Исследование современных отношений в современной психологии

Полное описание по теме: исследование современных отношений в современной психологии с профессиональными комментариями и советами.

Современные исследования семейно-брачных отношений

В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.

Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип – синергетинеский – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии

Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концепту­альных моделей межличностных отношений, свидетельствуют об актуальности осмысления психологии семейных отношений.

Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. Отсюда вытекает закономерный вопрос о преодолении нашей отдельности в современном мире. Э. Фромм вопрошает: «Как нам приобрести союз с самими собою, с на­шими собратьями людьми, с природой?»*

* Цит. по: Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск, 1998. С. 104.

В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни.

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее серд­цевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отно­шений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определя­ется тем, к каким человеческим отношениям человек стремит­ся, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, со­ставляет ядро подлинной психологии».

Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и со­временные уровни сознания, и индивидуальные и коллектив­ные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Понятие семейных отношений как состояние принадлеж­ности индивида некоторому надиндивидуальному семейному целому охватывает субъективное время, личностную жизнедея­тельность, национальную культуру и традиции. Однако разрабо­танного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось, потому что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемер­но выживались из этого процесса, а «супружеские узы» и в це­лом семейные отношения как психологические феномены по­стоянно ускользали от четкого определения.

Комплексное знание базируется на онтологическом допу­щении, согласно которому объект анализа отличается многовекторностью и разнообразием. «Разум приближается к истине как многоугольник к кругу, чем больше число сторон много­угольника, тем более он приближается к кругу. » (Николай Кузанский, XV в., Германия). Последнее определяет основные под­ходы, в рамках которых выполняется методологический поиск в данной работе.

В содержательном плане методология направлена на разре­шение дилеммы, обозначенной Л. А. Петровской: «. довольство­ваться строгими, но ограниченными данными, опускающими гамму в высшей степени интересных для исследователя аспектов, либо, несколько потеряв в строгости, выиграть в полноте охвата исследуемого явления»*.

* Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологи­ческий тренинг. М.,1989. С. 94

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого ис­следователями кризиса современной семьи и назревшими в свя­зи с этим психотерапевтическими задачами, — психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эври­стических целей научного поиска в ситуации власти информа­ционных технологий, кризиса общественных систем.

Читайте так же:  Как заставить парня ревновать и бояться потерять

На всей территории России эта ситуация обозначена осо­бенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепогло­щающим и пока труднопреодолимым. Проиллюстрируем это выборочным путем, используя в осведомительном плане неко­торые статистические данные.

Здоровье.В мае 1992 г. на заседании Минздрава и Минобра­зования России были названы цифры: 14% детей здоровы, 50% детей имеют отклонения в здоро­вье, 35% — хронически больны.

В государственном докладе о здоровье населения РФ в 1993 г. названо 284,7 тыс. детей-инвалидов, состоящих на учете в учреж­дениях социальной защиты (увеличение но сравнению с 1986 г. в 3 раза). За последние 10 лет в Ростовской области количество де­тей-инвалидов увеличилось в 4 раза.

На каждое рождение в Ростовской области приходится 2,5 аборта, при этом в 2 раза возросло число абортов у первобеременных. Женское бесплодие составляет 15—20%. 25% новорож­денных детей имеют патологии.

[2]

В целом по Ростовской области около 30% родов проходят без патологии (в цивилизованных странах около 60%). В Норвегии и Швейцарии на 100 тыс. новорожденных умирают 5—7, у нас в стране — 36 детей.

В Ростовской области 10% абортов приходится на девушек в возрасте 15—19 лет. Там же отмечается рост венерических заболе­ваний на 70% в год. В Чертковском районе 34% новорожденных погибли от родовых травм, у 70% недавно родивших матерей нет молока.

Число абортов в Москве снизилось (. ) с 93 121 в 1996 г. до 85 342 в 1997 г. (в том числе среди девочек до 14 лет — с 71 до 60 случаев). И все же количество абортов значительно (в 1,2 раза) превышает число родов.

По статистике, в России 0,1% девушек делает аборт до 15 лет, а в возрасте 15—19 лет — 10,9%.

Материальное благополучие семей. СССР перед распадом по уровню благополучия занимал 39-е место из 131 страны — члена ООН. Думается, что в настоящее время (2000 г.) ситуация не изменилась к лучшему.

К 2000 году в стране насчитывается 42 млн. семей, среди которых 4% составляют многодетные. 98% многодетных семей в настоящий момент находятся за чертой бедности.

Например, в 1998 г. в Волгодонске число малообеспечен­ных семей выросло на 53%, число семей, где имеются дети — социальные сироты, увеличилось на 60%.

В Ростовской области, по данным 1998 г., около 30% семей относятся к малоимущим, из них 4% семей воспитывают детей-инвалидов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10192 — | 7222 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общение в современных психологических исследованиях

Социальная Психология.doc

Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств- простотой и наглядностью, возможностью быстрой кван-тификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.

Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследовании был дан К. Черри в 1957 г.

— методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это – самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном – проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;

— методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;

— диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности»(СРІ) и методику Т.Лири. К сожалению, «. остается неясным, как соотносить разные уровни между собой. « [55,с.190], – это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;

— методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.

Глава 2. Современные социально- психологические исследования в области психологии общения.

2.1 Межличностные отношения в дошкольном возрасте в современных социально-психологических исследованиях.

«В отечественной психологии психическое и личностное развитие ребенка принято рассматривать как результат присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. При этом основное внимание уделяется прежде всего познавательному развитию, развитию мотивационно-потребностной сферы и коммуникативных навыков. И если изучению этих аспектов становящейся детской психики посвящено большое число работ, то специфика социального взаимодействия дошкольников остается раскрытой недостаточно полно: не изучено своеобразие системы требований, предъявляемых ребенку со стороны взрослого; не описаны типичные ситуации социального взаимодействия дошкольников; в недостаточной мере раскрыта позиция ребенка в системе социальных отношений.

Любая деятельность человека протекает в определенном социальном окружении при взаимодействии с другими людьми. Это может быть семья, детский сад, школа, работа. Насколько межличностные отношения, существующие между людьми, влияют на характер их мотивационных состояний? Какие особенности этих

отношений оказывают наибольшее влияние на мотивацию? Сказываются ли индивидуальные особенности взаимодействующих людей на особенности протекания различных мотивационных состояний? Вот вопросы, на которые мы хотим дать ответы в данном сообщении.» ( В.И. Чирков. «Вопросы психологии» 1997 — № 3)

В данной статье приводятся основные вопросы по пункту Межличностных отношений в дошкольном возрасте. И я не уверена что на такие вопросы вот так сразу можно дать ответы. Ведь, проведено ещё не достаточно исследований на данную тему, а если и проведены то не все они считаются утверждёнными. В дошкольном возрасте ребёнок тянется к общению с другими детьми и не всегда это может оказаться сверстник. Возможно ему больше нравится общаться с ребятами старше его самого…но не всем старшим детям нравится возиться с «мелкотой», а некоторые возятся и гордятся тем что могут чему-то научить маленького друга. Вот так можно охарактеризовать межличностные отношения в дошкольном возрасте в целом.

Читайте так же:  Мужчина часто говорит что любит психология

«В школе, например, если для учителя характерен контролирующий стиль, то, скорее всего, это вызовет у учеников падение внутреннего интереса к учебе со всеми вытекающими последствиями. Учитель же, ориентированный на поддержание автономности у детей, будет усиливать их внутреннюю мотивацию, самоуважение и тенденцию к компетентности.

В дальнейшем при анализе социальной ситуации развития психологи стали выделять ведущую деятельность, которая задает и поддерживает в своих рамках основное отношение между ребенком и социумом. В дошкольном возрасте в качестве ее выступает игровая деятельность [13]. Следует отметить, что, хотя понятие социальной ситуации развития предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с социальным окружением, внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на тех психических и личностных приобретениях, которые получал конкретный ребенок. Другими словами, на этом этапе разработки данной проблематики в первую очередь стали рассматриваться конкретные завоевания ребенка в сфере познавательной и эмоционально-личностной активности, а также особенности освоения собственно игровой деятельности (умение ребенка взять на

себя роль, договориться о распределении ролей, придумать интересный игровой сюжет и т. д.).

Данная статья была взята из книги Антонова Т.В. «Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста», а так же из научного журнала «Вопросы психологии» из чего хочется сказать что , данные научные исследования в некотором роде противоречат себе. А именно, что не все дети могут адекватно смотреть на мир. Конечно это может зависить от родителей и от воспитателя в детском саду, ведь всё самое познавательное ребёнок берёт там. Как уже доказано, ребёнок охотней играет с детьми ближе ему по возрасту, иначе со старшим ему будет не то что не интересно играть а не понятно, так же как и старшему, ведь младшему надо всё объяснять, а этого иногда не особо и хочется.

Не смотря на то что познавательный интерес ребёнка слишком велик, его нужно ограничивать, правда в разумных пределах, и не допускать его любопытства к опасным предметам или заранее ему объяснить что предмет опасен. Поэтому зочу сказать что Межличностные исследования детей в дошкольном возрасте, сугубо ограничиваются в плане изучения детей. Как я считаю, для изучения хватит наблюдения и разговора с родителями которые воспитывают этого ребёнка , а сам ребёнок должен содержаться среди своих сверстников, дабы не чувствовать себя ограниченным в последствии.

«Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.»

По моему я считаю, что это хорошо когда ребёнок наделяет изображённых или описываемых персонажей собственными чувствами и мыслями. Таким образом он не только переносит своё Я, но также развивает свою фантазию, способ неординарного мышления. Видеть то, что другим не под силу, а также это хорошо помогает в играх со сверстниками, а именно при наличии хорошей фантазии игру можно сделать интересней.

Но не все дети могут похвастаться фантазией, и зачастую как это бывает они начинают травить тех кто по их мнению отличается. Ещё в дошкольном возрасте это не приемлемо и нужно пресикать такие попытки детей, объясняя им что каждый хорошь в чём то другом, а также наладить отношения с детьми. Естественно за общением в таких случаях стоит понаблюдать.

Исследование современных отношений в современной психологии

Тенденции развития современной психологии: программа актуальных проблем теории и практики

Кандидат психологических наук, доцент Ананьева Наталия Анатольевна

Первый Профессиональный Университет, НОУ ВПО Институт психологии, Москва, Россия

Динамичность науки ведет к тому, что необходимо постоянно соотноситься с актуальными проблемами теории и практики современной психологии. Значимо формирование ориентировочной функции относительно возникших в последнее время тенденций по развитию теоретической и прикладной психологии. Для решения сложных задач, имеющих место в деятельности психолога, необходимо учитывать нововведения теории и практики. Все это составило основные положения программы, предлагаемой студентам Вуза психологического профиля.

1. Критерии отбора актуальных проблем теоретической и прикладной психологии

Тенденция к инновациям и модернизациям. Тенденции в социальной политике. Тенденции последнего времени по отбору актуальных проблем в психологии.

XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы.

Понятие «актуальность». Критерии актуальности. Актуальность как имеющаяся необходимость, потребность, продиктованная духом настоящего времени. Современность и своевременность. Описание социокультурной ситуации. Понятие «запрос». Запрос общества, социума, группы. Современные условия настоящего времени, создающие запрос со стороны социума. Запрос на решение ряда психологических проблем. Социальные изменения (трансформации), определяющие потребность в проведении исследований. Обоснование актуальности проводимого исследования. Перспективные направления исследований с учетом требований настоящего времени. Потребность в переструктурировании имеющейся в психологии информации с учетом последних научных достижений. Новые открытия и достижения в психологии.

Читайте так же:  Совместимость знаков козерог женщина и рыба мужчина

Понятие «проблема». Признаки научной проблемы. Формулировка проблемы. Проблема – круг, область, пространство. Проблема, ее границы и возможности расширения границ. Ряд частных задач, входящих в область проблемы. Постановка вопросов. Проблема как ряд неясных моментов и нерешенных вопросов. Проблемная ситуация и проблемная задача. Проблема как противоречие, нуждающееся в разрешении. Проблема как отсутствие методов, способов и приемов ее решения; невозможность решения новой проблемы старыми методами. Разработка методологических принципов. Уровни сложности проблемы. Применение нового подхода к решению проблемы. Введение нового понятия (термина) в категориальный аппарат. Создание нового научного направления. Научная школа и ее методологические позиции.

Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии. Рассмотрение их с позиции современности и с учетом последних научных достижений. Материалы новых данных (конференций, симпозиумов, конгрессов) как критерий актуальности ряда выдвигаемых психологических проблем. Стратегии современного развития психологии.

2.

Структура современной психологии

Тенденции в структурировании современной психологии.

Базовые понятия психологии. Категории психологии. Принципы психологии. Психические процессы, состояния и образования личности. Проблема классификации психических явлений. Высшие психические функции. Закономерности и механизмы психических явлений. Факторы, влияющие на психические процессы.

Теории зарубежной и отечественной психологии. Подходы и направления психологии. Психологические школы. Модели в психологии (моделирование). Системный анализ. Комплексный подход.

Разделы и отрасли психологии. Основа психологии (базис, фундамент) и расширение границ современной психологии («надстройка», «пристройка», «этажи», «ветви» и «ответвления»).

Теоретическое и эмпирическое: их взаимосвязь. Психология как теоретическая научная дисциплина и прикладная отрасль знаний. Поле теоретических проблем психологии. Прикладные функции психологии: обеспечение, обслуживание и др.

Современное состояние психологии. Традиции и современность. Модернизм и постмодернизм. Типология и феноменология. Границы и условность границ. Современные тенденции в развитии психологии. Психологическое пространство.

3. Особенности «поля» конструирования современной информации в теоретической и прикладной психологии

Тенденции информационного развития психологии (информациология). Конвергентные и дивергентные тенденции в психологии. Основные тенденции: направление на сближение, направление на разделение.

Некоторые особенности и проблемы конструирования информации в психологии. Направление на глобализацию и направление на выделение («отпочкование») ряда дисциплин, отраслей. Просмотр их с позиции целесообразности.

Конвергентные тенденции. Направление на сближение: Междисциплинарный подход. Интеграция. Глобализация. Создание целостной концепции. Комплексное исследование. Трудности и препятствия при реализации данного направления: Проблема методов интеграции информации. Отсутствие целостной концепции. Проблема поиска «связующего звена» или «системообразующего фактора». Проблема механизмов, обеспечивающих возможное и требуемое «соединение». Синтез. Перспективы своеобразного «симбиоза». Перспективы создания «третьей» науки за счет соединения «двух».

Дивергентные тенденции. Направление на разделение: Накопление информации внутри отдельных проблем, обоснование собственного предмета, границ и методов, тезауруса. Потребность в выделении. Обоснование статуса. Мощность потенциала как критерий на самостоятельность. Причины возникновения отдельных отраслей психологии, разделов психологии, теоретических подходов и направлений, отдельных учений (психологических).

Современные «выступающие» дисциплины. Девиантология как учение об отклонениях различного типа. Конфликтология как учение о конфликтах, их природе, динамике и причинах. Контактология как учение о контакте, стадиях его установления. Накопление энциклопедических знаний в русле отдельных дисциплин: Энциклопедия общения. Выделение отдельных «антропологических ветвей»: педагогическая антропология, психологическая антропология, экономическая антропология, политическая антропология, юридическая антропология, социальная антропология, культурологическая антропология, физическая антропология, этническая антропология, философская антропология.

4. Потребность в решении антропологических проблем последнего времени

Тенденция к антропологизации исследований психологического познания.

[1]

Понятие «фактор». Процедура «сложения факторов», процедура «разведения факторов», процедура «выделения ведущего фактора». Понятие «антропологический фактор». Функции: задающая, мотивационная, стимулирующая, динамическая, определяющая, направляющая, объяснительная.

Обоснование актуальности антропологической тематики и усиления роли антропологического фактора. «Антропологический вызов времени». «Антропологический поворот» в системе социальных и гуманитарных наук. Антропологический фактор как интегрирующее звено многих процессов. Антропологический фактор – системообразующий.

Причины запроса на антропологическую тематику. Расширение границ каждой отдельной научной дисциплины и появление «антропологических рубрик»: педагогическая антропология, психологическая антропология, экономическая антропология, политическая антропология, юридическая антропология, социальная антропология и др.

Потребность в антропологических исследованиях на современном этапе. Перспективные направления антропологических исследований: изучение представлений и индивидуальных пониманий самих граждан; выяснение ожиданий людей; установление требований, поступающих из вне; установление готовности граждан принять «предлагаемое». Соотнесение представлений с динамическими потенциалами личности. Проблема методов и средств воздействия. Проблема воздействий в психолого-антропологическом аспекте. Проблема приемлемости воздействий. Антропологическая многогранность. Многомерный человек. Типологическое и феноменологической в человеке. Резервы человеческой психики. Психологические особенности системы – «человек». Комплексные исследования, направленные на человека.

5. Некоторые социально-психологические проблемы современности

Тенденции накопления и появления ряда вновь возникших современных проблем в психологии.

Перечень актуальных проблем: Проблема девиаций и делинквентного поведения. Проблема аддикций и аддиктивного поведения. Проблема рискованных моделей поведения, деструктивного поведения и деструкций личности. Проблема терроризма и экстремизма. Проблема психологической безопасности, защищенности, ресурсов сопротивления и противостояния. Проблема социальной напряженности и социальной конфликтогенности. Проблема толерантности. Проблема религиозного и духовно-нравственного содержания личности. Проблема психологии семьи. Проблема работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Проблема фрустрации, потери смысла жизни и акмеологических достижений. Проблема отчуждения и социальной интегрированности. Проблема психического здоровья. Проблема трудных жизненных ситуаций. Проблема информатизации и технологизации.

Тенденции развития общей психологии. Тенденции развития психологии социальности. Тенденции развития психологии труда. Тенденции развития организационной психологии. Тенденции развития юридической психологии.

Обоснование выбора проблем по специализациям: социальная психология; психология труда. Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологи, соответствующие требованиям современности. О риентировка в «проблемном поле» современной психологии. Формулировка научной проблемы, выдвижение гипотезы. Поставка задач для последовательного решения имеющейся проблемы. Отбор и выбор требуемой информации для решения проблемы. Методический арсенал средств решения проблемы. Приложение психологических знаний на практике. Объяснение природы проблемы. Нахождение способов решения проблемы. Содержание актуальных проблем по материалам последних конференций (симпозиумов, конгрессов).

6. Проблема коммуникации как актуальная проблема современности

Тенденции развития современной психологии общения. Психология общения: на пути к энциклопедическому знанию. Энциклопедия общения.

Влияние происходящих изменений в обществе на процессы коммуникации людей. Возникновение тенденций последнего времени: демонстрационности (усиления коммуникации) и, напротив, автономизации (независимости, ухода от контактов).

Категориальный анализ понятий «коммуникация», «общение», «взаимодействие», «построение отношений между людьми». Анализ с точки зрения разделительной линии, динамики.

Актуальные вопросы коммуникации последнего времени: Толерантность в сфере общения. Рефлексия. Индивидуальные стили общения. Установление конвенциональности. Конфликтологическая компетентность. Контакт как основа психологии общения в будущем.

Перспективные направления исследования проблем коммуникации: Феноменология общения (А.А. Бодалев, Л.Б. Филонов, Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Я.Л. Коломинский, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова). Возрастные, гендерные и этнические аспекты общения (В.А. Васютинский, Я.Л. Коломинский, Т.И. Пашукова, Н.А. Ананьева). Межличностное и деловое общение (В.Н. Куницына, Н.Д. Творогова, В.Э. Чудновский, И.Б. Ханина). Актуальные проблемы психологии общения в культуре, СМИ и политике (А.Е. Войскунский, Т.Я. Аникеева, С.Н. Ениколопов, Н.В. Чудова). Трудности общения и пути их коррекции (Л.Б. Филонов, Н.Л. Карпова, А.Ф. Копьев, С.А. Беличева).

[3]

7. Психология индивидуальности как актуальная проблема современности

Читайте так же:  Правильные отношения между мужчиной и женщиной психология

Тенденции развития психологии индивидуальности.

Перспективные направления исследования проблем психологии индивидуальности: Методологические проблемы психологии индивидуальности (В.Д. Шадриков, Э.А. Голубева, В.А. Петровский, А.Н. Поддьяков, Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко). Диагностика индивидуальности: современные подходы (М.А. Холодная, С.Р. Пантилеев, Ананьева Н.А.). Внутренний мир человека как основа индивидуальности (В.Д. Шадриков, А.Б. Орлов, С.Н. Ениколопов, Н.В. Дружинина). Развитие индивидуальности на разных этапах онтогенеза (А.Н. Поддьяков, А.К. Болотова, О.Н. Молчанова). Идентичность в картине внутреннего мира человека (Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Иванова, Е.П. Белинская, С.А. Липатов). Мотивация, способности, рефлексия, переживания и воля в структуре индивидуальности (И.Н. Семенов, В.А. Петровский, А.В. Карпов, И.А. Васильев, Н.А. Коваль, Б.А. Вяткин, Л.В. Черемошкина, Л.Б. Филонов). Индивидуальность, культура, жизнь (К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко, А.Н. Воронин, В.М. Русалов, Т.Ф. Базилевич, А.Г. Лидерс). Психофизиологические основы индивидуальности (А.Н. Лебедев, Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, Э.А. Голубева). Проблема индивидуальности в психологии телесности (В.П. Зинченко, Т.С. Леви, Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, Л.С. Белогородский, Л.Н. Азарова, А.Ю. Харитонова, Н.Ю. Шувалова). Проблема индивидуальной формы социализации – теория и практика (Т.В. Костяк, Р.А. Лачашвили, Т.В. Гармаева, Е.И. Изотова).

8.

Актуальные проблемы прикладной психологии

Тенденции развития современной прикладной психологии. Прикладная психология: опыт и проблемы модернизации. Тенденция к технологиям.

Постановка инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности. Мониторинг потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области.

Перспективные направления исследования проблем прикладной психологии: Значение прикладной психологии для развития различных отраслей экономики (Ю.К. Стрелков, А.И. Фукин, А.Н. Костин, В.Н. Абрамова, Ю.Я. Голиков). Развитие психологической службы в организациях, на предприятиях и в государственных структурах (Р.В. Габдреев, А.С. Кузнецова, Е.А. Аксенова, Т.А. Подольская, Т.В. Филипьева, Т.Н. Банщикова). Разнообразие технологий, применяемых в прикладной психологии (Т.С. Кабаченко, А.Б. Леонова, Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, А.А. Щеколдина, О.Н. Доценко, О.Н. Чернышова). Перспективы развития различных областей прикладной психологии (О.Г. Носкова, Е.М. Иванова, А.Н. Строкина, Л.Г. Дикая, А.К. Болотова, Н.Д. Творогова, В.А. Толочек, В.В. Барабанщикова). Роль прикладной психологии в социальной жизни (Г.М. Зараковский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Самоненко). Подготовка специалистов по прикладной психологии (Л.Б. Филонов, Ю.К. Стрелков, А.Г. Шмелев). Техника установления контактов между людьми. Тренинг различительной чувствительности психолога к личностным качествам значимого другого (Л.Б. Филонов, Н.А. Ананьева). Теоретико-методологические и организационные проблемы прикладной психологии (С.К. Сергиенко, А.Г. Шмелев).

Структура современной психологии. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда

изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Педагогическая психология

имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.); психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология

изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология

рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психология

исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта

рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли

выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

Читайте так же:  Интерес мужчины психология

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология,

изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов» возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития,

или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию — науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию — психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология

отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии — этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная психология

изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию — с техникой, через педагогическую психологию — с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.

  3. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
  4. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
  5. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Исследование современных отношений в современной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here