Понятие межличностных отношений в психологии

Полное описание по теме: понятие межличностных отношений в психологии с профессиональными комментариями и советами.

Понятие межличностных отношений в психологической науке

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носит название межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:

— конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.

— дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Интенсивность того или другого чувства может быть различной, и это сказывается на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею.

Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые.[32;43].

К. Маркс отметил: «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [18;83].

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека[6; 21].

Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения[13;61].

В психологии «отношения» обычно рассматривают в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с. ) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение к. ).

Например, для В.Н. Мясищева отношение – это «целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений личности с другими людьми формируют её систему внутренних отношений к миру[12;210].

Для С.Л. Рубинштейна отношение – это, прежде всего, «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому. Отношение к другому человеку, к людям составляет очевидную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений с другими людьми, составляет ядро подлинной жизненной психологии». Отношение к другим генетически является более ранней формой, нежели отношение к себе и, по мнению С.Л. Рубинштейна, у ребёнка проявляется как осознание других прежде самого себя.[9;212]

Указывая на нечёткость самого понятия «отношения» и на неразработанность путей и методов его изучения, Л.И. Божович также усматривала субъективный и объективный аспекты этого понятия, подчёркивая, что только через изучение отношений самого ребёнка к действительности и, в первую очередь к общественной действительности, лежит путь к изучению его личности.[2;24]

Область проявления и формирования отношений ребёнка с миром – это область общения и взаимодействия; по словам А.Н. Леонтьева «общение есть актуализация отношений». [32;91]

Я.Л. Коломинский ввёл в оборот педагогической психологии понятие «личные взаимоотношения», которые понимаются как личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.[13;81]

По мнению В.В. Абраменковой, межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются они на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный. Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на её процесс и результаты. В.В. Абраменкова раскрывает многомерный характер отношений в детской группе, считая, что отношения имеют уровневую организацию функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых связей между детьми.[23;54]

Функционально-ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, присущих данной культуре. Эти отношения являются тем материалом, на основе которого происходит процесс социализации ребёнка. Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной культуры сферах социальной жизнедеятельности детей: трудовой (в формах самообслуживания), учебной и игровой.

Эмоционально-оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях – симпатии и антипатии, дружбе, привязанности. Этот тип отношений появляется в онтогенезе довольно рано. Главная функция – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно, если отходит от них, то возникают жалобы взрослому, направляемые желанием ребёнка подтвердить норму.

Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребёнка. Это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл «значение – для – меня».

Е.О. Смирнова считает, что отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешнее проявление. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней, душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов). Поэтому отношение можно считать более широкой категорией, чем общение. В тоже время, в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, т.е. в общении. Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей. [30;48]

С поступлением ребёнка в школу начинается новый этап развития взаимоотношений, происходит активное приобретение навыков общения. И становление его личности зависит его социометрического статуса в коллективе сверстников.

Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, саму же систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы

[1]

В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Читайте так же:  Женщина в 38 лет психология

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Между участниками группы может возникать:

1. Взаимное притяжение или взаимное отталкивание.

2. Возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других.

3. Человек может быть привлекателен или неприятен для одних, в то же время безразличен для других.

4. Возможно также взаимное безразличие.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатию к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение.

Как правило, в группе выделяют:

1) социометрических «звезд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

2) высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов;

3) изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные);

4) членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число – положительных;

5) отверженных членов группы («изгоев»), обладающих по результатам социометрии только отрицательными выборами.[21; 156]

Понятие межличностных отношений как психологической категории

Проблематика межличностных отношений в малой группе – одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос.

А.В. Петровский [31. стр. 52] предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.

Н.Н. Обозов [25. стр. 26] считает, что межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В.Б. Ольшанского [27. стр.196], который включает в эту системы социально-перцептивные процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.

Я.Л. Коломинский [11. стр. 26] включает в систему межличностных отношений в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум компонентам еще и третий – выделяя подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы.

Таким образом, межличностные отношения – важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу. Различают две группы таких чувств:

конъюнктивные, к которым относятся чувства, сближающие людей, объединяющие их; испытывающие их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;

дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, вызывающие нежелание сотрудничать.

Поэтому межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией – эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен Н.Н. Обозовым [24. стр. 34] в трех основных группах:

восприятие и понимание людьми друг друга;

взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии – антипатии, привлекательность – непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения – отталкивания.

Виды конфликтов и их психологические параметры
Рассмотрим виды конфликтов и их психологические параметры. Системы управления охватывают, по существу, широкое многообразие объектов — от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправ .

Определение малой группы и ее границы
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельность .

Читайте так же:  Скука в отношениях психология

Типы личного влияния.
Способность личного влияния зависит от типа личности, от ведущих свойств коммуникативно-личностно-мотивационной структуры индивида, а также от удовлетворяемых индивидом потребностей. И в зависимости от этого она может проявляться на разны .

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание.

2. Межличностная аттракция.

3. Стадии развития межличностных отношений.

8.1. Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание

Общаясь и работая с людьми, мы фактически вступаем с ними в отношения как представители определенных социальных общностей (классов, наций, социально-демографических групп и т.п.), так и личностей (индивидуальностей). Первый из указанных типов отношений принято называть социальными, а второй – межличностными отношениями. Несмотря на различия, социальные и межличностные отношения тесно связаны между собой. Даже являясь представителями разных социальных статусов, но, работая вместе, люди довольно быстро начинают относиться друг к другу как к личностям и испытывать определенные эмоции к своим партнерам по общению. Так возникают межличностные отношения.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между небольшим количеством людей и его участники находятся в пространственной близости, поэтому имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных совместной длительной деятельностью и общением.

Выделим признаки межличностных отношений:

1. Устойчивость и длительность. Случайные, кратковременные и ситуативные контакты не включаются в межличностные отношения. Для того чтобы стать таковыми, они должны повторяться в течение длительного времени.

2. Динамика, переход от одной стадии к другой. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут снизить свой накал и интенсивность или перейти на новый качественный уровень. Так, например, от знакомства может быть переход к приятельским, затем к товарищеским и только после этого к дружеским отношениям. Если для приятельских отношений характерна готовность к дальнейшему сотрудничеству, то для дружеских – общность интересов и целей.

3. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому выступает структурной единицей межличностных отношений. Чувства по их роли в межличностных отношениях можно разделить на две большие группы: а) конъюктивные (сближающие) чувства (дружелюбие, добросердечие, уважение, любовь и т.п.), в которых находит выражение готовность к сотрудничеству и совместным действиям; б) дизъюнктивные, разъединяющие людей чувства (отвращение, злоба, зависть, ненависть, презрение), когда по отношению к другой стороне не возникает желания сотрудничать.

4. Степень раскрытия чувств. Ядро межличностных отношений составляют сознательные действия усилия и партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или напротив скрыть их. Сближающие чувства лежат в основе психологической близости и доверия. Внешне эти эмоции не всегда показываются, так как нет в этом необходимости: вы уверены друг в друге и понимаете друг друга с полуслова. В основе деструктивных межличностных отношений лежат такие чувства, как мстительность, враждебность, обида, отвращение, презрение, которые также не всегда прямо и открыто демонстрируются.

Вместе с тем, когда мы не выражаем свои чувства, люди часто неправильно понимают наши переживания и поэтому уменьшается возможность для сотрудничества и взаимной поддержки. Ведь не исключено, что вашим мужем или другом является очень хороший человек, но вы ощущаете с ним себя одиноко, так как не знаете, что он чувствует. И происходит это потому, что ваш муж или друг просто не умеют выражать своих чувств.

Содержание межличностных отношений. К параметрам, задающим конкретное содержание межличностных отношений, относятся:

а) дистанция, определяющая степень психологической близости и доверительности партнеров: близкая, далекая и т.п;

б) валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная; амбивалентность как противоречивая оценка отношений определяется несовпадением ситуативных эмоций и чувств по отношению к одному и тому человеку. Амбивалентность вызывает часто сложность во взаимоотношениях, так как ситуативные эмоции часто принимаются человеком за чувства;

в) позиция партнеров: по этому параметру можно выделить отношения доминирования, подчинения, равенства;

г) степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные отношения.

Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить не только о том, какая у человека конкретная роль в системе этих отношений (кто он: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви, соперник, враг, союзник и т.д.), но и о позиции партнеров по отношению друг к другу, а следовательно, и о психологической близости или об отсутствии таковой между ними.

Итак, межличностные отношения представляют собой сложное образование, имеющее и содержание, и динамику своего развития. Однако на выбор людьми друг друга влияет то, почему кто-то нам нравится больше, а кто-то меньше, есть и те, кто нам вообще не нравится. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. Во всех этих случаях речь идет о межличностной аттракции, раскрытию чего посвящен следующий вопрос.

Психология межличностных отношений. Понятие о группах и коллективах.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

[3]

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

Читайте так же:  Психология мужчины жены и любовницы

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Коллектив— это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества. Группа– любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от остальных групп.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

GOSY / Социальная психология / 23 Понятие межличностных отношений

Понятие межличностных отношений. Основные виды межличностных отношений: их особенности и социально-психологическая специфика.

Понятие межличностных отношений.

Проблемы анализа МО.

Основные виды межличностных отношений.

Особенности и социально-психологическая специфика.

Понятие межличностных отношений.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которое это общение опирается. Другое определение: межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном конакте.

Проблемы анализа МО.

Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям.

Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т.п., — все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения МО.

Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительного того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым МО, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурирует общение, обеспечивает его преемственность между партнерами.

Основные виды межличностных отношений.

1.Трансактный анализ Э. Берна.

На структуру общения можно посмотреть через структуру внутренних состояний. Существует 3 позиции, отражающие состояние нашего «Я»: Родитель, Взрослый. Дитя. Каждый из нас может находится только в одном состоянии. Встреча внутренних состояний выражается в нашем поведении – трансакция. Состояния могут быть комплиментарные (одинаковые). Если наши состояния комплиментарны, то общение будет долго, а взаимодействие развиваться по строго определенной программе.

Я — Родитель – нормы, правила, запреты, перенятые от родителей.

Я — Взрослый – адекватное состояние, отражающее объективную реальность.

Я — Дитя – эмоции.

Д ‹—› Д – эмоциональное взаимодействие, В ‹—› В – социальное взаимодействие, Р ‹—› Р, Р ‹—› Д (обвинение и защита). Пересекающиеся трансакции (один как взрослый к взрослому, а другой отвечает с позиции дитя к родителю) приводят к нарушению взаимодействия. Чтобы поломать ролевые позиции, нужно ответить так, чтобы трансакции перестали быть комплиментарны, т.е. обращаясь к другой позиции, которой ещё не существует. Если мы ломаем трансакцию, то ломаем и позицию, которая нам ещё не известна.

Мы можем наши позиции преподносить в рассогласовании вербального и невербального, при этом верим больше невербальному. Это называется скрытыми трансакциями (чаще всего флирт). Когда выходят с уровня скрытых трансакций нарушается все взаимодействие.

2. Межличностные отношения, зависящие от уровня значимости партнера.

Бернард и Хеккинс выделяют 5 градаций отношений в зависимости от субъективной значимости партнера:

Формальные отношения – ритуальный способ взаимодействия (привет – пока) – «поглаживание».

В ритуалы добавляется информация

Добавляются чувства о событиях окружающей среды

Добавляется обмен чувствами, которые обращены к другому человеку или к тебе лично

Добавляется реализованность этих чувств на невербальном уровне.

3. Базовая установка, характер и контекст взаимодействий.

Стейнберг и Миллер выделили такое понятие, как базовая установка межличностных отношений. Она представляет собой континуум с двумя полюсами: установка на контроль (пытается абстрагироваться от эмоций) и установка на понимание (пытается установить доверительные отношения).

Читайте так же:  Психология отношений зависимость

Они могут определять характер взаимоотношений. Проявляются через контекст взаимодействий. 3 типа контекстов:

Формальный (социально-ролевой) контекст – есть признаки пространства, большая дистанция, жесткость ролевых территорий (фиксированные)

Деловой контекст взаимодействия – готовность к сотрудничеству

Интимно-личностный – желание удовлетворить потребность в эмпатии, поддержке, взаимопонимании.

Существуют рассогласования между людьми в понимании контекстов

4. Виды межличностных отношений.

Субъект-субъектные/субъект-объектные (в каком качестве воспринимается партнер)

Манипуляция и партнерство

Особенности и социально-психологическая специфика.

Содержание отношений определяют такие параметры, как:

Дистанция, или степень психологической близости партнеров, — близкая, далекая.

Валентность, или оценка отношений, — позитивная, негативная, противоречивая, безразличная.

Позиция партнеров – доминирование, зависимость, равенство.

Степень знакомства – отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений своя роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества – это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т.д.; в ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник и т.д.; в ситуации неравного распределения власти – лидер, герой, последователь, человек из толпы и т.д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров МО, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения различных людей, составляющих пару.

1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии

Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия.

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты:

Межличностное взаимодействие

МЛО Совместная деятельность Общение

(как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них)

Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми.

Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение.

МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе).

Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия.

Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций.

Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни.

Читайте так же:  Игнор для мужчины психология

С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями.

Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей.

С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта.

*Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность.

*Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость.

*Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями.

Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях.

Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом.

В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений:

Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация.

Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия.

Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются.

В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как:

дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая);

валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);

[2]

позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные).

Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие).

Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание.

Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.

Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком.

Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях.

Совместимость людей характеризуется следующими факторами:

— социологические факторы (социальный статус, профессия, образование);

— социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);

— психологические факторы (характер, стереотипы поведения);

— психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма.

Из ряда наблюдений вытекает, что:

а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).

Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).

Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.

Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Источники


  1. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.

  2. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.

  3. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.
  4. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2013. — 272 c.
  5. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.
Понятие межличностных отношений в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here