Основы психологии отношений

Полное описание по теме: основы психологии отношений с профессиональными комментариями и советами.

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Если человек хочет быть любимым, найти преданного спутника жизни, ему необходимо разбираться в психологии отношений. Без этих знаний тяжело сохранить семью и избежать многочисленных конфликтов. Счастливая жизнь зависит от того, умеет ли человек выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Зачем изучают психологию отношений между мужчиной и женщиной?

Умение выстраивать качественные взаимоотношения — это залог успеха в большинстве сфер общественной жизни. Внутреннее состояние любого индивида зависит от общения с окружающими. Осознаём мы это или нет, но люди, рядом с которыми мы живём, работаем, просто видимся, сильно влияют на нашу жизнь. Человек зависит от окружающих. От других людей он получает то, что заслуживает. Добиться любви, уважения можно, если знать, как общаться с людьми, как реагировать на их поступки, как влиять на их образ мышления. Без знаний по психологии выстроить правильные взаимоотношения с окружающими не получится.

Психологию отношений между мужчиной и женщиной желательно изучать по психологическим книгам, научным статьям, а также по личному жизненному опыту. Никто не застрахован от ошибок, но нужно уметь спокойно относиться к поражениям, делать из них правильные выводы. Если проанализировать собственные поступки, то из них можно почерпнуть больше знаний, чем из всех умных книг. Следует научиться из множества проблем выделять одну, но самую главную и уделять ей максимум своего внимания. Если «распыляться» на другие маловажные дела, то выйти из замкнутого круга проблем не удастся.

Смыслом отношений между мужчиной и женщиной является состояние любви, гармонии, физиологической, духовной удовлетворённости. Если человек хочет быть по-настоящему счастливым, он должен научиться заботиться о других, отдавать им тепло своей души. Эгоистам бывает трудно создать крепкую семью, основанную на любви, взаимоуважении. Правда, жертвовать собой следует только ради тех, кто этого по-настоящему заслуживает.

Необходимо помнить, что не всех индивидуумов можно пускать в свою душу, не со всеми можно выстроить хорошие отношения. Близкие люди должны уметь заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту, любить, несмотря на тяжёлые обстоятельства. Если индивид только берёт, но ничего не отдаёт взамен, воспринимает доброту как слабость, то любые взаимоотношения с ним обречены на провал. Не каждому человеку удаётся по достоинству оценить старания других. Не всякий индивид заслуживает любви, заботы. Гармоничный союз возможен только между теми людьми, которые обладают одинаковыми нравственными, материальными, эстетическими, религиозными ценностями.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной требуют уступок. Только таким способом их можно сохранить на долгие десятилетия. Человек, который стоит на своём, не хочет пойти на компромисс, может потерять любимого. Если женщина мечтает выстроить хорошие отношения с мужчиной, одного её желания мало. Нужно знать психологию иного индивидуума, его потребности, образ мысли, желания. Будучи женщиной, нужно войти в положение мужчины и наоборот. Люди, желающие быть вместе, должны уметь слышать, договариваться, сотрудничать друг с другом.

5 простых правил счастливого союза между мужчиной и женщиной

Хоть люди, населяющие нашу планету, очень разные, взаимоотношения между ними выстраиваются на основании одних и тех же правил. Если их знать и применять на практике, можно создать крепкую и счастливую семью. Эти знания больше пригодятся женщинам, которые хотят удержать любимого мужчину.

Золотые правила гармоничных взаимоотношений:

  1. Поддерживайте своего партнёра во всех его начинаниях. Замечайте даже его крохотные победы. Никогда не акцентируйте внимание на поражениях. Верьте в способности любимого. Хвалите его.
  2. Всегда просите помощь. Если человек видит, что он кому-то нужен, он чувствует себя сильным и востребованным.
  3. Если ссора неизбежна, постарайтесь не наговорить лишнего. В конфликтных ситуациях нужно вести себя спокойно. Необходимо научиться увидеть проблему и попытаться вместе найти из неё выход.
  4. Полюбите себя и станьте интересной личностью. Вас будут уважать лишь в том случае, если вы сами цените себя. Любите своих родных и заботьтесь о них.
  5. Если хотите, чтобы ваш партнёр знал о ваших чувствах, скажите ему об этом. Мужчины не умеют читать чужие мысли. Они не склонны фантазировать, и слышат лишь то, что им говорят.

Психология мужчины в отношениях с женщиной — это не тайна за семью замками. Разные на вид люди хотят одного и того же — любви, поддержки, уважения. Счастливые взаимоотношения не берутся ниоткуда, чтобы они присутствовали, их нужно построить. Всегда нужно помнить, что семья — это огромный труд. Брак никогда не распадётся, если партнёры терпеливы, умеют прощать ошибки любимых.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной?

Если женщины хотят сохранить брак, они не только обязаны знать, как правильно себя вести со своим любимым, но и понимать, что им делать не следует. Есть три грубых ошибки, совершив которые можно испортить всё. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это слишком тонкая материя. Она легко рвётся, если люди сознательно или неосознанно совершают неправильные поступки, говорят ненужные слова.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной:

  1. Говорить, что он неудачник. Постоянно напоминать ему об ошибках. Погружая человека в ощущение несостоятельности, можно навсегда отбить у него охоту побеждать. Мужчина свыкнется с мыслью, что он неудачник, и перестанет добиваться высоких целей.
  2. Отвергать помощь мужчины и всё делать самой. Если женщина не просит, чтобы партнёр ей помог, она рискует остаться одна. Мужчина чувствует свою ненужность и уходит к той, которая не может обойтись без его поддержки.
  3. Брать на себя роль мужчины. В любой паре один человек должен быть сильным, а другой — слабым. Если женщина хочет занять доминирующую позицию в браке, зарабатывать больше денег, она становится подобием мужчины. Сильный пол не любит подчиненное положение. Мужчины хотят видеть рядом с собой слабых женщин, нуждающихся в их заботе.

Счастливая семья и крепкий брак — мечта многих пар. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это та тема, которую необходимо подробно изучить, чтобы создать гармоничный союз. Ведь чтобы иметь дружную семью, любящего партнёра, одной любви мало. Нужно знать психологические правила и приёмы, которые помогут двум любящим сердцам сделать жизнь счастливой.

Читайте так же:  Совместимость зодиаков козерог мужчина скорпион женщина

Какие стадии проходят взаимотношения между мужчиной и женщиной?

Представители слабого и сильного пола мыслят, ведут себя, воспринимают окружающий мир по-разному. Мужчины более практичны, эмоционально стабильны, замкнуты и независимы. Женщинам свойственно быть слабее сильной половины человечества. Прекрасный пол слишком эмоционально реагирует на проблемы, им нужно общаться и рассказывать о своих чувствах.

Крепкие отношения в тех семьях, в которых муж и жена занимаются своими делами. Мужчина — строит карьеру, женщина — заботится об уюте в доме и о детях. Если люди переключают своё внимание на партнёра и начинают вмешиваться в его дела, ничего в них не понимая, такое поведение неизбежно приводит к конфликтам.

Мужчина должен иметь возможность жить своей жизнью. Ему нужно дистанцироваться от эмоциональных переживаний женщины. Любящая жена должна уметь растворяться в муже, не посягая на его независимость.

Мужчина и женщина могут построить между собой такие отношения:

  • приятельские — встречаются друг с другом, общаются;
  • дружеские — сопереживают, поддерживают в трудную минуту;
  • любовные — между партнёрами сильные чувства, они хотят больше времени находиться с любимыми;
  • семейные — люди живут вместе и сообща занимаются хозяйством.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются в силу различных причин: из-за симпатии, влюблённости, потребности в сексе. Иногда люди осознанно знакомятся с представителями противоположного пола, когда видят в своём избраннике наличие им нравящихся качеств. Любая пара мечтает быть счастливой и двигаться вперёд к осуществлению заветных целей. Каждый партнёр должен вкладывать свои силы, знания и умения в построение гармоничного и длительного союза.

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной:

Парень и девушка знакомятся друг с другом. Между ними вспыхивают сильные чувства. Молодые люди находятся в приподнятом состоянии, они идеализируют своих избранников, стараются выполнить любую их прихоть. Влюблённость длится около 12 месяцев. В этот период у пары страстный секс. Люди не видят недостатков друг друга, у них редко бывают ссоры, совместная жизнь им приносит удовлетворение и счастье.

Спустя некоторое время влюблённые возвращаются в реальность. Они осознают, что слишком преувеличивали достоинства партнёров. Люди по-прежнему любят друг друга, но хотят больше времени уделять любимому делу, хобби, развлечениям, работе, друзьям.

На этом этапе влюблённые начинают замечать некоторые недостатки своих избранников. Они пытаются изменить партнёра, указывая ему на его ошибки. Такое поведение приводит к ссорам и конфликтам. Если у пары не хватает мудрости приспособиться к новым условиям, семья перестаёт существовать.

Партнёр принимает своего избранника таким, какой он есть. Терпит все его недостатки, спокойно реагирует на возникающие трудности. Избавившись от иллюзий, люди ценят и уважают в своей второй половинке все индивидуальные качества. Партнёры не ищут новых связей, а преодолевают семейные неурядицы, заботятся о членах своей семьи.

На этом этапе отношения приобретают новый смысл — люди хотят больше отдавать, ничего не требуя взамен. Партнёры делятся друг с другом своими мыслями, переживаниями. Они стремятся помочь своей второй половинке во всех её начинаниях, вместе переживают горести, сообща трудятся ради общей цели.

  1. Истинная любовь.

Партнёры становятся по-настоящему близкими людьми. Они мыслят одинаково, хотят одного и того же. Каждый человек чувствует себя состоявшейся личностью. В своём избраннике он видит близкого по духу человека, который без слов понимает все его переживания и мечты. Истинная любовь — это уважение, забота, преданность, взаимопонимание. Люди пережили много трудностей, им пришлось много выстрадать, но они поняли, что главное в их жизни — это их союз.

Секреты идеальных отношений

Если мужчину и женщину объединяет общая цель, у них есть все шансы создать крепкую семью. Люди могут усовершенствоваться в одном общем деле или каждый в своём занятии, но главное, не сосредотачивать всё своё внимание на недостатках партнёра, не изводить его своими упрёками или чрезмерной заботой.

Психология женщин и мужчин в межличностных отношениях предполагает развитие личности. Люди счастливы, если заняты любимым делом и могут в нём добиваться поставленных целей и намеченных высот.

Нельзя жертвовать любимым человеком, его мечтами в угоду личным интересам. Партнёр заслуживает на уважение. Он должен реализовать себя как личность и добиться желаемого в любой сфере человеческой деятельности.

Гармоничный союз нельзя построить, если переносить старые обиды в новые отношения. Прежде чем окунуться в мир другого человека, нужно полностью разрешить все проблемы с бывшими любовниками.

Если индивида одолевают негативные чувства по отношению к своему партнёру, нельзя поддаваться слабостям. Эмоции нужно уметь подавлять и контролировать. Лучше всего переключить своё внимание на работу, любимое занятие. Не следует слишком критично относиться к недостаткам партнёра. Их нужно научиться принимать как должное.

Доверительные отношения нельзя выстроить без искренности и любви. На фальшивых чувствах невозможно построить крепкий союз. Избранника нельзя переделать силой, он сам должен захотеть измениться, полюбив по-настоящему.

Если ваши отношения зашли в тупик, и даже прочитав все советы из интернета, вы не знаете, как дальше жить, обратитесь за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. Опытный специалист, практикующий психотерапевт сможет разрешить любую проблему и найти выход из сложной ситуации.

Возможно, найти пути решения проблемы вы сможете благодаря видео на этом канале.

Категория «отношение» в психологии

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Читайте так же:  Психология мести мужчины

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.

Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

— потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

— потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» — объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного — неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

[1]

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений — психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Читайте так же:  Мужчине 46 психология

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка — это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения — неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства — подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Психологические отношения

целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.

В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Классификация типов отношений

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).

Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).

Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).

Читайте так же:  Как общаться с женатым мужчиной психология

Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.

Социально-психологические отношения

различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Личные отношения

связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

Самоотношение

выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.

В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:

«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).

Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).

Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.

1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.

2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.

3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Социально -психологические отношения

1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

[3]

2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?

3. Какие виды отношений вы можете выделить?

Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.

Тест «Важны ли для Baс приличия»

1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.

а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.

2. В школе Вы были:

а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.

3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:

а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.

4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?

а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.

5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?

а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.

6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?

а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.

7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?

а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.

8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:

а) довольно часто; б) редко; в) никогда.

9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.

а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.

10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.

11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:

а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.

12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?

а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.

Номера вопросов и «стоимость» выбора

а
б
в

Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.

Читайте так же:  Кирранов психология мужчин

Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».

Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.

Каган М. С., ЭткиндА. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. – 1988. — № 4. — С. 25-34.

Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.

Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.

ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений

Если бы мы имели возможность заглянуть в самые сокровенные уголки души человека, то, наверное, увидели бы, как сильна в каждом потребность не только быть любимым, но и самому испытывать любовь и эту любовь кому-то дарить.

Мы бы увидели, сколько любви таится внутри каждого из нас и до какой степени эта любовь во многих случаях остается невостребованной. Как бывает обидно, когда кажется, что наша любовь — самое ценное, что у нас есть, — не нужна. Почему это происходит? Давайте совершим.

Психология семейных отношений

1. Классификация типов семейных отношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

Могут быть выделены 4 наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Психология совершенного супружества

Современное человечество очень туманно представляет себе смысл супружеских отношений между мужчиной и женщиной, часто сводя их либо к непонятному тягостному для обоих мытарству, либо просто к получению друг от друга гедонистического удовольствия.

Но и тот и другой подход глубоко неверны, они не способствуют нашему развитию в более высокие космические сущности.

Все дело в том, что мужчина и женщина создают семью не для мытарств и удовольствий, а для космического совершенствования и.

Психология супружеских конфликтов

Среди причин напряжения следует особо отметить следующие;

1. Степень удовлетворенности потребностей личности. Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения.

Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в сексе или безопасности.

2. Величина пространства свободного движения личности. Слишком ограниченное.

[2]

Психология обиды

Психология ревности

Прежде всего, необходимо установить предел, за которым лёгкая природная и непринуждённая ревность, не несущая вреда отношениям, перерастает в монстра, ослепляющего и глухого к сигналам разума. В той или иной мере, ревность присуща всем людям.

Это не значит, что все поголовно подозрительны и готовы устраивать сцены по поводу и без.

Ревность как игра, замешанная на природном инстинкте собственничества, может даже внести новых красок и эмоций в отношения. Ревность в этом случае служит неким.

Психология манипуляции

Психология семейных отношений: Зачем мужчины хотят жениться?

Когда мы начинаем говорить о понятии психология семейных отношений, то в первую очередь стоит обратить внимание на то, что психология семейных отношений — это, прежде всего, психология двух или более людей, составляющая семью – родители.

Дети, родственники и любые другие люди, которые прямым или косвенным образом влияют на наше мнение, на наши решения и поступки, и в какой-то степени являются для нас спасательным кругом в ситуациях, когда наши желания идут в разрез желания других, или когда.

Психология отношений, взгляд на людей в позитивном ключе

Позитивное мышление- ключ к счастью!
Довольно часто мы сталкиваемся с проблемой отношений с другими людьми, будь-то наши родственники, друзья или знакомые.

Как же поддерживать себя в хорошем настроении, когда порой страсти накаляются?

Как убрать обиду, ярость, злость, раздражение и чувствовать радость, покой, умиротворение?

Первый человек, кто приходит в голову, занимавшийся данным вопросом– это Луиза Хей, автор 15 бестселлеров. Она помогла тысячам людей уверовать в свои силы и.

Психология Зависти

Психология зависти берет свое начало как эмоция зависти в период зачатия и развивается на протяжении первого месяца жизни, а далее формируется в программу «Зависть», которая начинает самостоятельный путь из подсознания человека, выстраивая его алгоритмы и шаблоны поведения на всю дальнейшую жизнь.

Полностью программа зависти у ребенка формируется к 3-м годам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

У кого-то эта программа запускается раньше, у кого-то позже, но практически все ныне живущие люди хоть раз в жизни испытывали.

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.

  2. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

  3. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.
  4. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.
  5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
Основы психологии отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here