Концепции психологии отношений

Полное описание по теме: концепции психологии отношений с профессиональными комментариями и советами.

Современные психологические концепции.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины. Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизмвышел из психоанализа Фрейда. Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др. Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом. Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитическойпсихологией. Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества. Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное.

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты. Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены. Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже, который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды. Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

Психологические отношения

целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение–неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека. Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес». Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.

Читайте так же:  55 мужчина психология

В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Классификация типов отношений

Классификацию типов отношений людей в ходе взаимодействия мы представили следующим образом (Куницына, Панферов, 1992).

Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в «избирательной объективной направленности его психической активности» (Мясищев, 1960).

Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).

Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.

Социально-психологические отношения

различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Личные отношения

связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

Самоотношение

выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

При изучении межличностного контактного доверительного общения должны быть рассмотрены важные методологические проблемы: изучаем ли мы общение через отношения, или же отношения через общение.

В психологической литературе эти понятия могут и отождествляться. Приведем в качестве иллюстрации достаточно известное и уже подвергшееся критике в работах Я. Л. Коломинского суждение В. М. Соковнина:

«Общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (Соковнин, 1973, с. 79-80).

Однако в более ранней работе В. М. Соковнин справедливо отмечает: «. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (Соковнин, 1973, с. 91). Еще более определенно эту мысль выражает А. А. Леонтьев: «Общение есть актуализация отношений» (Леонтьев, 1974, с. 31).

Взаимоотношения, будучи более устойчивой характеристикой общающихся людей за значительный период времени, определяют характер, особенности, интенсивность отдельных контактов.

1. Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления либо подтверждения уже существующей дистанции.

2. Важнейшей функцией межличностного общения является формирование межличностных отношений. Общение есть не что иное, как актуализация человеческих отношений.

3. Установки и отношения являются близкими категориями, но в определенных аспектах различаются. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Социально -психологические отношения

1. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

2. Что общего и в чем отличие между категориями «установка», «отношение», «оценка», «интерес»?

3. Какие виды отношений вы можете выделить?

Проверьте, насколько вы склонны следовать социокультурным нормам общения, выполнив этот тест.

Тест «Важны ли для Baс приличия»

1. Друзья, проходя мимо, решили заглянуть к Вам. Их звонок раздается как раз в тот момент, когда Вы собираетесь обедать.

а) Вы тотчас же пригласите их к столу; б) Вы предложите им стакан воды; в) Вы, к сожалению, не сможете их принять, потому что у вас ужасно болит голова.

2. В школе Вы были:

а) хорошим учеником; 6) мечтателем; в) совершенно недисциплинированным.

3. На выборах Вы отдаете кому-либо свой голос в зависимости от:

а) деятельности партии; б) деятельности отдельного кандидата; в) выступлений и обещаний.

4. Какой стиль одежды Вы считаете наиболее подходящим для секретарши?

а) джинсы и блузка; б) костюм; в) брюки и джемпер.

5. Какая из этих трех поговорок кажется Вам наиболее верной?

а) всяк сверчок знай свой шесток; б) что было, то прошло и быльем поросло; в) привычка – вторая натура.

6. Что, по вашему мнению, наиболее важно в наши дни?

а) иметь хорошее образование; б) быть готовым к любым переменам; в) завести семью.

7. Как Вы относитесь к тому, что говорят окружающие?

а) Вам совершенно на это наплевать; б) к сожалению, приходится жить в обществе; в) Вы предпочитаете оставаться незамеченным.

8. Вы посещаете некоторые семейные праздники только ради соблюдения приличий:

а) довольно часто; б) редко; в) никогда.

9. Вас пригласили на свадьбу троюродного брата сына вашего родного кузена.

а) Вы посылаете телеграмму с поздравлениями; б) Вы искренне сожалеете, что заняты в этот день, и посылаете подарок; в) Вы покупаете себе платье или костюм для этого праздника.

10. Какую из этих трех профессий Вы бы предпочли: а) актер; б) пилот; в) футболист.

Читайте так же:  Особое отношение мужчины к женщине

11. Если бы у Вас была возможность отдохнуть так, как Вам хочется, Вы бы предпочли:

а) прекрасно снаряженную туристическую машину; б) маленькую уединенную дачу (виллу); в) две недели в год проводить в отличном доме отдыха или санатории.

12. Когда Вы приглашаете друзей на обед, что Вы делаете?

а) берете кулинарную книгу; б) у Вас есть несколько рецептов, которые Вы постоянно чередуете; в) Вы каждый раз стараетесь приготовить что-то совершенно новое.

[2]

Номера вопросов и «стоимость» выбора

а
б
в

Если Вы набрали более 20 очков (при максимуме 36 очков), это означает, что для Вас есть дела, которые можно делать, и немало таких поступков, которые совершать просто нельзя. Вы не из тех, кто может зайти в гости к кому-нибудь, просто проходя мимо и завидев в окне свет. К каждому визиту Вы тщательно готовитесь и никогда не пойдете в гости без приглашения, равно как и дадите понять о недопустимости этого случайному нежданному визитеру. Вы – твердый сторонник поведения, согласующегося с представлениями о приличиях и нормах человеческого общежития.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, это означает, что Вы не мятежник и полагаете, что в обществе нужен хотя бы минимум дисциплины, иначе жизнь превратится в кошмар.

Хотя Вы и не всегда следуете принятым нормам, но, прежде чем совершать несколько отклоняющиеся от правил поступки, взвешиваете все «за» и «против».

Если Вы набрали меньше 10 баллов, это означает, что Вы часто поступаете импульсивно, живете без четко продуманного плана, мало заботитесь о своей репутации и, как правило, не следуете правилам и приличиям.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – Л., 1960.

[1]

Каган М. С., ЭткиндА. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. – 1988. — № 4. — С. 25-34.

Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева. // Психологический журнал. – 1992. – № 3.

Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1973.

ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

Концепции отношений личности

В развитие отечественной психологии, и в частности, в психологию отношений значительный вклад внесли работы А.Ф.Лазурского. Как считает ряд исследователей, именно А.Ф.Лазурский одним из первых поставил проблему отношений личности (Б.Ф.Ломов, 1984), ввел понятие отношения (В.Н.Мясищев, В.А. Журавель, 1974, М.Г.Ярошевский, 1976, 1985), отношений личности (В.С.Мерлин, 1968).

Именно А.Ф.Лазурский помимо субъективной стороны психики (эндопсихики) выделил объективную сторону – внешнюю, доступную наблюдению, включающую актуальное взаимодействие со средой. Эта сторона была обозначена, как отношение личности к среде (экзопсихические проявления психики). Это чем-то похоже на идеи Г.Спенсера описанные в предыдущей части работы.

Как отмечают А.Ф.Лазурский и С.Л.Франк, содержание экзопсихических проявлений определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды», и «объекты» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и люди, и социальные группы, и духовные блага – наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения, со стороны личности [148].

В содержание отношения личности к среде А.Ф.Лазурский и С.Л.Франк отбирают только те реакции, в которых возникшее отношение сливается с основными чертами его личности, став в настоящем смысле слова частью его «я», то есть личностным отношением.

Как указывает Е.В.Левченко, анализ теоретических представлений А.Ф.Лазурского и С.Л.Франка, позволяет сделать вывод о том, что изучение отношений человека может быть связано:

● с возможностью различения степени интенсивности отношений;

● с рассмотрением многообразия объектов и форм осуществления отношения;

● с определением обилия оттенков отношения;

● с количеством объектов или сторон объекта, на которые распространятся возникшие отношения [148].

«Отношение представлено у Лазурского также как развивающееся, как осуществляющееся в прямых и обратных влияниях его потенциального (внутрисубъектного) состояния на актуальное (субъектно-объектное) развертывание психического при взаимодействии личности со средой» [148, с.143].

Значительный вклад в разработку психологии отношений внес М.Я.Басов. В его исследованиях отношение выступает сначала в значении связи внутри психики, а затем оно начинает играть роль основного методологического принципа отношения организма к среде. Особенность трактовки данного принципа – понимание отношения как взаимоотношения – соучастие его субъектной и объектной сторон в развертывании и организации деятельности.

Наиболее полно проблема психологии отношений личности, на наш взгляд, представлена В.Н.Мясищевым. Ученый также представляет динамическую структуру психики как взаимодействие двух составляющих ее сил. Первая сила – внутренний склад человеческой души, потенциальные способности, склонности, психические процессы; она близка прирожденным склонностям, но не сводима к ним. Вторая (наиболее важная для нашего исследования) – мир отношений субъекта, область отношений человека.

Понятие отношение В.Н.Мясищевым рассматривается:

● как связь субъекта с объектом;

● как интегральная позиция субъекта;

● как предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений;

● как одна из категорий психологии, наряду с процессами, состояниями и свойствами личности;

● как обозначающее конкретную проблематику, раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, тенденций, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений.

Формами отношений личности выступают: интересы, социальные установки, взгляды, убеждения, оценки, вкусы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности.

Характеристиками отношений выступают:

● степень устойчивости и избирательности;

● структура отношений к действительности, связанная с уровнем развития личности;

● направление развития, зависящее от влияния окружающей среды – направленность личности.

Характеристики отношений, одновременно выступают и характеристиками личности. В этом плане личность представляет собой систему отношений. В тоже время личность понимается как субъект отношения к действительности. Развитие отношений в онтогенезе представляет собой переход от недиффиренцированных отношений на ранних стадиях к двустороннему, двухполюсному эмоциональному отношению и к возникновению на этой основе более сложных видов отношений, в том числе относительно самостоятельных образований – интересов, оценок, убеждений. В едином предметном отношении В.Н.Мясищев выделяет эмоциональную и конативную сторону (следуя аффектино-потребностной трактовке отношения у А.Ф.Лазурского и С.Л.Франка).

Читайте так же:  Парень ревнует до одури

Как отмечает Е.В.Левченко (2003), фундаментальность идеи отношения определяется двумя моментами. Во-первых, отношение есть то, что все связывает, объединяет; то, что из двух автономных, изолированных сторон делает одно, единое; то, что является основанием для выделения из действительности все новых и новых целостных объектов. Во-вторых, идея отношения богата пространством своих значений и смыслов, позволяющих не только описывать разные стороны действительности, но и интегрировать в целостном тексте описание этих разрозненных сторон [148].

Подводя итог сказанному, отметим, что отечественные ученые внесли существенный вклад в разработку и развитие «психологии отношений». Категория «отношение» выступает как субъективная связь человека с природным, предметным и социальным миром, а также с самим собой. В психологической науке она является одной из ведущих наряду с такими как деятельность, общение, сознание, личность.

В следующей части книги рассмотрим проблему отношений человека к человеку в метафизическом плане, то есть так как она представлена в философской мысли.

Теория отношений личности В.Н. Мясищева

Теория отношений личности В.Н. Мясищева. В отечественной литературе эта теория была первой попыткой подойти к изучению личности на уровне конкретного психологического механизма ее взаимодействия с миром. Теория отношений личности В.Н. Мясищева сравнительно проста, доступна, понятна, что способствовало ее популярности у практикующих врачей и психологов. Заслуга В.Н. Мясищева в том, что он отказался от биологизации личности, сместив акцент с темперамента и характера на смысловую сферу и социальные аспекты жизни и деятельности человека.

Стержнем теории В.Н. Мясищева является обращение психологии к реальной социальной жизни человека, что требовало выделить новый предмет анализа — конкретную личность, и новую единицу анализа — отношение личности к действительности. Отношение по В.Н. Мясищеву есть избирательная осознанная связь человека со значимым для него объектом, основанная на индивидуальном опыте.

Основными характеристиками отношений являются конкретная предметная направленность, потенциальность, целостность, избирательность, осознанность. В.Н. Мясищев рассматривал отношение как объективную, реально существующую связь между человеком и предметами объективной действительности и одновременно как субъективную реальность, принадлежащую субъекту и получающую отражение в его сознании. Он отмечал: «Целостная структура отношений личности характеризуется их фактической субординацией в зависимости от наибольшего или наименьшего развития и роли тех или других из них в системе отношений личности».

Большинство характеристик сближает понятие «отношение» с понятием «смысл». Согласно концепции смысловой регуляции жизненной деятельности, являющейся развитием деятельностного подхода А.Н. Леонтьева к изучению личности, смысл есть характеристика места и роли тех или иных объектов и явлений в жизни субъекта. Смысловая структура личности включает отношения личности как одну из разновидностей этих структур, т.е. можно говорить о смысловой природе отношений личности в понимании В.Н. Мясищева. Однако категория отношений была все же описательной, констатирующей.

Для наиболее полного понимания механизма функционирования отношений личности необходимо рассмотреть два других родственных понятия: 1) установку (Узнадзе) и 2) антипод как фиксированную социальную установку в традициях американской социально-психологической школы.

Развитие отношений личности базируется на фиксированной установке — состоянии латентного порядка, которое длительно может оставаться инактивным. Индивид может иметь неограниченное количество фиксированных установок. Фиксированная установка не имеет непосредственного выхода в деятельность. Тенденцию действия она приобретает и реализует в поведении, в основе которого лежит установка, возникшая на почве актуальной потребности в данной ситуации. Фиксированная установка, таким образом, есть латентная готовность к определенным поведенческим реакциям в конкретных ситуациях. В ней отражен тот отрезок объективной действительности, на основе которого она сама создавалась и была зафиксирована (Чхартишвили).

Вопрос о взаимосвязи понятий «отношение» и «установка» решается в разных школах по-разному. В.Н. Мясищев основное различие между ними видит в осознанном характере отношения. В одних психологических концепциях понятия установки и отношения сосуществуют, характеризуя различные психологические структуры, в других — это две стороны одного явления, а именно социальной установки.

В школе Узнадзе социальная установка объединяет в себе все то, что понимается под понятием неосознанной установки и осознанного отношения. Понимание антиподов как фиксированных социальных установок в дальнейшем поможет разобраться во взаимоотношениях врача и больного, больного с другими больными, так как личностные структуры (конструкты по Келли), в которых фиксируется смысловой опыт субъекта, имеют принципиально одно и то же строение, вне зависимости от того, какую часть социальной жизни (профессиональной, бытовой и т.д.) они отражают.

Таким образом, оценивая теорию отношений, Н.И. Мельченко говорит о целостном психологическом механизме, который с содержательной стороны описывается понятием отношения, с динамической — фиксированной установки, роли в человеческой жизни — смысловой регуляции.

Психология взаимоотношений: пять ключей понимания

Любой успех базируется на эффективном взаимодействии с другими людьми. Умение налаживать отношения нужны и в быту, когда общаешься с близкими, и при случайных контактах на улице, и, конечно же, в деловом мире.

Чтобы отношения с другими людьми были эффективными, вовсе не обязательно быть психологом. Практическая психология взаимоотношений проявляется в любом общении. Человек всегда интуитивно использует какие-то правила и законы, осознает он это или.

Но все же можно улучшить свои взаимоотношения и сделать их более эффективными, если сознательно применять определенные техники.

Психология
взаимоотношений

Психологии отношений затрагивает очень много различных вопросов: круг общения, эмоциональный фон, эффективность общения, влияние на другого и т.д. Все эти темы актуальны для каждого человека. Они помогают всем, независимо от пола и возраста, разобраться в себе и сделать свою жизнь более счастливой и успешной.

Ведь каждый человек является частью мира, большого сообщества людей. Он должен уметь эффективно строить свои отношения с ними и с миром. А все отношения проявляются в общении.

Чтобы отношения с другими были более эффективными, надо понимать этих людей. Когда человек способен понять другого, он начинает к нему относиться более толерантно и уважительно. А уважение всегда рождает ответное уважение. Точно также, как стремление понять другого порождает у него желание понять тебя.

Читайте так же:  Ревную бывшего мужа

Понимание – важный принцип психологии взаимоотношений. Потому что понимание рождает со-переживание и гармонию, когда общение одинаково комфортно для обеих сторон. Когда есть такая гармония, отношения ценны для каждой стороны, и каждый заинтересован в их сохранении.

Пять ключей
понимания

Понимать других людей – значит, научиться принимать их такими, как они есть. Это не означает, что вы одобряете любое поведение и позволяете в отношение к вам разные выходки. Надо просто понять, что другой человек отличен от вас. Вы можете не соглашаться с его мнением, поведением, но вы должны уважать его ценности. И вот тогда вы можете создать прекрасные отношения.

Но чтобы действительно научиться понимать другого человека, нужно освоить пять важных принципов, пять ключей понимания.

Ключ 1 . Признай потенциал другого

Каждый человек от рождения получает набор качеств, которые помогают ему исполнить свое предназначение, ту миссию, для чего он пришел на Землю. Каждый человек от рождения имеет некий потенциал. Часто он даже не осознает своего потенциала, т.к. в детстве ему не помогли раскрыть себя. Но если вы будете подходить к человеку, изначально признавая, что он способен на лучшее, то все лучшие качества в нем проявятся. Это великое искусство – изначально видеть в человеке великое. Ваша вера и поддержка поможет другим людям стать лучше, раскрыть свои таланты и изменить жизнь.

Ключ 2 . Слушай, чтобы слышать

Как будто люди много общаются, но как-то односторонне. Жванецкий об этом сказал очень точно: Он пришел, попросил войти в его положение – я вошел, а он уже ушел. Многим людям важнее вывалить то, что “накипело на душе”. Других людей они не слушают и не слышат. Разве можно понять кого-то, если не слышать, о чем он говорит? Когда человек действительно слушает и старается понять, то снимаются все барьеры, люди действительно встречаются друг с другом.

Ключ 3 . Не оценивай, а пойми

Если человек кого-то оценивает ниже себя, то он уже ему не интересен. И с ним он уже не хочет строить никаких серьезных отношений. Люди привыкли прежде всего незнакомого человека оценить. Так сложилось исторически. И поэтому учат, что первое впечатление, что сложилось в первые 30 сек, очень трудно изменить. Но почему человеку на “том конце” не позволить себе понять вас? Не просто поговорить о погоде, а понять, что значат “эти слова” для вас, какие у вас убеждения, какие чувства вызывает ваше общение. Именно такое отношение позволяет приоткрыть в человеке то, что ускользает при первом взгляде.

Ключ 4 . Будь честен и открыт

Всегда надо стремиться жить без масок и быть честным перед собой и перед миром. Зачем притворяться кем-то, если вы не такой. Зачем показывать то, что вам не свойственно. Нет смысла говорить, что любишь, если настроен враждебно. Нет смысла молчать, если тебя раздражает. Подлинные чувства придают смысл отношениям. Слушайте себя и будьте открыты как к себе, так и к своему собеседнику. Качество отношений зависит от того, какие мы есть на самом деле, а не от того, какие мы носим маски.

Ключ 5 . Помоги стать лучше

Не только самому надо вести себя открыто, но и создавать такую атмосферу, в которой другой человек может открыто выражать себя и свои чувства. Это поможет ему глубже понимать себя и развивать свои лучшие стороны. Каждый человек может помочь другому стать лучше, осознать свои намерения и цели. Ваше общение может вселить в человека силу и уверенность, может дать ему заряд энергии и воодушевление, чтобы поменять свою жизнь.

Цените
хорошие отношения

Что может быть выше и ценнее хороших отношений? Цените каждого человека, который находится рядом с вами. Благодарите людей за их поддержку и дружбу. И сами будьте настоящим другом. Любите людей и будьте открыты, не зависимо от того, отвечают ли вам взаимностью. Делайте сами первый шаг навстречу. Улучшением взаимоотношений начинается с изменения вашего отношения к людям, с развития в себе необходимых качеств, со стремлениям понять других. И тогда любых отношения будут приносить вам огромное удовлетворение и радость.

Психологическая теория отношений

Одной их крупных теорий отечественной психологии является теория отношений, истоки которой прослеживаются еще со времен Античности. Основные этапы разработки теории отношений в отечественной психологии можно увидеть в психологических концепциях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. Идея отношения является фундаментальной научной идеей. Ее значение для психологического познания состоит в том, что в целостном объекте изучения объединяются как минимум две соотносящиеся стороны, описание которых невозможно вне их связи друг с другом.

При создании своих концепций, где в качестве одной из центральных была категория отношения, Н.Л. Грот, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев опирались на идею отношения организма к среде Г. Спенсера. Н.Я. Грот (1852 – 1899) впервые преобразовал эту идею Спенсера в исходный методологический принцип, среди возможных направлений развития которого он отдал предпочтение трактовке отношения как психического взаимодействия организма со средой.

В.М. Бехтерев употребляет понятие «отношение» на всех этапах научного творчества, в итоге дополнив идею Спенсера определением «активности» и показав, что помимо приспособления существует другая сторона связи организма со средой, состоящая в возможности изменения внешних условий в соответствии с внутренними. Отношение выступает как развивающееся в филогенезе и в онтогенезе. Аппаратом отношения Бехтерев считал нервную систему, а его главным руководящим фактором у человека — личность, т.е. высший уровень развития психического. На уровне личности отношение становится индивидуальным, целесообразно-активным и самодеятельным.

Ряд исследователей указывают, что именно А.Ф. Лазурскийпервым в отечественной психологии поставил проблему отношений личности. В его совместной статье с С.Л. Франком «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» понятие «отношение» наделяется конкретно-психологическим, эмоционально-потребностным наполнением, выражающим себя в склонностях, потребностях, интересах, формах типичных реакций личности. Авторы предлагают классификацию отношений в зависимости от категорий объектов среды (отношение к вещам, отношение к природе и животным, общее отношение к отдельным людям, общее отношение к социальной группе, отношение к государству, отношение к труду, отношение к нравственности и т.д. – всего 15 видов).

Читайте так же:  Психология мужчин бросивших детей

Ученые вводят в своей «Программе» понятия эндо– и экзопсихики. Лазурский использует эти понятия и в дальнейшей своей работе, понимая под эндопсихикой внутренние взаимосвязи психических элементов и функций, а содержание экзопсихики определяя отношением личности к внешним объектам, к среде, к природе, материальным вещам, другим людям, социальным группам, духовным благам — науке, искусству, религии, и к душевной жизни самого человека 1 . К характеристикам экзопсихики, меняющимся в зависимости от психического уровня, Лазурский отнес сознательность, идейность, богатство проявлений, координацию психических элементов и показал, что развитие эндопсихики обусловлено ее взаимодействием с окружающей средой. Однако активностью и ролью субъекта этого взаимодействия, центра, ядра психики Лазурский наделил не экзо-, а эндопсихику. Идея отношений личности к среде не стала у Лазурского предметом специальной дальнейшей разработки, а осталась подчиненной цели исследования эндопсихики.

Ближайший ученик А.Ф. Лазурского Михаил Яковлевич Басов(1892 – 1931) продолжает исследовать систему «организм — среда», представив ее как развивающуюся. Басов выделяет в этой целостной системе три подсистемы: организм, среду и деятельность. Исследователь рассматривает сложные отношения между этими подсистемами, работает над созданием языка описания этих сложных отношений, вводя новые понятия и показывая взаимопревращения соответствующих им явлений. Следуя логике психологического анализа системы «организм — среда», он приходит к трактовке ее основного отношения как деятельности. Ответственность за осуществление и структурирование деятельности он возлагает не столько на организм, сколько на среду, которая задает цели деятельности. Басов вводит понятие жизненно значимых, средовых отношений и делает шаг к конкретно-психологическому наполнению понятия «отношение».

Другой ученик А.Ф. Лазурского, Владимир Николаевич Мясищев(1893 – 1973), начиная с 1930 г. создает ядро психологии отношений. Он объединяет понимание отношения, имеющего эмоционально-потребностную природу, намеченное Лазурским и Франком, с принципом отношения организма к среде в объективной психологии Бехтерева. Таким образов, он выделяет внешнюю и внутреннюю стороны отношения. Внешняя сторона именуется как реакция, внутренняя сторона — как сущность отношения, собственно отношение. В задачи объективной экспериментальной психологии Мясищев вводит изучение и самой внутренней, субъективной стороны отношений. Внутренняя сторона отношения рассматривается им через сопряжение с деятельностью вегетативной нервной системы. Ученый характеризует отношение избирательностью, сближает его с установкой. В связи с изучением отношений к социуму он говорит также о форме, степени и направлении отношений.

Заслугой Мясищева является введение принципа целостности в психологию отношений, согласно которому отношение может быть обусловлено эндогенно и экзогенно и должно рассматриваться во всей совокупности взаимодействующих сторон и влияющих факторов. Принцип целостности Мясишев дополняет принципом развития (генетизма), или структурно-генетического понимания. Данная логика изучения отношения приводит к тому, что единицей анализа становится личность, организованная по внутренним структурным законам целого, определяемая Мясищевым в работе 1930 г. как «динамический, множественно обусловленный постоянно развивающийся процесс, в котором каждый данный момент уходит корнями в прошлое». Немного позднее ученый определил личность уже как систему отношений, введя в трактовку личности признак сознательности: «Сознательная личность, общественный индивид представляет собой, прежде всего, сложную динамическую систему отношений, обусловленную всей историей общественного развития человека». Таким образом, психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности.

Мясищев наметил многозначность понятия «отношение», которое имело по крайней мере пять авторских смыслов. Отношение рассматривается:

1) как связь субъекта и объекта, т.е. в соответствии с принципом отношения организма к среде;

2) как интегральная «позиция» субъекта;

3) как предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений;

4) как целостные свойства личности;

5) как обозначающее конкретную проблематику или специальный раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений, т.е. личностных смыслов.

На заключительном этапе научной деятельности Мясищев выделяет аффективный, когнитивный и конативный компоненты отношения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Конативную (волевую) тенденцию индивида к овладению объектом представляют потребности. В основе связи (отношения) между субъектом, испытывающим потребность, и объектом потребности лежит определенная функциональная нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении к объекту и в активной устремленности к овладению им. Мясищев был одним из первых ученых, кто пытался использовать понятие «отношение» в связи с изучением поведения. Отношение представляется как регулятор общей динамики избирательного поведения, противостояния «силам поля». Трактовка отношений имеет у Мясищева и выраженный признак энергетизма: «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

[3]

Источники


  1. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.

  2. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. — Москва: Мир, 2007. — 544 c.

  3. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
  4. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
  5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Концепции психологии отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here