Психология добрачных отношений

Полное описание по теме: психология добрачных отношений с профессиональными комментариями и советами.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию — Лекция 3. Психология добрачных отношений
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений
Индекс материала
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию
Лекция 2. Структура семьи и ее функции
Лекция 3. Психология добрачных отношений
Лекция 4. Цикл развития семьи
Тема 5. Супружеское взаимодействие
Лекция 6. Взаимоотношения в семье
Все страницы

ЛЕКЦИЯ 3. Психология добрачных отношений
План

  1. История проблемы и модели ухаживания.
  2. Понятие аттракции, факторы её сохранения.
  3. Типология эмоциональных отношений.

Добрачные отношения

семинар семья.docx

Психология семьи и семейное воспитание

Семинарское занятие № 3.

Тема: Добрачные отношения.

Цель: Охарактеризовать добрачный период и раскрыть его влияние на брак. Определить психологические задачи данного периода и выделить факторы риска.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика добрачного и предбрачного периода.
  2. Предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание. Психологическая задача предбрачного периода.
  3. Функции предбрачного периода.
  4. Психологические условия оптимизации предбрачного периода.
  5. Добрачные факторы риска.
  6. Прогностически-благоприятные факторы, влияющие на отношения в браке.
  7. Модели выбора супруга.
  8. Мотивация на брак.
  9. Причины вступления в брак.

Изучить указанную литературу.

Подготовить ответы на вопросы.

Выявить мотивы вступления в брак.

Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общ. Ред. Н.Н.Посысоева.- М., 2004.- С. 105-129.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г.Силяевой.- М., 2002.- С. 26-38.

Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.:1988. С. 167.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. — М.: 2000. С. 151-161.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

Длительность знакомства до брака

Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)

От 1 мес. До 6 мес.

От 1 года до 3 лет

  1. накопление совместных переживаний и впечатлений;
  2. узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения.
  3. проектирование совместной жизни. молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

  1. высшее образование у мужчины;
  2. оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);
  3. «теплые» отношения до брака;
  4. сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
  5. наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;
  6. наличие общих друзей будущей семейной пары;
  7. согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
  2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
  3. Модель дополнительности. Притягательн ым является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии различают три мотивации на брак:
-мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;
-мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.

Причины вступления в брак

давних времён, уже сотни лет люди вступают в браки и причины вступления в брак были самые разные. И постоянно, на протяжении этих сотен лет, лучшие умы человечества говорили, что наиболее удачные браки для создания счастливой семьи — основаны на любви. Т.е. любовь — наиболее удачная причина для вступления в брак и создания счастливой семьи.

Уже в наши дни, пермский социолог З. Файнбург провёл исследование, охватившее 15 тысяч людей. Это исследование показало, какие причины вступления в брак распространены в наше время.

Первая причина вступления в брак — сердечное влечение или любовь. Примерно 70-80 процентов людей женятся по любви, надеясь таким образом создать счастливую семью. Это, пожалуй, основная причина вступления в брак.

Вторая причина вступления в брак — подражание другим людям. Т.е. все женятся (выходят замуж) и мне пора. Создать счастливую семью таким образом рассчитывают 15-20 процентов людей.

Третья причина вступления в брак — брак по расчёту. Найти семейное счастье таким образом рассчитывают до 10 процентов людей.

Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь. В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.

Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения.

Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

Подведем итоги. Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.

Представление о добрачных отношениях

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Пермский государственный университет»

Кафедра психологии развития

Представление о добрачных отношениях.

студентки 1 курса

кафедры психологии развития

1. Добрачный период

1.1 Возраст будущей пары

1.2 Родители, как пример для подражания

1.3 Специфика добрачного периода

1.4 Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде

2. Любовь, дружба, отношения.

2.2. Жизненный цикл развития семьи

Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья в культурно-историческом аспекте имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей.

Да, исторические формы семьи менялись, и будут меняться. Но сама семья как содружество любящих или хотя бы симпатизирующих друг другу мужчины и женщины — идеальная организация для нормального воспроизводства населения и в количественном, и в качественном отношении, единственная организация, где тебя могут любить, даже если во всех других ненавидят, и где тебя могут уважать.

В современном Российском обществе есть люди, которым небезразлична тема семьи, а с другой стороны необходимо как можно больше уделять время исследованию данной проблеме.

Актуальность выбранной темы курсовой заключается в том, что семья остаётся главным институтом воспитания.

Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью,- все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.

Поэтому целью работы является изучение добрачных и семейных отношений.

Объект исследования – добрачные отношения.

Предмет исследования — отношения между мужчиной и женщиной.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие семьи, историю возникновения и структурные особенности;

2. Показать развитие добрачных семейно — брачных отношений ;

3. Проанализировать особенности взаимоотношений в современных добрачных отношениях;

Значимость работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимопонимание добрачных отношений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность темы.

Добрачные отношения мужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей при чем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей.

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

· Место и ситуация знакомства молодых людей;

· Социально- демографические характеристики вступающих в брак;

· Продолжительность периода ухаживания;

· Возраст будущей пары;

· Время обдумывания брачного предложения;

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые способности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье. Отрицательное амбивалентное и индифферентное первое впечатление. Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Продолжительное обдумывание брачного предложения (Более двух недель).

Тем не менее взгляды полов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.

[2]

Сейчас добрачные отношение превращаются в гонку за богатством, сексуальными наслаждениями и свободой, ведь как показывают, социологические опросы в браке молодые люди требуют от партнера универсальные нравственные ценности, которые зачатую отсутствует в добрачном поведении, где никто не хочет уступать, а юношеский максимализм проявляет себя в полной красе.

Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, не заметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласно исследованиям эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодых до тех пор пока они не будут решены раз и до конца. При этом решение по этим вопросам может быть принято как в положительную сторону, так и в отрицательную т.е. развод.

Психология добрачных отношений

Психология добрачных отношений

В каждой паре жизненные приоритеты расставляются согласно представлениям обеих сторон о совместном проживании. Однако психология добрачных отношений такова, что молодые люди (в силу отсутствия опыта совместного проживания) не могут детально представить дальнейшее развитие отношений. Очень часто период ухаживаний и встреч не имеет ничего общего с семейными делами.

Девушка и юноша просто наслаждаются радостями бытия: ходят в кино, общаются с друзьями, делают друг другу знаки внимания. В большей степени это относится к разряду развлечений. Если они не обсуждают, как будут распределяться их обязанности и роли после свадьбы, каких важных целей им придется достичь, то с большей долей вероятности такой брак распадется за неимением прочной идейной основы.

У многих пар добрачный период напоминает эксплуатацию друг друга на предмет получения эмоционального и плотского удовлетворения. К сожалению, для создания семьи мало спортивного интереса и желания обладать другим, нужно еще и стремление к совместному развитию, движению вперед.

Критерии выбора спутника жизни

Оптимальный возраст для вступления в брак определяется психологической готовностью и зрелостью конкретного человека. У женщин это происходит ближе к двадцати пяти годам, мужчины же, как правило, встают на ноги и начинают задумываться о семье примерно к тридцати годам.

Понравилась публикация? Oбязательно расскажите друзьям в соц.сетях об интересной статье:

Современной

Название Современной
страница 10/32
Дата публикации 22.06.2013
Размер 3.62 Mb.
Тип Книга

exam-ans.ru > Психология > Книга

Читайте так же:  Психология женщины которые любят свободную одежду

Молодая семья

Психологические особенности добрачных отношений

Поэтому первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям психологов, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни. Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно во время проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они, как правило, ничего не знают друг о друге.

Традиционные формы добрачного общения чаще всего также связаны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят «парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда, опрятность во внешнем облике, аккуратная косметика и прочее, которыми можно скрыть внешние и характерологические недостатки. Даже если партнеры совместно проводят не только свободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получить достаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представлениях и установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти виды деятельности не связаны с семейными ролями.

Кроме того, на первых этапах знакомства людям вообще свойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они есть на самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Не позволяет в достаточной степени узнать друг друга и ситуация добрачного сожительства, поскольку в нем партнеры выступают в таких ролях, которые существенно отличаются от узаконенных семейных уз. В пробных браках ниже уровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции, домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т.д.

Представление о личностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастую расходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению. Как установил психолог В. Зацепин, девушки симпатизируют юношам энергичным, веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они представляют, прежде всего, трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющим владеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящие танцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть в первую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т.д. Таким образом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многими качествами, не обязательными для партнера по общению. Однако, на деле критериями взаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный момент личностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении («интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показаться на людях» и т.п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностей добрачными.

Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т.е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.

Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.

Довольно часто неточность взаимного узнавания, идеализация друг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочных стереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения, связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и проч.). Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих черт или проецированию на партнера черт своего идеала или собственных положительных характеристик.

Идеализации нередко способствует известный в социальной психологии «эффект ореола»: общее благоприятное впечатление о человеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительным оценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются. В результате идеализации создается сугубо положительный образ партнера, но в браке «маски» очень быстро спадают, добрачные представления друг о друге опровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступает разочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.

Отсюда вытекает необходимость самоопределения при выборе оптимального соотношения конкретных достоинств и недостатков будущего партнера по браку и последующего принятия избранника таким, каков он есть. Претендент на руку и сердце — в основном уже сложившаяся личность, «переделать» его трудно, так как психологические «корни» уходят очень далеко — в природные основы, в родительскую семью, во всю добрачную жизнь. Поэтому нужно ориентироваться на то положительное, что есть в человеке и не сравнивать его со своим эталоном или другими кандидатурами в спутники жизни: у них есть свои недостатки, которые обычно не видны, так как скрыты под «масками». Не следует также сравнивать свои отношения с отношениями в других парах: в них есть свои проблемы, которые не видны посторонним, поэтому создается иллюзия полного благополучия.

Нередко побудительной причиной вступления в брак является подражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называют «браками по стереотипу».

К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувств… Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.

К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можно отнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.

Довольно часто браки, которые сейчас сильно «помолодели», заключаются по легкомыслию и связаны с удовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышения своего социального статуса, а также в освобождении из-под опеки родителей, отношения с которыми нередко бывают напряженными и конфликтными. Очень часто такие браки оказываются недолговечными, потому что молодые супруги, «наигравшись в семью», изначально не связанные особыми духовными и эмоциональными узами, решают расстаться.

Увеличилось число и так называемых «стимулированных», «вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следует иметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей не выбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить свои отношения.

Добрачные отношения не следует рассматривать как статичное образование. Как и любые межличностные взаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своем развитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, что по мере развития взаимоотношений межгрупповые механизмы понимания партнера, дающие неточное, стереотипное представление о нем, замещаются механизмами межличностными, позволяющими понять другого во всей полноте его индивидуальности, неповторимости и уникальности. Если в процессе этой замены происходит сбой, и межличностные механизмы понимания другого в паре работают не в той мере, в какой это требуется для установления и поддержания глубоких личностных отношений, то такая пара распадается, а вместе с этим исчезает проблема заключения брака, создания семьи.

[1]

^ Добрачное знакомство — процесс более или менее протяженный во времени. Можно выделить, по крайней мере, три стадии позитивного развития этого процесса. На первой происходит встреча возможных брачных партнеров, и формируются первые впечатления друг о друге. Вторая стадия начинается тогда, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т. е. когда и сами партнеры, и окружающие воспринимают их как достаточно стабильную пару. Отношения на этом этапе более или менее интенсивны и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия развития отношений в добрачной паре начинается, когда партнеры принимают решение о вступлении в брак и переходят в новое качество — женихов и невест.

Как известно, добрачное ухаживание, несмотря на длительный период отношений партнеров, довольно часто завершается их расставанием. Обычно тот из них, кто надеялся на заключение брачного союза, встречает предложение другого о разрыве с недоумением и стремится, во что бы ни стало, удержать его возле себя, идя на всякие уловки и хитрости, вплоть до шантажа. Однако подобные попытки остаться вместе, кроме еще большего отчуждения желающего уйти партнера, ни к чему хорошему не приводят. Для процесса распада добрачных отношений, как и для процесса развития, также характерна определенная динамическая структура. Разрыв добрачных отношений исследуется специалистами чаще всего по аналогии с разводами и нарушениями семейных отношений. И в разводящейся супружеской паре, и в распавшихся добрачных отношениях характер самого процесса во многом сходен, различно главным образом содержание конфликта, причин неудовлетворенности и т. п. Поэтому модели распада семейных отношений приложимы и к процессу разрушения добрачных пар.

Распад любых отношений — это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени и обладающий множеством граней. Первоначально высказывалось предположение, что этот процесс в обратном порядке повторяет стадии позитивного развития отношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно не подтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британского психолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной (добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений между партнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или оба партнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй, диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможном прекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распаде отношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников, общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание, переживание последствий разрыва и их преодоление.

Вместе с тем следует иметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через каждую из указанных фаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.

Представление о добрачных отношениях (стр. 2 из 2)

1.4 Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнёру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворённости партнёром, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учётом более реального образа партнёра приводит к распаду отношений.

2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнёра является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнёра к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестёр и т.д.

2. Любовь, дружба, отношения

В настоящее время существует такое разнообразие в моделях построения брачных отношений, Что довольно трудно выделить какие-то устойчивые формы. Наиболее часто возникают смешанные модели браков, но при этом можно выделить особенности таких браков, как гражданский, юридический, церковный, визитный, родительский и партнерский брак.

Гражданский брак (совместное проживание без регистрации) выступает, по обоюдному согласию обоих, моделью временного союза. Гражданский брак основан прежде всего на чувстве влечения и любви и часто реализуется в качестве «пробной» формы совместной жизни для молодых людей. «Мы вместе, пока есть любовь. Закончится чувство и мы расстанемся», — обычно говорят люди, живущие в гражданском браке. Они могут фиксировать также собственные установки на опробование и испытание своих чувств на прочность: «Мы хотим пожить какое –то время вместе и посмотреть, сможем ли мы существовать вместе и строить семью. Если совместная жизнь наладится, мы оформим отношения».

При появлении детей мужчина и женщина, как правило, стремятся зарегистрировать отношении; при снижении любовной энергии люди расстаются, не обремененные ни детьми, ни общей собственностью.

Мужчина и женщина все же, как правило, придают определенное значение тому, какой статус имеет женщина, с которой он живет. Они хорошо различают брачные роли жены или любовницы, соответственно, мужа или любовника. Статус жены в глазах мужчины значительно выше, поскольку он отражает его стремление к стабильности и постоянству. Также и статус мужа для женщины более существен, поскольку в этом случае она получает объективные возможности иметь детей и заботу мужа о себе и детях.

Юридический брак. Конечно, печать в паспорте — это не гарантия благополучного и успешного брака. Но все же юридическая регистрация брачных отношений — это стремление партнеров к серьезной и длительной совместной жизни, а также — демонстрация в общественном мнении, перед родственниками и знакомыми, своего официального брачного союза.

Официальный брак — это еще и повышение социального статуса мужчины и женщины, первый — это глава семейства, вторая — хранительница домашнего очага. Доверие окружающих к семейным людям значительно выше, нежели к одиноким, поскольку именно имеющие семью на работе и в жизни проявляют ответственность и стремление к стабильности.

Церковный брак. В последние годы многие молодые пары и супруги с определенным стажем супружеской жизни венчаются в Церкви. Грустно, но факт: в большинстве случаев здесь проявляется определенная мода. По наблюдениям психологов, не проявляется существенная разница в качестве совместной жизни людей, оформивших свои отношения в ЗАГСе или Церкви.

Наиболее успешной модели брачных отношений не существует. Важно выбрать ту модель, которая больше всего подходит для данной конкретной пары.

Проблемы возникают тогда, когда муж и жена имеют разные представления о супружеских отношениях. Так, он хочет жить по типу «Я + Я», а она — по типу «Мы». В результате он будет тяготиться ее излишней назойливостью, а она будет страдать от одиночества в семье.

— Чтобы семья была стабильной, необходимо обсуждать свои ожидания от брака в тот момент, когда принято решение пожениться. Важно выяснить, как хочет жить каждый из молодых супругов: полностью вместе, частично вместе или автономно?

— Не рекомендуется переносить модель супружеских отношений родителей в будущую семью молодых людей. Они должны начать жить по-своему, стараясь удовлетворить ожидания от семейной жизни, существующие у обоих.

— Модель семейных отношений может меняться на протяжении жизни, особенно в периоды кризисов. Лучше сохранить семью и сменить брачную модель, нежели упрямо добиваться того, «чтобы жить, как раньше»

2.2 Жизненный цикл развития семьи

Семья как саморегулирующая динамическая система. Границы семейной системы. Жизненный цикл развития семьи (Картер, МакГолдрик, Васильева). Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семейной пары, семья с маленькими детками, семья с подростками, период «ухода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Мотивы вступления в брак. Периоды поиска брачного партнера и «ухаживания» . Проблема выбора супруга. Теория «фильтров». Особенности добрачных отношений и их влияние на развитие семьи. Факторы риска и стабильности новой семьи. Роль родительской семьи (по рождению) для формирования и функционирования новой семьи. Триангулирование как основной механизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения. Нормативные кризисы развития семьи. Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровня жизни семьи, суммирование трудностей.

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Учебн. Пособие для вузов. / А.И. Антонов М.: издательский Дом «NotaBene», 1998 – 332с.

2. Ануупов А.Я. Системная концепция конфликтов/ А.Я. Ануупов // Мир психологии. – 2005 – №2 – C.26 – 39.

3. Бызова В.М. Психолого – педагогические основы педагогики молодёжи к семейной жизни: Учеб. Пособие по спецкурсу / В.М.Бызова, В.В. Нагаев . – Сыктывкар . – Пермь,1983 – 62с.

4. Валюженич Д.Вечный брак /Д. Валюженич//–2004 –№8–С.102-103

5. Визгина А.Я.Появления личных особенностей в самоописаниях мужчины и женщины / А.Я Визгина // Вопросы психологии. – 2007 – Т2, №3. – С.17 – 27.

6. Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия / Карел Витек М.: Прогресс , 1988–138 с.

7. Голод С.И. Семья и брак: историко- социологический анализ / С.И. Голод – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998 – 62с.

8. Гуревич П.С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире / П.С.Гуревич // Мир психологии. – 2006 – №2. – C.268– 274.

9. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни: Учебно- практическое пособие./ Т.И. Дымнова М.: Педагогическое общество России, 2005 – 144с.

10. Егидес А.П. Учебник семейных отношений или брак без брака /А.П.Егидес М.: АСТ–ПРЕСС, 2006–336с.

11. Емушров А.Н.Рефлексивно – смысловой подход к проблеме формирования идентичности в семье / А.Н. Емушров // Мир психологии. – 2007 – №3. – С.113–139.

12. Захарова Л. Н.Понимать друг друга /Л.Н.Захарова М.: Моск рабочий, 1987–173с.

13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебная программа/ О.А. Карабанова //Психология в вузе. – 2004 – №2. – C.7– 16.

14. Каробанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб.пособие / О.А.Каробанова М.:ГАРДАРИКИ, 2007–320с.

15. Ковалёв С.В. Психология современной семьи: кн. для учителя / С.В.Ковалёв М.: Просвещение,1988 –208с.

16. Козлов Н.И. Наука семейного счастья :материал к циклу лекций и практ.занятий /Н.И. Козлов М.: Пермь 1989– 44с.

17. Кривцова Е.В. Семья глазами современных студенческой молодёжи / Е.В.Кривцова //Психология в вузе. – 2003 – №4. – С.109– 118.

18. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс: /Д. Майерс СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002– 419с.

19. Меньшутин В. П. Помощь молодой семье : Заметки психолога/В.П. Меньшутин М.: Мысль, 1987 –203с.

20. Минигалиева М.Р. Семейная психология и семейная психотерапия / М. Р. Минигалиева // Психология в вузе. – 2004. – №2. – C.25– 36.

21. Некрасов С.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность/С.В. Некрасов, И.В. Возилкин. – Свердловск .: Изд-во УУ, 1991–168с.

22. Немцов А.А. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодёжи / А.А. Немцов // Психология в вузе. – 2003 – №4. – С.115– 129.

23. Обозова А.Н. Аксиомы супружества: психология супружеских отношений /А. Н. Обозова Л.: 1984 –32с.

24. Розин В.М.Судьба молодой семьи: Психол. Размышления о своевременной любви и семье. Ожидание и разочарования. Идеалы и реальность / В.М. Розин М.: Моск. Рабочий, 1990 –107с.

25. Сатир Виражиния. Как строить себя и свою семью / Вирвжиния Сатир М.: Педагогика –пресс, 1992 –192с.

26. Спицын Н.П. Семья: тысячи проблем воспитания / Н.П. Спицын, Б. М. Чарный. – Пермь.: Пермское книжное Изд — во, 1988 – 118с.

27. Целуйко В.М. Психология семейной семьи: кн.для педагогов и родителей / В.М. Целуйко М.: Владос, 2004 –288с.

28. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие / Е.М. Черняк М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005– 64с.

29. Швец А.М. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи./А.М. Швец // Вопросы психологии. –2006–№2–С.30-34

30. Шнейдер Л.Б. Психология семьи как учебный предмет: актуальные проблемы /Л.Б.Шнейдер // Психология в вузе. – 2004 – №2 – С.17– 25

31. Шпет Г.Г. Психология социального бытия /Г.Г. Шпет М.: Изд — во «Институт практической психогии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996 – 492с.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психология предбрачного ухаживания
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

Длительность знакомства до брака

Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)

От 1 мес. До 6 мес.

От 1 года до 3 лет

  1. накопление совместных переживаний и впечатлений;
  2. узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. В настоящее время распространено такое явление как предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;
  3. проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.
  1. высшее образование у мужчины;
  2. оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);
  3. «теплые» отношения до брака;
  4. сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
  5. наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;
  6. наличие общих друзей будущей семейной пары;
  7. согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
  2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
  3. Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

[3]

  1. Майерс Д. Социальная психология. С.-П. 1998.
  2. Квин В.Н. Прикладная психология. С.-П. 2000.
  3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.
  4. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.
  5. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.// Социологические исследования. 1993. С.58-74.
  6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни.// Вопросы психологии. 1983 №3. С.83-89.
  7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.
  8. Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.
  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. 1992.
  10. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

Источники


  1. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2015. — 238 c.

  2. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.

  3. Хардин, Джесси «Волк» Мэллон Нэнси Рэмсден Эшли Фратер В. Д. Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса. Энергия Матери-Земли. Возвращение к истокам природы. Красноречие тела. Сила мифов и историй, пробуждающая энергии организма. Пробуждение энергетического тела. От шаманизма к биоэнергетике (комплект из 4 / Хардин Джесси «Волк», Мэллон Нэнси , Рэмсден Эшли , В. Д. Фратер, Кеннет Смит. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 214 c.
  4. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.
  5. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
Читайте так же:  Мужчина лев и женщина козерог совместимость пары
Психология добрачных отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here