Содержание
- 1 Психологические отношения
- 2 Проблематика взаимоотношений в психологии
- 3 Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
- 4 ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
- 5 Психологий отношений между мужчиной и женщиной
- 6 Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека
- 7 Категория «отношение» в психологии личности
Психологические отношения
целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.
В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.
Классификация типов отношений
Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).
Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).
Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.
Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.
Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).
Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.
Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.
Социально-психологические отношения
различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.
Личные отношения
связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.
Самоотношение
выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.
При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.
В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:
«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).
Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).
Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.
1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.
2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.
3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.
Социально -психологические отношения
1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?
2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?
3. Какие виды отношений вы можете выделить?
Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.
Тест «Важны ли для Baс приличия»
1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.
а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.
2. В школе Вы были:
а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.
3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:
а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.
4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?
а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.
5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?
а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.
6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?
а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.
7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?
а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.
8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:
а) довольно часто; б) редко; в) никогда.
9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.
а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.
10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.
11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:
а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.
12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?
а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.
Номера вопросов и «стоимость» выбора
а |
б |
в |
Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.
Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.
Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».
Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.
Каган М. С., ЭткиндА. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. – 1988. — № 4. — С. 25-34.
Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.
Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.
Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.
ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.
Проблематика взаимоотношений в психологии
Понятие взаимоотношений в психологии
Прежде, чем рассматривать понятие взаимоотношений в психологии нам хотелось бы рассмотреть такие понятия как личность и индивид в психологии.
Личность — одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.
Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.
Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.
Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.
Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.
Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал и сделал существенным звеном в перевоспитании личности А. С. Макаренко.
В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются.
Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением может быть и опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности в деятельности.
Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственные — мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.
Иногда рассматривают отношения как стереотип. Однако, как известно, динамический стереотип, или иначе установка, полностью определяется прошлым опытом. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя.
Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические, между тем, эти последние представляют собой, хотя важную, но, разумеется, все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма. Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его темперамент и характер (см. также Р. Л. Зачепицкий и Е. К. Я ковлева, Е. Е. Плотникова).
Итак, общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу, как две взаимодействующие силы. Личность — это член общества и его продукт.
Отношение «индивид-общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества.
Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.
Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.
Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений — живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.
С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.
Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В. Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности, начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию «отношение» (R. Likert, R. L. Shank, La Piere).
Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности.
Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики человека, мы сталкиваемся, прежде всего, с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом, а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе.
Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Кюнкель и другие.
Темперамент, или, по И. П. Павлову, общий тип высшей нервной деятельности, отражается на всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент — это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера (см.: В. Н. Мясищев, 1930; Б. Г. Ананьев, 1947), обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями.
Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем психологическом тонусе, который сказывается настроением.
Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся поводом к реакции.
Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.
Динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой, движущие силы которой определяются сознательным отношением.
Таким образом, правильное понимание структуры характера, его уровня, динамики и функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.
Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.
Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения человек приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Внутрисемейные отношения, таким образом, — важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, они становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими.
Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
Методическим принципом изучения мертвой и живой природы является изучение ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и возможностях познается в соотношении с объективной действительностью.
Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. Объективное психологическое исследование требует поэтому изучения соотношений человека с окружающей действительностью. У человека в силу общественно-трудовой истории развития, в отличие от животных, соотношения с окружающим имеют особый характер. В соотношении с окружающим человек выступает в роли субъекта-деятеля, сознательно преобразующего действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет эти особые качества и позволяет при объективном изучении человека раскрыть его внутренний мир.
Нельзя не указать, что понятие соотношение имеет в виду такую связь, в которой не выступает различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения, строго говоря, возникает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но и физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.
Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Этот опыт, представляя систему временных связей человека, определяет и опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение. Изучая деятельность человека, мы не должны забыть о человеке как о личности, а изучая личность, нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности. Исследование деятельности представляет функциональный, или процессуальный, план. Изучение личности представляет собой потенциальный план анализа изучаемого.
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости — неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной стороны, подчеркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определенностью.
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
Содержание:
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., — направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней,
Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Психологий отношений между мужчиной и женщиной
Все мы ожидаем от отношений чего-то хорошего. Но как ни крути. Отношения между влюбленными очень сложная штука, и рано или поздно в них могут и будут возникать конфликты, серьезные и не очень.
Чем отличается мужская психология от женской?
Мужчины женщины по своей природе имеют очень много отличий в психологическом плане.Например, женщины более ранимы и любой, даже самый мелкий бытовой конфликт могут переживать как серьезную житейскую драму.
Мужчины, в этом плане более сдержаны и восприимчивы. Им сложнее проявлять свои чувства, а зачастую они и просто их скрывают.
Вот потому, то и возникают зачастую сложности во взаимоотношениях между влюбленными. Мужчина видит свою женщину как истеричку, а женщина видит своего избранника как черствого и бездушного мужлана, которому плевать на ее переживания и проблемы.Если у пары стали часто возникать конфликты, то им немедленно стоит обратить на это внимание и приложить все возможные силы, чтобы в дальнейшем ссоры не спровоцировали разрыв отношений!
Итак, с чего следует? Конечно же, с дружеского разговора. Разговор с партнером должен быть максимально мягким, чтоб ни в коем случае не ранить чувства своего возлюбленного человека.
Женщинам стоит помнить, что мужчины не переносят критики, даже тогда, когда они являются кардинально неправы, да собственно и женщины не очень то жалуют критику, но они переживают ее легче.
Романтические свидания уместны для всех пар, даже тех, которые находятся в браке 45 лет! Любые чувства, даже самые сильные, с годами могут притупляться. Поэтому, чтобы ваши любовные чувства не угасли их периодически нужно «поджигать». Ужин при свечах, романтическая прогулка по набережной, поход на концерт или в кино – все способы хороши, главное, чтобы вам было интересно и комфортно.
Полезно будет и вспомнить, как у вас начинались отношения. Пройдитесь по местам которыми гуляли в первые дни знакомства, вспомните те чувства, что испытывали к своему избраннику.
- Идите на уступки. Это касается и женщин и мужчин. Не упирайтесь «бараном» в свою точку зрения или принципы. Ведь рано или поздно всему есть придел, и любое ваше разногласие и нежелание уступить партнеру может спровоцировать тяжелые последствия. Особенно когда такая ситуация происходит постоянно в лице одного партнера.
- Делайте интимную жизнь интересной и насыщенной. Попробуйте удивит свою вторую половинку красивым нижним бельем, приятным массажем, можете попробовать ролевые игры (собственно образ лучше обсудить заранее со своим партнером, чтобы не попасть в неловкую ситуацию).
- Делайте любые новые вещи, но важно, чтоб все что происходило в постели не вызывало никакого дискомфорта ни у одного из партнеров.
- Ревнуйте в меру! Ревность очень полезна, если она проявляется в рамках допустимого. Например, если вашей второй половинке пришло СМС от бывшего возлюбленного и вы случайно это увидели, то не стоит поднимать целую «бурю в стакане», можете просто показать внешним видом, что вы просто знаете об этой ситуации и, быть может, она вам неприятна. Так ваш партнер поймет, что он вам небезразличен.
- Доверяйте друг другу и давайте личное пространство. Доверие – это самая важная деталь любых взаимоотношений. Ни в коем случае нельзя проверять личные сообщения, звонки любимого человека, а тем более нельзя давать знать, о том, что вы читаете личные переписки.Если человеку не доверять и постоянно подозревать в измене, то будьте уверенны, рано или поздно она обязательно произойдет.
- Давайте возлюбленному человеку время побыть одному и заняться любимым хобби. Не заставляйте партнера быть постоянно с вами. Ведь «строгий режим» в отношениях обязательно им навредит.
- Ну и, наконец, всегда поддерживайте друг друга. Редко разваливаются отношения, в которых есть понимание, поддержка и сочувствие. Как обычно бывают, что романы на стороне заводят именно те люди, которых дома постоянно «пилят» и недооценивают.
Любовные отношения – вещь очень хрупкая. Порой достаточно один раз совершить ошибку и романтическая взаимосвязь между людьми исчезает навсегда. Берегите своих любимых и ваши взаимоотношения. Читайте на нашем сайте другие полезные статьи об отношениях!
Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека
Методическим принципом изучения мертвой и живой природы является изучение ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и возможностях познается в соотношении с объективной действительностью.
Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. Объективное психологическое исследование требует поэтому изучения соотношений человека с окружающей действительностью. У человека в силу общественно-трудовой истории развития, в отличие от животных, соотношения с окружающим имеют особый характер. В соотношении с окружающим человек выступает в роли субъекта-деятеля, сознательно преобразующего действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет эти особые качества и позволяет при объективном изучении человека раскрыть его внутренний мир.
Нельзя не указать, что понятие соотношение имеет в виду такую связь, в которой не выступает различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения, строго говоря, возникает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но и физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.
Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Этот опыт, представляя систему временных связей человека, определяет и опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение. Изучая деятельность человека, мы не должны забыть о человеке как о личности, а изучая личность, нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности. Исследование деятельности представляет функциональный, или процессуальный, план. Изучение личности представляет собой потенциальный план анализа изучаемого.
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости — неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной стороны, подчеркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определенностью.
Категория «отношение» в психологии личности
Отношение является значимой категорией для развития психологии. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. В. Н. Мясищев раскрывал сущность понятия «отношение» как форму отражения человеком окружающей его действительности.
Однако, как справедливо указывают Петровский и Ярошевский в «Основах теоретической психологии», отношение является собирательным понятием, а посему ставится под сомнение целесообразность считать его обособленной категорией и невозможность его редуцируемости к другим категориям. Почему же данное понятие все-таки выделяется в отдельный категориальный аппарат?
Известно, что человек развивается в тесной взаимосвязи с окружающей его действительностью, куда относится, в первую очередь, социум. Личность — не некое однажды сформированное и не изменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. В дальнейшем это понятие можно дробить на бесчисленное количество более мелких отношений личности к различным предметам, но суть не изменится — отношение в любом случае остается личностным. Идет ли речь о переживаниях человека, мотиве, побуждающем его на определенные действия и т.д. — во всех этих самых разнообразных обстоятельствах индивид отталкивается от проявления психической организации, на которое и указывает понятие «отношение». И на этом этапе В.Н. Мясищев склонен полагать, что уже все характерные свойства личности, ее интересы, склонности, мировоззрения, вкусы, мотивы и многое другое являются производными от системы отношений.
В первую очередь, главной отличительной чертой вышеупомянутой категории является направленность субъекта на объект, а последний, в свою очередь, может являться чем угодно, хоть даже самим субъектом. Мы относимся определенным образом к самим себе, окружающим нас людям, искусству, политике, религии. И здесь речь идет о самой сути отношения, векторизованности психического акта, выступающего в особой психической форме, отличной от иных категорий (того же мотива). Хорошим примером является ситуация на политических выборах. Рейтинги кандидата не позволяют судить о мотивах того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено.
Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории и категории действия в бихевиоризме.
Еще одной важной чертой отношения как категории является его оценочная составляющая. Отношения человека представляют сознательную и бессознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности. И здесь я считаю необходимым перейти к важнейшему понятию «чувства», как человеческому отношению и как понятию, пускающему корни непосредственно в несколько категориальных аппаратов.
Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, связанные с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий, по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. В формировании личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же являются потенциальными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, то есть важнейшая характеристика его личности. То есть можно заключить, что самое главное и определяющее личность — ее отношение к окружению.
Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы и потребности. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.
В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты. Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находится внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступает их оценкой, а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.
Говоря об объективной и субъективной составляющей отношения невозможно обойтись без понятия установки. Установки помогают нам сформировать отношение в зависимости от свойств объекта. Дэвид Статт считает, что установка — это приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом. Она включает в себя три активных компонента: рациональный, эмоциональный, поведенческий. Установка может быть приобретена как бессознательно, так и вполне осознанно.
Рациональный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный — наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий — фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и выказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».
Установки выполняют несколько мотивационных функций:
- — защитная функция — установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей;
- — оценочно-экспрессивные функции — установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые для нас важны;
- — инструментальные функции — мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих;
- — функции познания — установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» или «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.
Еще один исследователь Гордон Олпорт рассматривает социальные установки как бессознательные, но определенным образом регулирующие взаимодействие людей. Основной установкой он считает установку сдерживания — присутствие других людей подключает целый комплекс установок для взаимоотношений с ними. Причем это касается не только реального присутствия посторонних, но и присутствия воображаемого лица. Эта установка не осознается человеком. «Мы имеем готовый комплекс реакций для ответа в присутствии людей, — пишет Олпорт. — Простое присутствие другого человека заставляет нас в большей степени контролировать наши реакции, чем когда мы находимся одни. Мы должны сдерживать себя, чтобы не занять всю дорогу, должны соблюдать правила вежливости, быть воздержанными на язык или на эмоциональное выражение, подавлять примитивные сексуальные наклонности, вести себя с достоинством». отношение личность психический
Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека — субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность — это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности.
Подводя итог сказанному об отношениях человека, можно рассматривать их как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.
- 1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь»;
- 2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии»;
- 3. В.Н. Мясищев «Психология отношений»;
Источники
Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.
Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.
Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.- Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
- Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
Позвольте представиться, меня зовут Ерофей. Более 10 лет работаю семейным психологом и считаю, что являюсь специалистом в этом направлении — хочу научить всех посетителей портала решать разнообразные задачи.
Данные собраны и тщательно переработаны для того, чтобы донести в полном виде всю требуемую информацию. Чтобы применить все описанное здесь — предварительно всегда необходимо обязательно проконсультироваться с профессионалами.