концепции, претендующие на теоретическую освещенность данной проблематики.

Американский психолог Г. Тэджфел разработал специальный подход, заключающийся в такой последовательности анализа содержания и роли социального стереотипа, который дает возможность правильно понять его функции. Он выделил следующие социальные функции стереотипа:

— о социальной причинности, ориентирующую на необходимость осмысления источника его возникновения и оправдание действий, совершаемых или планируемых против «враждебной» группы;

— дифференциации, оправдывающую формирование позитивно- ценностную оценку собственной группы в отличие от всех других общностей.

Вместе с тем в это время проявляется также определенная тенденция, представленная в виде четырех взаимосвязанных процессов:

— максимизации межгрупповых различий;

— максимизации внутригруппового сходства; минимизации межгруппового сходства;

— минимизация внутригрупповых различий.

Именно эта тенденция и является самой существенной психологической характеристикой и отличительной чертой стереотипизации, а отнюдь не предубежденность, враждебность или другие негативные характеристики, означающие хотя и весьма распространенный, но все-таки частный случай конкретного содержания стереотипа.

Национальные стереотипы образуются в результате функционирования национальных обычаев, традиций и нравов. Игнорировать последние — значит отрицать нормальные и естественные различия между нациями. Но первые и вторые нельзя и отождествлять.

Национальные стереотипы аккумулировали исторический опыт нации, вобрали в себя сотни, а может, тысячи привычек предшествовавших поколений, все доброе и злое из прошлого. Ломать такого рода стереотипы означало бы пытаться лишить нацию ее корней, исторической памяти.

В то же время национальный стереотип позволяет человеку без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с ценностной шкалой своей этнической общности группы. Желая соответствовать ожиданиям последней (иначе легко попасть в категорию изгоев), люди невольно определяют свои национальные ориентации в рамках, диктуемых этой шкалой. Можно объяснить силу воздействия национальных стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания. Многие сегодняшние национальные стереотипы восходят ко временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение.

Национальные стереотипы существуют в форме стереотипов национального поведения и стереотипов восприятия. Стереотипы национального (этнического) поведения — устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности. Они позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.

Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. Стереотипы национального поведения в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной и женщиной мудрость

Национальные стереотипы восприятия — это устойчивые образы, сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей и проявляющиеся в тесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов.

Исследование когнитивно-эмоциональных характеристик национальных стереотипов предполагает выявление типичных эмоциональных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям другой национальности. Даже первоначальное поверхностное знание об этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивание (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы.

Значительную роль здесь играет давление этноцентризма, согласно которому собственная группа является центром всего, а все другие общности да и все окружающее в целом шкалируется и оценивается в сопоставлении с ней. Этноцентризму свойственно пассивное самолюбование и самомнение, причем даже негативная оценка других по собственным меркам может совершенно не проявляться вo внешних реакциях, маскироваться под этикетом добропорядочности и доброжелательности к другим людям.

Понятие «этноцентризма» ввел в научный обиход в начале ХХ в. американский ученый У. Самнер. Позиции зарубежных психологов в объяснении влияния этноцентризма на процесс формирования этнических стереотипов и предрассудков основываются на двух подходах.

По мнению сторонников первого из них, почва, на которой развивается этноцентризм, — это конкуренция и соперничество между группами за обладание определенными ресурсами. Этноцентризм возникает как реакция на конфликт и угрозу со стороны других групп. В основу этого подхода заложен постулат о существовании изначальной межгрупповой враждебности.

Качественное изменение этноцентризма происходит в тех случаях, когда он наполняется политическим и идеологическим содержанием, т.е. из сугубо внутреннего отношения превращается во внешнюю готовность к действиям. Наиболеё часто встречающимся примером политизированных движений, с которыми увязывают стратегию поведения одного этноса по отношению к другим, является понятие национализм.

Психологической основой формирования негативных национальных стереотипов служат предубеждения, определяющей характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон. Преломление предубеждений сквозь призму этноцентризма приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре национальных стереотипов и превращает их в национальные предрассудки.

Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью. Их основное назначение заключается в формировании определенной предрасположенности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов. Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.

Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты истории, широко известные представителям своей этнической группы. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть социального опыта различных народов, включаясь в систему их специфически национальных символов.

Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую их характеристику.

Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:

— условия и особенности социализации человека (процесс формирования системы стереотипных представлений отдельного индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся общественных условий, политики;

— культуры, совершенствования и развития духовной жизни общества, а также от бытовые условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности личности и др.);

— уровень образования и интеллектуального развития (чем более образован человек и выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействию национальных предрассудков);

— личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизирующим объектом (в социальной психологии сложилась своя традиция к этой проблеме, которую можно кратко сформулировать следующим образом: непосредственное взаимодействие снижает уровень стереотипичности оценок и суждений).

Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может снижать тенденцию к стереотипизации или влиять на те процессы, которые происходят во время ее. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чей либо стереотип об аккуратности и пунктуальности, свойственной немцам, может быть пересмотрен, если человек сталкивается с немцем, который крайне несобран, опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким образом, считают они, информация об одном- двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может вызвать аффект и неожиданно резкое изменение этого этнического стереотипа.

Национальный стереотипы — особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно-окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условиях общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах.

Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики.

Во-первых, это конкретизация — стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы

Во-вторых, — это упрощение, суть которого сводится к высечению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.

Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многочисленного их восприятия и запечатления в памяти. Они функционирует на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим». Многие из них возникают стихийно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая — подвергается сомнению.

1. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2006.

2. Крысько В.Г. Этническая психология.М., 2007.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.

Читайте так же:  Что делать если парень ревнует лучшему другу

4. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.

5. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Деловая книга., 2006.

6. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2006.

7. Пирогов А.И. Политическая психология. М.. 2005.

8. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб., 2008.

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 4. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы

.Межэтническое взаимодействие: понятие и последствия. Специфика межнациональных отношений людей. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психологическое явление. Проблемы формирования образов различных этносов. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию дифференциации этнических общностей: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция.

Этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Особенности этнических стереотипов восприятия. Внутренняя структура этнического стереотипа восприятия. Механизмы функционирования этнических стереотипов восприятия.

Этнические стереотипы поведения. Причины формирования этнических стереотипов поведения. Ритуалы и обряды.

Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции.

Этнические предрассудки, их происхождение и функции.

Понятие этнических экспектаций и их особенности.

Методические указания.

Межэтническое взаимодействие — это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.Выделяют три основных вида этнического взаимодействия: воздействие, содействие, противодействие.Наиболее очевидно особенности межэтнического взаимодействия проявляются в механизмах установки и стереотипа.

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Она бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта. При этом субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Чаще всего формируется отдельными индивидами и подхватывается массами.

Понятием стереотип в психологии обозначается устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта (например, внешность — цвет кожи, разрез глаз и т.д.). Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями, как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и пр. Кроме того, этнический стереотип содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов. Чаще всего этнические стереотипы формируются под влиянием средств массовой информации. Более того, мнение СМИ авторитетно до такой степени, что может происходить вытеснение собственного мнения.

Основными формами (или результатами) межэтнического взаимодействия являются ассимиляция, дискриминация (и ее разновидность – сегрегация), геноцид, а также этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе. Похожим понятием является понятие национализм.

Под национализмом понимается:

1) определенный комплекс этнопсихологических установок;

2) система политических идей;

3) общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

[2]

Результатом изучения данной темы должно стать понимание того, что ни одна этническая группа не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от других народов. В тоже время межэтнические контакты далеко не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих народов. Именно поэтому проблема этнических контактов является чрезвычайно важной, в особенности для полиэтнической России, на территории которой проживают представители более 150 этносов.

Практическое занятие 1.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: межэтническое взаимодействие: понятие и последствия. Специфика межнациональных отношений людей.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

Практическое занятие 2.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Этнические стереотипы поведения.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 938 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

  2. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.

  3. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.
  4. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.
  5. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
Психология межэтнических отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here