Проблема отношений в социальной психологии

Полное описание по теме: проблема отношений в социальной психологии с профессиональными комментариями и советами.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Третье издание

Раздел I
ВВЕДЕНИЕ

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздел II
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (коммуникативная сторона общения)

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона общения)

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения)

Раздел III
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ

Раздел V
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ

Проблема межличностных отношений в социальной психологии

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.: межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми.

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.
2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Эти отношения, на основе законодательных правил несут в себе большую нравственную нагрузку.

5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне 6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества или социальной группы.
7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражении вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.
Социально-психологический климат группы это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в отношениях к общему делу.

Определение и структура общения

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). Структура общения. три взаимосвязанных стороны общения – коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения: субъекты общения; средства общения; потребности, мотивация и цели общения; способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; результаты общения.

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

Классификация видов общения.

[1]

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1. Непосредственное и опосредованное общение. осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голос. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств. 2. Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 3.Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания: *«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут)); *формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));*светское общение

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 363 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Психологические отношения. Проблема межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения — это отношения между различными социальными группами людей, не только малыми, но и большими. История их изучения сложилась таким образом, что в центре внимания ученых оказались в основном отношения между большими социальными группами, поэтому данная область научных знаний оказалась представленной не столько в социальной психологии (хотя это, безусловно, социально-психологическая проблематика), сколько в смежных с ней науках; социологии, этнопсихологии, экономике, истории и ряде других.

Читайте так же:  Мужчина татарин какой он отношение к женщине

Сфера межгрупповых отношений затрагивает отношения не только между большими, но также и малыми социальными группами. Отношения между большими социальными группами больше находятся в сфере интересов социологов, в то время как отношения между малыми социальными группами больший интерес представляют для психологов.

В число главных тем соответствующих исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). Здесь социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Специфической структурной характеристикой межгруппового восприятия по сравнению с межличностным восприятием является его целостность. Если межличностное восприятие отличается у различных людей как личностей, то в том случае, когда люди характеризуются как представители одной и той же социальной группы, у них обнаруживаются общие особенности социальной перцепции. Другими словами, если, изучая межличностное восприятие людей, психологи акцентируют внимание на его индивидуальных отличиях, то, представляя межгрупповое восприятие (и соответственно межгрупповые отношения), социальные психологи подчеркивают межгрупповые отличия. К примеру, в качестве феноменов межгруппового восприятия могут выступать общие для той или иной социальной группы установки, убеждения, стереотипы и т. п.

Целостность и унифицированность являются важнейшими структурными характеристиками межгруппового восприятия. Межгрупповые отношения, в том числе межгрупповое восприятие, также отличаются от межличностных отношений (межличностного восприятия) большей устойчивостью, стабильностью и инертностью. Межгрупповое восприятие, по сравнению с межличностным восприятием, является ценностным и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностное восприятие базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей.

Основные феномены межгруппового восприятия — это межгрупповая предубежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связаны друг с другом.

Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. Свою группу они, как правило, считают лучшей, а другие социальные группы — уступающими ей. В результате складывается более позитивное отношение к своей социальной группе по сравнению с отношением к другим («чужим») социальным группам. В отношениях к своей социальной группе, безусловно, преобладают позитивные моменты, а если и проявляются негативные, то ее участники относятся к ним «с пониманием», прощают членам своей социальной группы замеченные у них так называемые «мелкие» недостатки. По отношению к другим социальным группам проявляются преимущественно негативные моменты, а замечаемые у них недостатки считаются «крупными» и не прощаются.

Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Он проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», то есть участникам их собственной группы. «Чужие» соответственно находятся на втором месте и лишаются тех привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8761 —

| 7147 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 2 ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 3 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 4 ВЫДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
  • 5 ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  • 6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 7 БИХЕВИОРИЗМ. ПСИХОАНАЛИЗ
  • 8 КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
  • 9 ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 1 °CПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 11 КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • 12 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
  • 13 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • 14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема отношений в отечественной психологии разработана в трудах В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические.

Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей.

По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.

Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.

Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.

Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.

Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.

Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.

Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.

Внутригрупповой фаворитизм – своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В. С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.

Межгрупповая дискриминация – враждебное отношение к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии

Чтобы стало ясным содержание этого принципа в данном контексте, необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно общего понимания проблемы межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии

Читайте так же:  Психология военных мужчин

Первое из таких замечаний касается определения предмета собственно социально-психологического исследования проблемы. Как видно из ее анализа, вопрос этот может решаться по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма – это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма – когнитивные процессы, сопровождающие взаимодействие. Однако при том и другом подходах два узла проблемы остались не вполне ясными: отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Оба этих узла возникли в связи с промежуточным положением социальной психологии между психологией и социологией.

В самом деле, если вся область больших социальных групп должна быть включена в предмет социологии, то в области межгрупповых отношений объектом социально-психологического анализа должны остаться лишь малые группы. Такой

подход был долгое время достаточно типичным. Но критика переоценки малых групп в системе социально-психологическом знания привела к следующему: в ряде работ стал преобладать акцент на то, что в сфере социальной психологии необходимо рассматривать взаимоотношения именно больших групп, так как только в этом случае можно повысить социальную значимость самой дисциплины. Но подобное ограничение области межгрупповых отношений (только анализом отношений больших групп) представляется также неправомерным.

Подобно тому, как проблема группы в социальной психологии включает в себя анализ и малых, и больших групп, область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие «единицы» анализа имеются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход.

Второе замечание касается самого термина «перцептивные процессы межгрупповых отношений». Выше уже был обсужден вопрос о том, в каком смысле в социальной психологии употребляется термин «социальная перцепция»: отмечались его известная метафоричность и значительно более богатое содержание по сравнению с термином «перцепция» в общей психологии. В предложенной нами схеме перцептивных процессов был отмечен и тот наиболее трудный случай, с которым приходится иметь дело в области межгрупповых отношений, а именно: та модель социально-перцептивного процесса, когда и субъектом, и объектом восприятия выступает группа. Понимание группы как целого в качестве субъекта социальной перцепции означает конституирование совершенно нового межгруппового уровня анализа социально-перцептивных процессов, и это заставляет проделать огромную работу по сопоставлению привычного для исследования межличностного восприятия и межгруппового восприятия.

Уместно поставить вопрос о том, какова роль непосредственного межгруппового взаимодействия в формировании и функционировании таких стереотипов? Еще в 50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована «гипотеза контакта», суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (Стефаненко, 1987. С. 244). Как видно, развитие исследований в области психологии межгрупповых отношений все в большей степени требует включения в анализ факторов совместной деятельности.

Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по-новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах.

Межличностная аттракция

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

ГЛАВА. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема личности в социальной психологии

Проблема личности является проблемой всей совокупности психологических наук. Согласно стандартному определению из психологических словарей, личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке российской (в том числе и советской) социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский. Однако свою известность психология отношений получила во многом благодаря трудам В. Н. Мясищева.

Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения. Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения, — утверждал Мясищев: «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека. Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности». Психологические отношения составляют системообразующее качество личности.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б. Ф. Ломова. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».

Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях.

Читайте так же:  Психология отношений зависимость

Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд».

Лекция 22. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Читайте также:

  1. II. Лекция — визуализация
  2. II. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
  3. III. Лекция вдвоем
  4. IV. ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЯ ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКИ (ПРИВОДНЕНИЯ)
  5. V. Лекция-пресс-конференция
  6. АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ И ПРОБЛЕМА НИТРАТОВ
  7. Активизация обучения как педагогическая проблема.
  8. Актуальность и состояние социальной сферы на современном этапе
  9. Алалану проблемасы
  10. Американская модель социальной работы
  11. Б. Промышленность, торговля, пути сообщения
  12. Б. Связь науки с социальной структурой

В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них индивиды «встречаются» как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества, такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С.Кон). Роль предполагает не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности..

Г.М. Андреева представила межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Виды общения представленны дихотомиями.

1) Непосредственное общение – опосредованное общение.

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общение – массовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.

Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общение – ролевое общение.

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

4) Доверительное общение – конфликтное общение

Доверительное общение предполагает передачу особо значимой информации. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

5) Личное общение – деловое общение.

Личное общение — это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Читайте так же:  Предательство мужчины по отношению к женщине цитаты

Выделяют также два типа общения, которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое (гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов:

— принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

— принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

— принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

— принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

— принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

Уровни общения.

1) Самый примитивный уровень общения – фатический, который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровень предполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека

По своему значению общение многофункционально:

1. Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

2. Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

3. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

4. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

6. Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны:

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

Перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

| следующая лекция ==>
Лекция 21. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ | Лекция 23. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 688 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отношение как категория в социальной психологии

Понятие об «отношении»

«Отношение» и «установка» являются фундаментальными понятиями в социальной психологии.

Начало исследования понятия «отношение» в зарубежной психологии началось в психоаналитических работах А. Адлера.

Проанализировав отечественную литературу, можно сказать, что категория отношения относится к основным категориям в психологии, наряду с «установкой», «отражением», «деятельностью», «общением».

А. Ф. Лазурский, в рамках ленинградской психологической школы, впервые рассматривал категорию «отношения человека» как структурные компоненты личности. Он считал, что одной из важных сторон личности должно быть отношение к среде (в широком смысле слова). Это можно увидеть в его учении об экзопсизике как отношении человека со средой (Лазурский А. Ф.,1995). По его мнению, отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное — отрицательное). Основой личности выступают 2 вида отношений: отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо- (совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций) и экзопсихическими ее проявлениями. Существуют разные уровни отношений, и на разных уровнях организуются разные их соотношения. Различаются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей

С. Л. Рубенштейн говорил о том, что категории «отношения» делится на объективные и субъективные отношения. Он раскрывает данную категорию через отношение одного человека к другому.

Объективные отношения — это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности.

Субъективные отношения — это субъективное отражение данных отношений в виде мыслей и чувств. Они чаще всего обозначаются как «личные отношения» (Рубинштейн С. Л.,1959).

Я. Л. Коломинский выражает категорию «отношения» через понятие «связь», но при этом не давая строгого определения данному понятию. Он дает эмпирическую классификацию связей. Первый вид связей — это связи взаимодействия. Они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия (Коломинский Я. Л., 1976).

В. Н. Мясищев развил идею «психологии отношений» в виде «теории отношений», где он рассматривает отношения как систему связи человека со всей действительностью или с её отдельными сторонами (Мясищев В. Н., 1970). Эта система является продуктом исторического развития человечества. Она отражает личный опыт человека и внутренне определяет его действия и его переживания. Учёный выделил несколько видов отношений:

  • 1) психические;
  • 2) психологические;
  • 3) социальные;
  • 4) социально-психологические;
  • 5) межличностные;
  • 6) личностные.

Психологические отношения составляют целостную структуру, которая состоит из трех подструктурных компонентов:

  • 1) основные отношения;
  • 2) отношения в познавательной деятельности;
  • 3) эмоциональные отношения.

Обязательным компонентом в структуре отношений является именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). В. Н. Мясищев также указывает, что следует различать понятие «психологические отношения» от понятий «установка» и «стереотип». Он продвигает эту проблему к понимаю субъективных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром.

В. С. Ивашкин и В. В. Онуфриева предлагают свой взгляд на понятие «психологическое отношение», отмечая некоторые логические несоответствия в теории отношений В. Н. Мясищева. Они определяют отношение как «переживание объектом своей готовности к действию», относя психологические отношения к одному из видов «переживаний» (наряду с эмоциями и психическими напряжениями).

Читайте так же:  Очень ревную мужа что делать

Типы отношений: классификация

Существуют различные классификации форм, видов и типов отношений.

  • 1) физические;
  • 2) психические;
  • 3) психологические (личные);
  • 4) социально-психологические взаимоотношения;
  • 5) межличностные;
  • 6) общественные (социальные);
  • 7) межгрупповые;
  • 8) межнациональные;
  • 9) межэтнические.

Б. Бернстайн в своих работах упоминает о том, что форма социальных отношений или же по-другому — социальная структура — обуславливает поведение (Бернстайн Б., 1977).

Виды отношений (по И. М. Марковской и Е. О. Смирновой) (табл. 3):

  • 1) Познавательные отношения. В таком контексте человек выступает в роли предмета восприятия, понимания, познания.
  • 2) Эмоциональные отношения. Суть данного направления — изучение детерминации эмоциональных отношений.
  • 3) Практические отношения. Данное направление является основой для изучения на практике человеческих отношений (психотерапия, социально-психологические тренинги) (Марковская И. М., 1995).

Таблица 3 Виды отношений

Другой как предмет познания

Другой как предмет симпатии

Другой как предмет воздействия

В. Н. Куницына и В. Н. Панферов выделяют следующие типы отношений:

А. Е. Шерозия выделял единую структуру отношений личности, которую образует система ее фундаментальных отношений. Эта система в свою очередь состоит из неотделимых друг от друга элементов:

Отношение личности к себе;

Отношение личности к «другому» как субъекту;

Отношение личности к «другому» как к объекту одновременно с предыдущим пунктом (Шерозия А. Е., 1978).

Отношение и установка: соотношение понятий

В основе координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов лежат установки и отношения. Они являются устойчивыми компонентами сознания человека, которые становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека, наряду с интересами, потребностями и мотивами (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).

Понятия установка, социальная установка и отношение имеют общие корни. Данные понятие утвердились в отечественной психологии в основном благодаря работам В. А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

Но тем не менее, эти понятия следует различать и не путать. Установки формируются в процессе накопления человеком индивидуального опыта жизненного опыта. Также в их возникновении процессы мотивации играют гораздо меньшую роль, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются только к социально значимым объектам.

В психологических отношениях значимым являются эмоционально-чувствительный и волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения. В структуре установки большее значение имеет когнитивный и поведенческий компоненты. Никто не отрицает роль эмоционального компонента и самой установки. Но здесь имеется в виду, что он не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план проведения всегда присутствуют в структуре установки вне зависимости от ситуации (Надирашвили Ш. А., 1970).

Социальные установки часто заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, средств массовой информации и т.д. В то же время, психологическое отношение формируется как нечто лично, пережитое на своем опыте, глубоко эмоциональное явление, которое возникает под действием индивидуальных состояний человека.

Но при выяснении взаимоотношения между понятиями установки и отношения следует не забывать о том, что мы говорим о различных сторонах одного цельного психического образования.

С точки зрения В. Н. Мясищева, существенным в отношениях человека является сознательность. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).

А. Е. Шерозия говорит о том, что эффективнее систему отношений определять на основе фиксированной установки личности (Шерозия А. Е., 1979).

Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшвидобадзе Г. Г., 1979) и др. (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь категорий отношения и установка

Ш. А. Надирашвили указывал на то, что через фиксированную установку выражалось положительное, нейтральное или отрицательное отношение к различным социальным объектам.

[3]

Г. А. Маградзе говорит о важности категорий принадлежности «свое» — «не свое» на отношение в процессе восприятия. Положительное отношение сопровождает процесс восприятия в том случае, если процесс восприятия протекает в рамках принадлежности «свое», и в этом случае, в большинстве случаев, переоценивается показатель фактора «свой» (Маградзе Г. А. 1979).

По мнению Т. Б. Чхеидзе, любой оценочный процесс может сопровождаться как положительным, так и отрицательным отношением. При этом могут существовать стандарты, с которыми происходит сравнение оцениваемого объекта (Чхеидзе Т. Б.,1979).

Экспериментальные исследования Д. Н. Дзидзигури показали, что определенные социальные ценности оцениваются по-разному, в зависимости от того, принадлежностью к какой социальной или этнической сфере они воспринимаются и какова установка к этой сфере (Дзидзигури Д. К., 1979).

Г. А. Маграмадзе в своем эксперименте делал акцент на конформном и антиконформном поведении. Он считал, что установки личности к группе определяют именно эти виды поведения. Если к группе имеются положительно фиксированные установки, но в основном должно осуществляться конформное поведение (Маградзе Г. А., 1979).

Кроме грузинской школы, изучением взаимосвязи понятий «установка» и «отношение» также занимались и В.Н. Мясищев, А.А.Бодалева, И.С. Кон и другие.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По И. С. Кону, установка определяет отношение группы или индивида к какому-либо объекту и оказывает руководящее влияние на отношение индивида ко всем связанным с нею объектам (Кон И. С., 1967).

Источники


  1. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  2. Энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Квадрат, 2013. — 480 c.

  3. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.
  4. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.
  5. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 90 c.
Проблема отношений в социальной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here