Проблема межличностных отношений в социальной психологии

Полное описание по теме: проблема межличностных отношений в социальной психологии с профессиональными комментариями и советами.

Проблема межличностных отношений в социальной психологии

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.: межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми.

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.
2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Эти отношения, на основе законодательных правил несут в себе большую нравственную нагрузку.

5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне 6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества или социальной группы.
7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражении вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.
Социально-психологический климат группы это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в отношениях к общему делу.

Определение и структура общения

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). Структура общения. три взаимосвязанных стороны общения – коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения: субъекты общения; средства общения; потребности, мотивация и цели общения; способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; результаты общения.

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

Классификация видов общения.

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1. Непосредственное и опосредованное общение. осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голос. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств. 2. Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 3.Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания: *«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут)); *формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));*светское общение

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 362 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена

ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей. Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой – системой общественных отношений.

Сама лич­ность, с одной стороны, – “продукт” социальных связей, а с другой, – их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте” [1].

Читайте так же:  Совместимость девушки овна и парня девы

Этот “кон­текст” представлен системой реальных отношений личности с внеш­ним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом много­численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отноше­ний: общественные отношения и “пси­хологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения в психологии – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество « группа « человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения. И наоборот, общественные отношения “преломляют” свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: эконо­мических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди “отно­сятся” друг к другу как представители определен­ных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложив­шихся в сфере политической жизни). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов­лены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социаль­ных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. В понимании социальной роли существенны следующие положения:

она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каж­дого, занимающего данную позицию;

в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;

она связана с определенными видами социальной деятельности.

Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций. Общество мо­жет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифферен­цироваться у разных социальных групп. Важно под­черкнуть, что одобряется или не одобряется не конкрет­ное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятель­ности.

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, на­сколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологичес­кими особенностями каждого человека.

Каж­дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло­нов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон воз­можностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли” [1]. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений – межличност­ных или психологических отношений. Межличностные отношения –социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме 1.

В конечном счете, межлич­ностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безлич­ных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений – межличностная – и является единственной реальностью каких бы то ни было отношений.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 906 | Нарушение авторских прав

lib.kreatiffchik.ru

Каталог научных материалов

Проблема межличностных отношений в психологии

Проблема межличностных отношений, их компонентов и взаимосвязей занимает одно из важных мест в современной социально-психологической науке.

Социальная жизнь возникает и развивается как следствие зависимостей между людьми, создавая предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Под межличностными отношениями понимается система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Отношениям личности присущи свои особенности:

  • Отношения человека связаны с его потребностями.

Межличностные отношения выступают как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. (Потребность в установлении близких отношений, в контроле себя и других, во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении, в позитивной оценке, в понимании, сочувствии, опеке; потребность быть нужным и значимым).

  • Отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком.

Возникновению отношения предшествует этап восприятия, то есть отражение субъектом социальных объектов и оценка их потенциальных возможностей удовлетворения тех или иных потребностей. В результате отражения личностью окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности.

  • Отношение есть одновременно процесс и результат взаимодействия.

В межличностном отношении выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Их сочетание определяет вид и тип отношений. По своему характеру межличностные отношения можно определить как положительные (+), индифферентные (0) и отрицательные (–) переживания и сопереживания, адекватное или неадекватное взаимопонимание, готовность к содействию или сопротивление друг другу.

Отношение как процесс проходит в своем развитии ряд этапов: формирование, развитие, стабилизация или распад.

Особое место среди различных форм межличностного взаимодействия занимают дружба и любовь. В последние годы в отечественной и зарубежной психологии в качестве термина, соответствующего широкому кругу феноменов от симпатии до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция». Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, когда мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие, связаны с ощущением счастья.

Можно выделить ряд факторов, способствующих формированию аттракции (привязанности, симпатии):

— частота взаимных социальных контактов, географическое соседство (близость позволяет людям часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);

Читайте так же:  Почему мужчина уходит без объяснений психология

— физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины);

— феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности).

Фромм писал: «Любовь – это не что иное, как взаимовыгодный обмен между людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать» [6].

— чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписываются ему положительные личностные качества (стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо);

— «эффект усиления», когда мы находим у кого-то схожие черты, этот человек делается для нас более привлекательным;

— сходство социального происхождения, интересов, взглядов;

— нам нравятся те, кому мы нравимся;

— вознаграждающая теория привлекательности – нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;

— принцип взаимовыгодного обмена или равного участия (то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый вкладывает в них).

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются и они делают друг для друга приятное – формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, – формируется уважение.

Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии и близости. В таких отношениях всегда присутствует партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь – это сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Для всех дружеских и любовных привязанностей характерны такие черты, как взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие, обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком.

Человек – существо общественное, социальное. Потребность человека вступать во взаимоотношения с другими людьми, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека.

С эмоциональными отношениями непосредственно связаны любовь, удовлетворенность браком и жизнью в целом.

Эмоциональные отношения людей в большей степени стали выступать как непосредственные регуляторы поведения, что непосредственно отражается на развитии общества.

  1. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб., 1997.
  2. Клюева Н.В. Психология и семья: диагностика, консультации, тренинг – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.
  3. Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – ИМУ, 1987.
  5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.
  6. Э. Фромм. Человек для себя. – Минск, 1992.

Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 2 ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 3 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 4 ВЫДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
  • 5 ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  • 6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 7 БИХЕВИОРИЗМ. ПСИХОАНАЛИЗ
  • 8 КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
  • 9 ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 1 °CПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 11 КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • 12 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
  • 13 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • 14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема отношений в отечественной психологии разработана в трудах В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические.

Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей.

По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.

Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.

Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.

Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.

Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.

Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.

[3]

Внутригрупповой фаворитизм – своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В. С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.

Межгрупповая дискриминация – враждебное отношение к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп

[1]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология. Шпаргалка (Н. А. Богачкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Проблема межличностных отношений

Даже в самых мимолетных взаимодействиях, по-видимому, имеют место своего рода межличностные реакции. Когда встречаются мужчина и женщина, часто происходит взаимная оценка в эротических терминах. Однако воспитанные люди в таких случаях обычно не обнаруживают своих внутренних переживаний. Замечания относительно персоны противоположного пола чаще оставляют для одного из своих самых близких друзей. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Читайте так же:  Признаки нездоровых отношений между мужчиной и женщиной

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Хотя выражение «межличностные отношения» по-разному употребляется в психиатрии и в социальной психологии, здесь оно будет использоваться для обозначения взаимных ориентаций, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений оказывается связана рядом особых прав и обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя смешивать с конвенциальными ролями. Хотя оба типа ролей могут определяться на основе групповых экспектации, между ними существуют важные различия. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми независимо от того, кто эти роли исполняет. Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, какие предъявляют ему конкретные индивиды, с которыми он вступает в контакт.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями. Однако внутри этих культурных рамок существует множество вариантов действительных взаимоотношений. Не являются необычными случаи, когда матери ненавидят своих детей или завидуют им. Некоторые сыновья обожают своих матерей, но другие им открыто не повинуются и постоянно противоречат. Три сына одной матери могут быть ориентированы по отношению к ней по-разному, и, несмотря на все усилия быть беспристрастной, она может обнаружить, что постоянно предпочитает одного всем другим. Те чувства, которые, как предполагается, должны возникнуть, часто действительно возникают, но во многих случаях, сколько бы ни старались люди, они не могут чувствовать так, как требуется. Внешне они приспосабливаются к групповым нормам, но внутренне каждый знает, что поддерживаемая видимость является лишь фасадом.

Различия выявляются очень ясно, когда права и обязанности, образующие конвенциальную роль, приходят в столкновение с теми правами и обязанностями, которые создают межличностную роль. Затруднения возникают, например, когда начинают дружить люди, между которыми предполагается значительная социальная дистанция. Проблема становится еще более трудной, когда речь идет о выборе объекта любви. Влюбленность не всегда возникает внутри санкционированных пределов. Один из самых мучительных конфликтов — если человек испытывает непреодолимое влечение к кому-то из тех, с кем запрещены контакты, — к врагу во время войны, к человеку другого социального класса или презираемого национального меньшинства или к члену своей собственной семьи.

Итак, наши интересы концентрируются на более или менее длительных связях, которые устанавливаются между отдельными индивидами. Какая бы ни была ассоциация, люди вступают в высоко персонализированные взаимоотношения, которые налагают на них особые права и обязанности независимо от их конвенциальных ролей. Когда человек любит кого-то, он становится внимательным к любимому, смотрит сквозь пальцы на его недостатки и бросается на помощь, когда это необходимо. Но он не чувствует себя обязанным поступать так же по отношению к тому, кого он не любит. Напротив, он будет чувствовать себя даже лучше, если свернет в сторону, чтобы доставить ему неприятность. В той степени, в которой установились такие тенденции, система межличностных отношений может рассматриваться как еще одно средство социального контроля. Задача, стоящая перед социальными психологами, заключается в том, чтобы построить адекватную концептуальную схему для изучения этих явлений.

37. Формы межличностных отношений

Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):

1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (гомо– и гетеросексуальные партнеры) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, к членам семьи, к детям), к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.);

2) близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

3) дружба – это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимного интереса, искренности и бескорыстии чувств;

4) приятельские отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;

5) влечение – скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Выделяют следующие виды влечений:

а) половое влечение, в основе которого лежит сексуальность;

б) платоническое влечение;

6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей;

Нейтральные межличностные отношения («от людей»)

1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрении) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

2) безразличие – форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

а) «эффект очевидца» – помощь оказывается реже при наличии очевидцев;

б) неопределенность ситуации;

в) давление времени – помощь оказывается реже при нехватке времени;

г) личное незнакомство с пострадавшим;

д) личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего – люди с высоким статусом быстрее получают помощь;

е) эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка» – препятствуют сопереживанию и оказанию помощи;

ж) личностные черты;

3) конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;

4) эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Негативные межличностные отношения («против людей»):

1) негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;

Читайте так же:  Девушка вообще не ревнует

2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме, сексизме;

3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям;

4) агрессия – форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

1.1 Общие характеристики межличностных отношений как социально-психологического феномена

Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения были проанализированы в 1975г. А.Н. Леонтьевым в книге «Социальная психология» [31, с. 56]. С этого момента количество научных публикаций по данной теме нарастало, и проблему межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в можно считать в значительной степени исследованной. В монографии Обозова (1979) [25, с. 40] обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов в данной области. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. За рубежом эта проблема в основном анализируется в справочниках по социальной психологии.

Понятие «межличностные отношения», «межперсональные отношения» тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г. М. Андреева подчеркивает, что «существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия» (Андреева, 1999) [1, с. 298].

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях, а так же предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим «то, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.» (Обозов, 1979,) [25, с 58].

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональная проявление эмоций и чувств в формах и способах, характерных для групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Читайте так же:  Секреты отношений мужчина женщина психология

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими «поведенческим» полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

В научной и популярной литературе часто используется такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и, особенно — к сопереживанию с ним. Последнее (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность». Следует уточнить, что сам по себе этот параметр, эмоциональная привлекательность не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Уровень общения определяет степень включенности и глубины самораскрытия собеседников в межличностном взаимодействии, а также то, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в беседу ее участники.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Из сказанного ясно, что взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в социальной психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка. Поэтому непосредственное экспериментальное исследование взаимодействия как такового в полном объеме представляется не только чрезмерно сложным, но и вообще малореальным. Еще более проблематичными выглядят анализ и оценка всех значимых в контексте взаимодействия переменных в ходе практической социально-психологической работы, особенно в ситуациях, требующих принятия достаточно быстрых решений, направленных на изменение установок и модификацию поведения субъектов взаимодействия.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

[2]

Одна из классификаций видов межличностного взаимодействия принадлежит амер. психологу Эрику Берну. Выделенные им способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения — четыре основные и два пограничных случая:

1. На оном полюсе пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически — вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

2. Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности);

официальный (дипломатический этикет).

Цель этого типа общения — возможность провести время совместно, но не сближаясь.

3. Времяпрепровождения — полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

4. Цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

5. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

6. Игры — наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр — скрытая мотивация их участников.

7. Близость — второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного определения в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания.

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.

  3. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
  4. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.
  5. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.
Проблема межличностных отношений в социальной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here