Ковалев психология семейных отношений

Полное описание по теме: ковалев психология семейных отношений с профессиональными комментариями и советами.

Психология семейных отношений

Оглавление

1.1. Семья в зеркале науки

1.2. О благополучии семьи 13

1.3. Психология семейных отношений 19

Супружество: наука и искусство 33

2.1. Искусство быть супругами

2.2. «Любовью дорожить умейте. » 54

2.3. Психология интимного 63

Педагогика семейного воспитания 70

3.1. Дети — зеркало родителей?

3.2. Основные начала воспитания 77

3.3. От младенчества до юношества 87

Родители и дети 99

4.1. Искусство быть родителем

4.2. Союз поколений 115

4.3. По законам труда и морали 124

Дела домашние 136

5.1. Быт. или не быть?

5.2. Радость совместного труда 143

5.3. О семейной экономике 147

Предисловие

«Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изме­нение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!» — так несколько десятилетий назад писал в своей «Книге для родителей» советский педагог А. С. Макаренко, с гениальной прозорливостью предвосхищая результаты современных исследований проблем семейного воспитания.

Давно уже доказано, что воспитание — сложный, комплексный и, если можно так выразиться, многомерный процесс, осуществляемый самыми различными общест­венными институтами. Мы можем говорить о воспитании и широко — применительно ко всей совокупности общественных отношений, включенность в которые и прямо, и косвенно формирует личность гражданина социалистического общества — и узко — как о некоторой системе конкретных приемов и воздействий, позволяющих добиться необходимого воспитательного эффекта. Однако и в первом, и во втором случае своеобразным центром и фокусом воспитания, несомненно, будет выступать семья. Ведь общество дано ребенку прежде всего в виде семьи и его ближайшего окружения, вырастая из которого он все больше будет включаться в жизнь. Более того, и общественные отношения первоначально предстают перед ним в виде отношений семейных. И от того, насколько они удачны, насколько точно они их передают, зависит степень достижения главной цели воспитания — формирование всесторонне развитой лич­ности гражданина социалистического общества. На­конец, и с методами воспитания ребенок встречается именно в семье, и данный ею педагогический импульс будет дополнять (а иногда, к сожалению, и исправлять) другие институты воспитания.

Ну а что необходимо для того, чтобы семейное воспи­тание оказалось успешным? Во-первых, наличие семьи как единого целого и психологической общности. Это значит, что семья должна созидаться и сохраняться. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятству­ющие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания.

Вот об этом-то и написана книга. О том, как сохранять и строить семью. О том, как сделать отношения в ней как можно более благоприятными для ее членов. О том, как, учитывая и используя эти отношения, формиро­вать из детей всесторонне и гармонично развитые лич­ности.

И вовсе не случайно книга вышла в серии «Педаго­гика — родителям», поскольку посвящена воспитанию не только детей, но и их родителей, которые друг для друга являются еще и супругами, и родителей этих родителей, для которых их взрослые дети навсегда оста­нутся детьми, а стремительно взрослеющие дети их де­тей — внуками.

Возьму на себя смелость утверждать и нечто большее: книга эта посвящена семейному счастью. Тому самому, которое так необходимо и супругам, и родителям, и нашим детям — будущим родителям. Рассказать об этом столь простом и одновременно удивительно сложном счастье; познакомить с его важнейшими слагаемыми и законами; научить нас строить по ним свои семейные отношения в согласии с известным афоризмом «Если хочешь быть счастливым — будь им!» — такова цель этой книги. Для этого в ней отобраны и описаны те моменты семейных отношений, без которых счастье семьи оказывается немыслимым.

В главе 1 книги рассказывается о некоторых наиболее важных теоретических вопросах брака и семьи: о функциях семьи, видах семейных отношений и их характере; о проблеме семейного благополучия, рассмат­риваемой с трех точек зрения: общества, самой семьи и ученых — педагогов и психологов; о вопросах современной социально-психологической теории семейных отношений и вытекающих из них практических рекомендаций.

В главе 2 подробно рассматривается такая важнейшая составляющая жизнедеятельности семьи, как взаимоотно­шения между супругами: правила их оптимального построения; конфликты и принципы управления ими; любовь и пути ее сохранения в течение всей’ жизни, а также психология интимных отношений.

В главе 3 рассказывается о том, почему детей и можно, и нельзя называть зеркалом родителей, что такое воспитание и развитие ребенка, если подходить к этой проблеме со строго научных позиций, и что можно из этих позиций извлечь полезного. А еще — о ступеньках лестницы взросления, о том пути, который проходит ребенок от рождения до юношества.

Глава 4 посвящена очень важным проблемам: слагае­мым искусства быть родителем, принципам нравствен­ного и трудового формирования детей, а также совместной жизни многопоколенной семьи и совместного воспитатель­ного процесса в ней.

В главе 5 — последней и самой маленькой — расска­зывается о распределении домашних обязанностей, бюджете семьи и использовании этих сфер семейных отношений для экономического и трудового воспитания детей.

Читайте так же:  Невротические отношения между мужчиной и женщиной

Теперь о том, как лучше всего работать с этой книгой. Точнее, сначала о том, как с ней лучше не работать. Мне не хотелось бы, чтобы вы ее читали, как детектив — «проглотил» и отложил — или как учебник перед экзаме­нами — пролистал, кое-что запомнил, кое-как сдал и навсегда забыл. Не стоит ее читать фрагментами, выбирая «лакомые кусочки»: разделы книги относительно самостоятельны, но понимание каждого из них без озна­комления с материалами предыдущего будет явно неполным.

На мой взгляд, оптимальным со всех точек зрения будет знакомство с книгой в три этапа. На первом из них надо бегло, но достаточно внимательно прочитать все ее разделы — от начала до конца. На втором — вернуться и начать перерабатывать все эти разделы уже с карандашом в руках (разумеется, ничего не черкая в самом тексте книги). Ну а третий этап начнется для вас несколько позже, когда, попытавшись реализовать все то, что написано в этой книге, вы вновь будете обращаться к ее страницам.

И еще одно замечание по поводу того, как работать с этой книгой. Вы не должны быть индивидуалистом. Окончанием каждого из вышеперечисленных этапов может считаться только тот момент, когда всё, что в ней требуется, выполнят все члены вашей семьи.

Я выражаю искреннюю благодарность всем тем, кто прямо или косвенно способствовал подготовке данного издания. Психологам и педагогам, которые своими исследованиями освещали сложные вопросы психологии и педагогики семейных отношений. Читателям моих статей, которые своими письмами давали столь необхо­димую для любой деятельности обратную связь. И слушателям моих лекций, которые своими заинтере­сованными вопросами помогли определить то главное, о чем просто необходимо было рассказать.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

ВУЗ: Южно-Уральский государственный университет Кафедра психологии развития

Год публикации: 2009

Библиографическая ссылка:: Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. — 63 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений». Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов.

Ковалев психология семейных отношений

Адлер А. Наука жить /Пер. с англ. и нем. Киев, 1997.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Гаспарян В. А. Молодость. Любовь. Семья. Социологические проблемы. СПб.: Сова 1996.

Гаспарян В. А. Семья на пороге XXI века (социологически^ проблемы). СПб.: Петрополис, 1999.

Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. Демографический ежегодник России. М., 1999.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

Население и общество. Статистический сборник. М., 2000.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

Обозов И. Н., Обозова А. Н. Факторы устойчивости брака: Тез. конф. «Семья и личность! в г. Гродно. М., 1981.

Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль, 1986.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1991.

Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988.

Шнайдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. Апрель Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.

ЯффеМ., Фенвик Ф. Секс в жизни женщины. М., 1991.

Abler R. М., Sedlacek W. E. Freshman sexual attitudes and behaviors over a 15-year-period // Journal of College Student Develoment. 30.1989. 201-209.

[2]

Adams В. В. Mate selection in the Unated States: A theoretical summarization. In W. Butt, R. Hill, I. Nye, I. Reis (Eds.). Contemporary theories about the family (Vol. 1. P. 259-267). New York: Free Press. 1979.

Centers R. Sexual attractions and love: An instrumental theory. Springfield, IL: Chas, С Tomas. 1975.

Межличностные супружеские отношения и удовлетворенность браком женщин-педагогов, воспитанных в неполных семьях

1407

В статье предлагаются некоторые теоретические обобщения достижений в решении проблемы межличностных отношений и удовлетворенности браком в семье. Особое место отводится женщинам-педагогам, воспитанных в неполных семьях. Исследование показало, что большая половина женщин из неполных семей имеют потребность в зависимости от других людей, они нуждаются во внешнем контроле, для них принятие решений – трудная задача. К особенностям выстраивания отношений женщин с мужьями относится их стремление компенсировать имеющиеся недостатки в общении с окружающими людьми, включая своих воспитанников. Неудовлетворенные супружеством женщины независимо от типа семьи очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. Удовлетворенные браком женщины из полных семей чаще, чем супруги из неполных семей, стремятся с окружающими устанавливать близкие эмоциональные отношения. Изучение рефлексивного опыта женщин, обращенного к оценке собственных семейных отношений, станет сильным побудителем в переосмыслении содержания и форм работы с родителями своих воспитанников.

Ссылка для цитирования

Межличностные отношения можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором их реальная и идеальная формы фактически совпадают (тождественны друг другу), в отличие от внешнего действия, где эти формы разведены. Выделяют три основных вида межличностных отношений.

  1. Познавательные отношения — другой как предмет восприятия, понимания, познания (А. А. Бодалев) [3].
  2. Эмоциональные отношения (или аттракции) — другой как предмет симпатии. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств, их соотношения, развития у объекта и субъекта симпатии. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии понимаются внешние характеристики (привлекательность, общительность и т. д.) либо социально-ролевые показатели (статус, профессия, образование, компетентность).
  3. Практические отношения — другой как предмет воздействия. Г. А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого:
Читайте так же:  Поведение женщины отражение отношения мужчины

1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная);

3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая) [4].

Супружеские отношения – это отношения двух взрослых людей противоположного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и добровольно выбравших друг друга для совместной жизни и личностного развития каждого. В рамках семейных взаимодействий – супружеские отношения имеют общий признак: высокая степень удовлетворенности базовых потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Также им присущи максимально адекватное восприятие друг друга и взаимопонимание, совпадение ценностей, совместные идеи, мысли у супругов, родителей и детей, гармоничное распределение власти (эгалитарность или ответственность мужа за семью), терпимость к разногласиям, открытость в обсуждении.

Немногие авторы обращались к проблеме исследования супружеских отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой точки зрения на данную проблему.

[1]

Удовлетворенность рассматривается и как рефлективная оценка прошлого и настоя-щего положения дел (М. Аргайл), и как стимул, обладающий приятными или желательными свойствами, определяющийся операционально как источник удовлетворения, как стимул, к которому организм стремится или научается некоторому поведению, чтобы его получить (Э. Торндайк).

Л. Б. Шнейдер, анализируя основные подходы к проблеме удовлетворенности браком, уточняет, что для человека, как существа социального, центральной потребностью стала потребность в присоединенности, т. е. побуждении завязывать отношения, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности — это вступление в брак [7].

Удовлетворенность браком является одним из параметров, характеризующим супружеские отношения. С этим мнением согласны достаточное число исследователей личностных и внутриличностных факторов удовлетворенности браком: Ю.Е Алешина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И Захаров, Г. Навайтис, Н. Римашевская, Д. Ванной, Л.Б. Шнейдер, и др. Исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество супружеских взаимоотношений. Нормальные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствия друг другу во всех видах внутрисемейных взаимодействиях.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

ред. Е. Г. Силяева

М.: Издательский центр «Академия»,

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

глава I психология семейных отношений как раздел психологии 3

развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака 3

социально-психологическая модель семейных отношений 11

глава II супружеские отношения 23

формирование супружеской пары 23

факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 34

супружеские конфликты 43

развод как социально-психологический феномен 49

глава III взаимоотношения поколений в семье 56

основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений 56

родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие 73

семья и ребенок: возрастная динамика отношений 79

прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений 91

семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями 101

глава IV основы семейного психологического консультирования 108

методы социально-психологической диагностики проблем семьи 108

основы семейного консультирования 115

добрачное и предбрачное психологическое консультирование 134

консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми 140

консультирование в ситуации развода 156

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

В учебном пособии дается систематизированное представление о психологии семейных отношений как разделе науки, имеющем свои теоретико-методологические позиции, закономерности, понятийный аппарат, характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений.

В книге реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщен большой массив информации о ее жизнедеятельности. Рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей, и другие вопросы.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. В учебном пособии представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми.

Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Курс для студентов: «Психология семейных отношений» — Функционально-ролевая структура семейных отношений
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений
Индекс материала
Курс для студентов: «Психология семейных отношений»
Функционально-ролевая структура семейных отношений
Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Нравственно-психологическая готовность молодежи к семейной жизни
Характеристика современной семьи
Специфика супружеского конфликта
Феномен любви и ее типы
Причины семейных конфликтов
Предупреждение конфликтов между супругами
Все страницы

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа.
2. Направления в изучении психологии семейных отношений.
3. Основные функции семьи и их характеристика.
4. Различия традиционной и эгалитарной семьи.
5. Ролевая структура семьи.
6. Периодизация семейной жизни.

Литература :
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.
Голод С.И. Молодая семья: молодежь и современность. Л., 1975.
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн., 1989.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР // Молодожены. М., 1981.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М., 1978.

К настоящему времени выделяются следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм (Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. М., 1996).
Эволюционный подход. Баховен И.Я., швейцарский историк и Мак-Леннан Дж.Ф., шотландский юрист внесли наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений. Они подчеркивают идею изменчивости форм брака.
Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада (Платон – отец «патриархальной теории»), так и о наличии беспорядочной половой связи – «промискуитета» (Геродот). Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации.
Сорокин П.А. указывает главные положения эволюционистского подхода:

  • почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
    на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;
    эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;
    эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
  • психотерапевтическая. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. семейное существование зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Различия традиционной и эгалитарной семьи. Традиционная – семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли (жена – хозяйка, мать, муж – ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения). Эгалитарная семья – та, в которой все роли распределяются преимущественно поровну.

Психология современной семьи

Описание книги

От издателя

Автор — психолог и один из ведущих телецикла по «Этике и психологии семейной жизни» — в научно-познавательной форме рассказывает читателям об основах семейной психологии. Воспитание будущих семьянинов, проблемы полового созревания, формирование и развитие детоцентричности, семейное благополучие, предбрачное ухаживание и мотивы брачного выбора, любовь, совместимость и взаимная адаптация — вот далеко не полный перечень вопросов, рассмотренных в книге. В конце каждой главы даны методики (анкеты, рейтинг и т. д.), которые может использовать учитель непосредственно в учебном процессе.

Книга адресована, прежде всего, педагогам, ведущим в школе курс «Этика и психология семейной жизни», но будет полезной широкому кругу читателей.

Другие книги

Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров, педагогов, врачей, а также всех, кто интересуется современным НЛП и просто — умением жить…

В данном пособии сделана попытка создать простое, краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программи…

Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров, а также всех, кто интересуется НЛП и новейшими психотехнологиями благополучия, совершенства…

Ближайшие мероприятия

Последние новости

Заказ звонка

Задать вопрос

Условия оплаты

Оплата происходит через ПАО СБЕРБАНК с использованием Банковских карт следующих платежных систем:

  • VISA International
  • Mastercard Worldwide
  • Мир

После нажатия на кнопку ОНЛАЙН ОПЛАТА, Вы будете перенаправлены на платежный шлюз ОАО «Сбербанк России» для ввода реквизитов Вашей карты.

Пожалуйста, приготовьте Вашу пластиковую карту заранее. Дополнительно нужно ввести ФИО, email, контактный телефон, а также номер брони для идентификации плательщика. Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL.

В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa или MasterCard Secure Code для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля. Способы и возможность получения паролей для совершения интернет-платежей Вы можете уточнить в банке, выпустившем карту.

Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ОАО «Сбербанк России». Введенная информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платежных систем Visa Int. и MasterCard Europe Sprl.

Технические неполадки с оплатой

Если у вас возникли технические неполадки с оплатой, просьба обратить внимание на следующие рекомендации:

[3]

1. Нет элементов для оплаты. Плеер загружает долго загружает информацию.

  • Обновите страницу, желательно с очисткой кэша: возможно, это временная ошибка.
  • Убедитесь, что ваше соединение стабильно: использование сотовой сети или параллельное скачивание объемных файлов может мешать загрузке плеера.
  • Убедитесь, что у вас установлена последняя версия Flash Player.
  • Убедитесь, что у вас выключена блокировка рекламы: такие инструменты часто блокируют и компоненты плеера.
  • Убедитесь, что в браузере не активирован режим «Турбо», «Акселератор», «Экономия трафика» или подобного: эти инструменты часто используют зарубежные ресурсы.
  • Попробуйте открыть страницу в браузере Google Chrome: мы рекомендуем этот браузер.

2. Не проходит оплата:

  • Убедитесь, что данные карты введены корректно.
  • Обновите страницу, желательно с очисткой кэша: возможно, это временная ошибка.
  • Убедитесь, что по вашему счету нет ограничений по транзакциям. Для этого необходимо обратится в банк, обслуживающий карту.
  • Следите за новостями в социальных сетях и рассылках Института Инновационных Психотехнологий.

Ковалев С.В. Психология современной семьи

Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с. — ISBN 5-09-000427-7

Скачать книгу бесплатно: djvu, pdf

Автор — психолог и один из ведущих телецикла по «Этике и психологии семейной жизни» — в научно-познавательной форме рассказывает читателям об основах семейной психологии. Воспитание будущих семьянинов, проблемы полового созревания, формирование и развитие детоцентричности, семейное благополучие, пред брачное ухаживание и мотивы брачного выбора, любовь, совместимость и взаимная адаптация — вот далеко не полный перечень вопросов, рассмотренных в книге. В конце каждой главы даны методики (анкеты, рейтинг и т. д.), которые может использовать учитель непосредственно в учебном процессе.
Книга адресована прежде всего педагогам, ведущим в школе курс «Этика и психология семейной жизни», но будет полезной широкому кругу читателей.

Семья и как ей уцелеть

Семья – это худшая форма близких отношений
между людьми. Но, к сожалению, ничего лучшего
человечество так и не придумало.
(народная мудрость)

Немного «царапающий» слух парафраз названия известной книги Р. Скиннера и Дж. Клииза («Семья и как в ней уцелеть»), я использовал не случайно, а намеренно. Потому что, если в те давешние и приснопамятные годы, когда было написано это ну очень интересное произведение, наиболее актуальным вопросом был именно «Как уцелеть в семье?», то теперь на смену ему пришел совсем другой: «Как уцелеть этой самой семье?».

Ключевое здесь слово «уцелеть» имеет отношение к двум уровням анализа Великой Семейной Проблемы. Общественному, где, по некоторым, абсолютно объективным данным, речь идет, как минимум, об уничтожении традиционной семья как явления и данности. И личному, где приходится говорить уже о том, что не «высокообобщенно-общественную», но уже и просто конкретную и, так сказать, индивидуальную (то есть в том числе и вашу…) семью нынче стало как-то ну очень непросто создавать, зато очень сложно сохранять. И добро было бы, если бы, следуя лозунгам наиболее продвинутых господ, мы могли отказаться от привычных брачных союзов! Так ведь нет, поскольку, как говориться, и ныне, и присно, и во веки веков, нам приходится исходить из трех абсолютных истин.

Первая из них – о том, что из трёх основных ипостасей жизнедеятельности человека, которую традиционно выделяют социологи – досуга, работы, семьи – именно последняя в идеале является первой по значению для нормальной жизнедеятельности человека (ибо жизнь на работе как-то не прельщает, а вечный досуг истощает и обессмысливает…).

Вторая – о том, что именно и только семья является идеальным местом физического (ну, это я в плане рождения…) и психологического (а это уже про воспитание…) воспроизводства населения мира (всего без исключения мира, а не отдельных его стран и/или континентов…). Причём настолько важным, что воспитание детей вне семьи – путь даже в самых лучших детских учреждениях – является абсолютной гарантией возникновения у них в будущем психологических проблем и всяческих отклонений…

Третья – о том, что исключительно нормальное (и лучше узаконенное…) супружество является естественной формой существования и осуществления союзов мужчин и женщин, а также способом реализации того главного, чего мы все ищем, объединяясь в пары. Тихой гавани, в которой можно безбоязненно и беспоследственно расслабиться и отдохнуть, спрятавшись и укрывшись от надоевшего или даже напугавшего нас своими разборками, глупостями и сложностями мира…

Весьма любопытным является то, что кризис современной семьи оказался как бы даже не связан с пресловутыми изменениями социально-экономических отношений. А целиком и полностью явился прямым следствием повсеместного распространения так называемого постмодернизма, весьма критически относящегося к любым правилам, нормам и ценностям. Что породило принципиальную неопределенность и множественность вариантов моделей построения семейных укладов (причем всегда с двух сторон: мужа и жены) и , соответственно, резко снизило потенциальную совместимость супругов и возможную сохранность всей семьи в целом.

Именно постмодернизм, во-первых, попросту сломал принципы построения семейной жизни ещё совсем недавно четкие и однозначные (а кому легко в неопределенности?). Во-вторых, подменил серьёзность по поводу совсем недавно ещё «святых» (и даже сакральных) понятий (естественно, связанных с семьёй…) на очевидную и обидную иронию, приведшую к повсеместным и весьма несерьёзным «играм в семью». В-третьих, породил глобальную текучесть и изменяемость всего и вся в отношениях партнёров, что при которых другой, прежде единственный, стал вполне даже заменяемым (отчего любовь, главным смыслом которой всегда было утверждение личного своеобразия, начисто потеряла свой смысл). Ну, а в-четвёртых, поставил «во главу угла» универсальный гуманизм, каковой буквально потребовал возвышения роли «братьев наших меньших» до едва ли не партнёров, сделав таким образом, собак и кошек прекрасной заменой как супруга, так и ребёнка (семья из одного человека и одного животного нынче не нонсенс, а едва ли не норма…).

А в результате всего этого в сонме проблем современной семьи отчетливо выделились три «узла проклятий» (автор номинации – фантаст А. Бессонов)

Первый «узел» связан с тем, что проблема сохранения семьи оказалась как бы полностью завязана (продолжу аналогию…) не на внешние более или менее легко регулируемые факторы, а на внутренние, где разобраться просто и запросто ну никак не удается. В полном соответствии с известной притчей, в которой некий разводящийся с женой мужчина на упреки друзей по поводу того, что грех и глупость разводиться с такой красивой, умной, хозяйственной и добродетельной женщиной, вытянул вперед свою ногу и сказал: «Видите этот башмак? Он сделан из лучшей кожи, по лучшим лекалам и у лучшего мастера! Но знали бы вы, как он натирает мою несчастную ногу!»

Второй «узел» обусловлен тем, что в результате такой вот «внутренности» проблем семейных взаимоотношений, сами по себе члены семьи решить их оказались просто не в состоянии: совершенно не понятно, что нужно искать и что — менять. И потому вместо того, чтобы просто «починить свой семейный башмак», предпочитают его сначала как бы забрасывать, а потом и попросту выбрасывать, совершая всяческие бракоразводные процедуры. Которые, однако, чреваты последующими серьёзными заболеваниями (еще бы: 75 очков по шкале стресса; больше -100 очков» — только у безвременной потери другого партнера…), да и просто – хроническим «выпадением из жизни этак на год – полтора – два…

Ну, а третий «узел» как бы «задан», уж простите, несовершенством современной семейной психотерапии, к коей, по определению, и должны обращаться супруги или члены семьи за решением своих проблем. Дело в том, что несмотря на обилие направлений и течений этой самой СП, в большинстве случаев она предлагает довольно долгосрочное манипулирование внешними факторами жизнедеятельности семьи, в котором обязаны участвовать все без исключения её члены (или хотя бы ключевые фигуры: муж и жена…) В современных условиях сие сплошь и рядом оказывается просто невозможным, отчего семейное психотерапевтическое консультирование (обычно только лишь одного измученного проблемами супруга…), сплошь и рядом сводится к выдаче банальных рецептов и сентенций типа: «На вашем месте я бы…»

Если честно, то есть и четвёртый «Узел»: отсутствие общепринятой или более-менее адекватной модели функционирования семьи: с точки зрения факторов, определяющих её стабильность и счастливость, и факторов, её же нарушающих. Причем модели не описательной, а системной: то есть с выделением системообразующих и системоразрушающих факторов, которые можно было операционализировать до простых психотехнологий оптимизации семейных отношений. Потому что стандартные модели «любовь + совместимость (неизвестного, но явно бессмертного автора…) или «привязанность – порядок – баланс «давать и брать»» (Б. Хеллингера) оказались довольно-таки красивыми, но как-то не очень «рабочими»…

Хотя надо сказать, что в поиске главных системообразующих субъективных факторов, я, кстати, в начале обратился именно к теории привязанности Дж. Боулби. Согласно которой привязанность суть базовая потребность, сопровождающая человека буквально от колыбели (отправной точкой привязанности является контакт с мамой) и до могилы… При этом данная привязанность выступает этакой эффективной зависимостью, которая в отличие от патологических созависимостей поддерживает автономию и уверенность в семье. Является символом пресловутой безопасной гавани, ибо контакт с фигурой привязанности как бы олицетворяет (и активирует) внутренний механизм выживания (близость и контакт дают ощущения спокойствия и безопасности, а вот недоступность создаёт дистресс..) Проявляется во взаимной доступности и отзывчивости, включающей как физическое присутствие, так и эмоциональную вовлеченность. И потому совершенно не выносит любой сепарации (отделение от другого…), которая неизбежно порождает гневные протесты, «цепляние», апатию, депрессию, а в конечном счёте – отчуждение…

Однако в дальнейшем я понял, что этого мало. Потому что привязанность эта не вырастает сама по себе как некая первопричина, а растёт и развивается в семье как следствие неких условий, способствующих её «вызреванию» и сохранению. А именно способности отвечать за другого и быть ему, если и не преданным (слово-то какое-то не хорошее…), то, как минимум лояльным.

В результате родилась концепция комитмента (с английского языка это переводится как обязательство, вложение капитала, направление, вовлечение и т.д.): в данном случае взаимного желания супругов сохранять свой брак несмотря на препятствия, преграды, проблемы и вызовы. Состоит она из привязанности (ну, куда ж без неё…), ответственности друг за друга и взаимной лояльности (корректного и благонадежного отношения к партнёру). И, как показала практика, является надёжным гарантом как вступления в брак (покажи, а лучше докажи своему партнёру, что ты к нему действительно привязан; согласен взять на себя ответственность за совместную жизнь; гарантируешь, что будешь сохранять взаимную лояльность и благонадежность и перед тобой откроет своё сердце даже самый недоверчивый человек), так и сохранения его на долгие годы…

Ну, вот, собственно, и всё. Остальное узнаете на семинаре, который, напоминаю, состоится 3 — 4 июня сего года. В обязательном порядке, хотя и, увы, в первый и в последний раз. Так может вам всё-таки стоит его посетить? Чтобы уж точно состояться в своей семейной жизни, а не разменивать её на многолетние разборки не знамо чего. Потому как это будет куда проще и практичнее ссор. И намного дешевле развода…

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

ред. Е. Г. Силяева

М.: Издательский центр «Академия»,

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

глава I психология семейных отношений как раздел психологии 3

развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака 3

социально-психологическая модель семейных отношений 11

глава II супружеские отношения 23

формирование супружеской пары 23

факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 34

супружеские конфликты 43

развод как социально-психологический феномен 49

глава III взаимоотношения поколений в семье 56

основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений 56

родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие 73

семья и ребенок: возрастная динамика отношений 79

прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений 91

семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями 101

глава IV основы семейного психологического консультирования 108

методы социально-психологической диагностики проблем семьи 108

основы семейного консультирования 115

добрачное и предбрачное психологическое консультирование 134

консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми 140

консультирование в ситуации развода 156

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

В учебном пособии дается систематизированное представление о психологии семейных отношений как разделе науки, имеющем свои теоретико-методологические позиции, закономерности, понятийный аппарат, характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений.

В книге реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщен большой массив информации о ее жизнедеятельности. Рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей, и другие вопросы.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. В учебном пособии представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми.

Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье.

Читайте так же:  Психология женщина изменяющая мужу

Источники


  1. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.

  2. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.

  3. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.
  4. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.
  5. Р. Шарма Уроки семейной мудрости от монаха, который продал свой «феррари» / Р. Шарма. — М.: АСТ, 2017. — 731 c.
Ковалев психология семейных отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here