Гозман л психология эмоциональных отношений

Полное описание по теме: гозман л психология эмоциональных отношений с профессиональными комментариями и советами.

Разделы сайта

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Л.Я. Гозман «Психология эмоциональных отношении»

Многим из нас кажется, что в области эмоциональных отношений между людьми все понятно, никаких неясных вопросов нет. К сожалению, собственный опыт дружбы и любви слишком часто разбивает эту уверенность — наши близкие, да и мы сами совершаем неожиданные поступки, отношения, казавшиеся незыблемыми, рушатся, а новые возникают часто там, где мы их не ждали. Психологическое исследование эмоциональных отношений между людьми и необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос

Эта книга была подготовлена на основе спецкурса, читавшегося в течение ряда лет на факультете психологии МГУ и в 1981 г. — на отделении психологии Тартуского государственного университета. Выражаю искреннюю признательность всем моим слушателям, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.

Считаю также своим приятным долгом выразить глубокую благодарность профессорам Г. М. Андреевой и И. С. Кону, идеями которых я пользовался и поддержку которых ощущал на всех этапах работы, коллегам по кафедре социальной психологии МГУ за творческую и доброжелательную атмосферу в нашем коллективе, работавшим вместе со мной студентам; моим друзьям и коллегам — Ю. Е. Алёшиной, В. С. Магуну, А. М. Эткинду, оказавшим существенную идейную и практическую помощь в проведении исследования; М. С. Егоровой, в постоянных обсуждениях с которой осуществлялась вся работа. Профессиональные и эмоциональные отношения автора с названными здесь людьми сделали возможным появление этой книги.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Проблема эмоциональных отношений в системе психологической науки

Семиология современной социальной психологии исключительно многозначна. Часть используемых в научной литературе понятий имеют не одно, а несколько значений, покрывают весьма разнородные аспекты реальности. Это связано прежде всего с тем, что многие понятия, являясь одновременно и обыденными, распространены не только и не столько, в рамках науки, но и литературном, и даже в разговорном языке. Различно и происхождение входящих в аппарат психологической науки понятий — это и термины, заимствованные из других наук, и изменившие в той или иной степени свое значение элементы обыдённой речи, и, конечно, собственно психологические понятия. Закономерны поэтому те терминологические трудности, которые встают при проведении психологических исследований, особенно тогда, когда предметом научного анализа выступают такие значимые для каждого человека явления, как симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь — класс феноменов, которые можно обозначать словосочетанием «эмоциональные отношения».

Два этих аспекта — «объективный» и оценочный — хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся тем не менее к различным аспектам реальности — это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение — с другой.

Межличностные отношения являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проблем социальной психологии. К настоящему времени советскими учеными накоплен ценный фактический материал по этой проблеме и построены интересные теоретические модели [см., например, 8, 16, 18, 52, 54]. Вместе с тем и потребности практики, и традиции советской социальной психологии привели к неравномерности в изучении различных аспектов проблемы, в частности сравнительно малоразработанной оказались, именно эмоциональные отношения, такие, как симпатия и антипатия, дружба и вражда и т. д.

Не менее серьезным основанием для развертывания исследований эмоциональных отношений являются запросы практики. По выражению Маркса, «. развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом ил косвенном общении» [1, с. 440]. Эта связь развития одного человека с развитием других тем сильнее, чем ближе отношения между людьми. Углубление понимания закономерностей эмоциональных отношений становится, следовательно, одним из условий обеспечения всестороннего развития личности.

Исследование эмоциональных отношений необходимо и для решения социально-демографических проблем. В последние годы в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных моментов — растет число разводов, увеличивается количество одиноких людей, которые не могут найти себе супруга, и т. д. [10, 91, 95, 105]. Для разработки мероприятий по противодействию этим явлениям требуется более активный анализ лежащих в основе семьи эмоциональных отношений. Трудности, с которыми сталкиваются люди при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о том, что для решения этих проблем просто здравого смысла и жизненного опыта далеко не всегда бывает J достаточно. Знание закономерностей формирования 1 и распада эмоциональных отношений необходимо и для организации психокоррекционной работы в рамках службы семьи или в рамках каких-либо иных организационных форм. Опыт показывает, что значительная часть клиентов видят причину своих трудностей именно в нарушениях в сфере эмоциональных отношений.

Нельзя абстрагироваться от эмоциональных отношений и говоря о проблемах воспитания. Еще Д. Локк отмечал, что «никто не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается» [54, с. 36]. Следовательно, эмоциональные отношения необходимо использовать в ходе воспитательного процесса. Для советской педагогики целью воспитания являеся личность, а коллектив, отношения в коллективе — средством воспитания. Исторически сложилось так, что в советской педагогической науке наиболее разработанными оказались моменты! влияния на личность системы формальных отношений« в коллективе, неформальные же отношения, наиболее! «нагруженные» эмоциональным компонентом, стали привлекать к себе внимание сравнительно недавно / (см. об этом работы Л. И. Новиковой [65], А. В. Мудрика [61, 62], Г. И. Щукиной [101] и др.). /

При исследовании эмоциональных отношений необходимо постоянно помнить об их двойном содержании — это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка ими друг друга.

Первая ипостась феномена эмоциональных отношений изучается в русле проблематики общения, вторая имеет более сложную «ведомственную принадлежность» — именно к ней относятся те имплицитно присутствующие во многих работах представления об индетерминизме и непознаваемости, о которых говорилось выше.

Гозман Л.Я.. Книги онлайн

Гозман Леонид Яковлевич (13 июля 1950, Ленинград) — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, является учредителем Центра психологических и социологических исследований (ЦПСИ).

Сегодня доказано, — наши эмоции тесно связаны с сознанием. Что расхожие стереотипы далеко не всегда соответствуют истинному положению вещей.

Сегодня, и завтра, и, видимо, всегда гармония в любви, долгое взаимное чувство все равно будут редкостью, все равно будут уникальны, они даются неутомимым, кропотливым трудом души, трудом, не знающим отдыха и усталости. Такое чувство, — одно из величайших человеческих достижений, и гордиться им каждый человек вправе нисколько не меньше, чем умом и талантом и достигнутыми успехами в разных областях.

Читайте так же:  Почему мужчина ассоциирует себя с котом психология

И наверное, главное — опыт собственного счастья, опыт своей любви мы передаем как самый серьезный и весомый капитал нашим детям, тем, кто идет за нами.

Книга посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми. С привлечением широкого фактического материала рассматриваются причины возникновения симпатий и антипатий в паре, закономерности формирования и развития чувства любви, психологические особенности распада отношений, условия их стабилизации, изменение качественных характеристик эмоциональных отношений во времени, их связь с личностными особенностями людей. Анализируется возможность использования полученных результатов в практике индивидуального и семейного психологического консультирования.

Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, работников служб психологической помощи населению.

Разделы сайта

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Л.Я. Гозман «Психология эмоциональных отношении»

Проблема стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Как мы убедились, обсуждая феноменологию любви, сами по себе романтические переживания — явление достаточно распространенное, с ними на протяжении жизни сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие — неоднократно. Длительное же сохранение аттракции к партнеру встречается куда реже. На уровне обыденного сознания исключительно распространены даже представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения и т. д.

Вопрос о стабилизации эмоциональных отношений не совпадает с проблемой сохранения пары, например супружеской, как целого. Стабилизация взаимодействия в диаде может быть осуществлена за счет непси-хологических факторов (экономических, например), а также вследствие отсутствия сколько-нибудь привлекательной альтернативы. Исследования по психологии семьи показывают, что этот последний вариант (связанный с падением самоуважения и хроническим субдепрессивным состоянием вследствие конфликтных взаимоотношений) достаточно часто выступает в качестве стабилизатора брака, в котором оба супруга недовольны своей семейной жизнью [135]. Следует помнить, что при несомненной важности эмоциональных отношений для существования пары они не покрывают всей сферы деятельности и общения, как внутри, так и тем более за пределами внутрипарных

отношений. Партнеры могут, например, обесценить внутренне свои отношения друг с другом, рассматривать их как своего рода плату за реализацию каких-то жизненных целей, «воздаяние» за неправильный образ жизни в прошлом и т. д. Представления о невозможности сохранения эмоциональных отношений играют здесь не последнюю роль — удовлетворенность субъекта своими отношениями определяется не только непосредственными переживаниями, но и соотнесением их с существующими у него представлениями о норме, т. е. о том, как живет большинство людей. Если человек считает, что сохранение любви принципиально невозможно, он с меньшей вероятностью будет рассматривать как нетерпимое снижение симпатии и любви в своих собственных отношениях.

Итак, сам факт длительного сохранения взаимодействия в паре не может служить доказательством наличия в ней стабильных эмоциональных отношений. При исследовании этого вопроса надо пользоваться какими-то иными индикаторами, в частности специальными тестовыми показателями, результатами глубинных интервью и т. д. Очень много в этом смысле дают наблюдения, сделанные в ходе психокоррекционной работы. В целом есть основания для вывода о том, что длительное сохранение эмоциональных отношений, хотя и представляет собой довольно редкое явление, тем не менее возможно. Такое заключение подтверждают результаты ряда исследований, выполненных прежде всего в русле гуманистической психологии и психологии развития [172, 175], а также психотерапевтическая практика [125].

Разумеется, не все эмоциональные отношения имеют одинаковую историю, в частности не все достигают состояния романтической любви. Однако, учитывая, во-первых, распространенность романтической любви, во-вторых, ее научную, практическую и этическую значимость, рассмотрим возможность стабилизации эмоциональных отношений в паре, характеризующейся наличием романтической любви между партнерами.

Романтическая любовь — состояние, принципиально неустойчивое. Это хорошо видно, например, если обратиться к рис. 5 — наличие выраженных компонентов власти не может не придавать взаимоотношениям партнеров известную напряженность, связанную

с желанием избавиться от зависимости и, как отмечал Л. Каслер [123], враждебность. Неустойчивость состояния романтической любви проявляется и в анализе ее в рамках двухкомпонентной модели — необходимое для соответствующей самоинтерпретации физиологическое возбуждение не может быть пролонгировано на длительный срок, само его существование сугубо временно. Временным состоянием, следовательно, является и сама романтическая любовь. Перед субъектом же стоит задача выхода из этого состояния не по пути распада, а по пути стабилизации отношений.

Наиболее вероятным в статистическом плане последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений. Напомним, что, по данным У. Кепхарта [160], люди студенческого возраста влюблялись уже 6—7 раз. Следовательно, столько же раз или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались. 3. Рубин и его коллеги [187] обнаружили в ходе лонгитюдинального исследования любви, что за двухлетний период эксперимента распалось 103 из 231 пары респондентов. Логично предположить, что при увеличении срока наблюдений доля распавшихся пар была бы еще значительнее. В конце концов о большей вероятности прекращения отношений, причем довольно быстрого, по сравнению с вероятностью их стабилизации свидетельствует и тот факт, что на протяжении жизни люди значительно большее число раз влюбляются, чем женятся или выходят замуж.

Из сказанного не следует, что стабилизация эмоциональных отношений является следствием удачи, вызванной неясными, носящими почти мистический характер, причинами. Наоборот, на наш взгляд, задача выхода из состояния романтической любви является наиболее личностной из всех, стоявших перед субъектом на всем протяжении развития эмоциональных отношений с партнером. Дело в том, что весь генезис эмоциональных отношений от первого чувства симпатии до любви, достаточно жестко задается нормами и традициями. Примером может служить процесс ухаживания, нормативный характер которого был продемонстрирован во многих исследованиях [см., например, 187, 204]. Субъект может (в известных пределах, конечно), оставаться пассивным — ситуационные

и культурные детерминанты взаимодействия фактически и без его участия могут обеспечить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Романтическая любовь, таким образом, во многих парах возникает случайно. Но после ее возникновения положение меняется. Долго длиться состояние романтической любви, как мы видели, не может, действие ситуационных, например «экологических», детерминант ослабевает, а нормативно предписанных образцов поведения не существует. Стабилизация эмоциональных отношений в «постромантический» период может быть только следствием активности их субъектов.

Возможности для стабилизации отношений на неэмоциональной, рационалистической, основе видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия между партнерами. Во многих системах рекомендаций молодоженам, например, заложено имплицитное предположение о том, что эмоциональные отношения неизбежно должны смениться отношениями рационального сотрудничества. Однако оказалось, что организация взаимодействия небезразлична и к сохранению собственно эмоциональных отношений.

Такой вывод был сделан, в частности, в результате серии исследований Э. Уолстер в рамках разрабатываемой ею и ее коллегами ‘Психологической теории равенства [205]. Среди положений этой теории важным для нашей проблематики является постулирование того, что включенность в отношения, воспринимаемые субъектом как неравные, несправедливые, является для него неприятной и он пытается тем или иным способом изменить положение.

Читайте так же:  Что возбуждает женщин с точки зрения психологии

Из этого основного предположения может быть сделан ряд выводов, важных для понимания процесса стабилизации эмоциональных отношений [146].

Например, на основе исследования 537 студентов было подтверждено, что пары, воспринимающие свои отношения как справедливые и равноправные (т. е. организованные таким образом, что «затраты» и «выгоды» каждого равны) оценивают свои отношения как более стабильные, с большим оптимизмом воспринимают свое будущее как пары, более удовлетворенные психологическими и сексуальными аспектами своих отношений в настоящий момент. (Аналогичные данные были получены и при опросе давно существующих

6 Л. Я- Гозман 145

пар). Интересно, что пессимистически оценивали свои отношения, ожидая их ухудшения, даже если для этого не было прямых оснований, и те члены неравноправных пар, кто ощущали себя «эксплуатируемыми» и те, кто ощущали себя «эксплуататорами». Проведенные через три с половиной месяца после первого опроса контрольные замеры в целом подтвердили адекватность этих прогнозов — равноправные пары действительно значимо чаще сохраняли свои отношения и демонстрировали прогресс в их развитии, чем неравноправные [146].

В целой серии работ было показано, что чувства вины и неуверенности, возникающие при восприятии себя как «эксплуататора», почти столь же деструктивны для эмоциональных отношений, как и агрессия, связанная с ощущением себя «эксплуатируемым» (см. [205]). Наибольший интерес представляют исследования, проведенные на парах, принадлежащих к разным возрастным когортам, и с различным стажем взаимоотношений. Общая гипотеза о разрушающем воздействии чувства вины подтвердилась на всех возрастах и для всех стадий развития отношений. Отметим, что наименьшие различия между параметрами эмоциональных отношений в равноправных и неравноправных парах обнаружились для пар молодых людей, находящихся на стадии ухаживания. Это является подтверждением высказываемой нами ранее точки зрения, согласно которой эмоциональные отношения в их «романтическом» и «доромантическом» периоде в силу своей нормативной заданное™ в весьма слабой степени зависят от индивидуальных особенностей партнеров и организации общения между ними. На этом этапе отношения еще фактически безличны, подлинно межличностными они могут стать лишь в процессе развития.

Л.Я.Гозман «Психология эмоциональных отношений»

Книга посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми. С привлечением широкого фактического материала рассматриваются причины возникновения симпатий и антипатий в паре, закономерности формирования и развития чувства любви, психологические особенности распада отношений, условия их стабилизации, изменение качественных характеристик эмоциональных отношений во времени, их связь с личностными особенностями людей. Анализируется возможность использования полученных результатов в практике индивидуального и семейного психологического консультирования.
Рассчитана на психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, работников служб психологической помощи населению.

о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими. Однако осуществление такого исследования практически невозможно, если ставить своей целью интеграцию всех тех выводов и идей, которые высказывались

Психология эмоциональных отношений

Книга посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми. С привлечением широкого фактического материала рассматриваются причины возникновения симпатий и антипатий в паре, закономерности формирования и развития чувства любви, психологические особенности распада отношений, условия их стабилизации, изменение качественных характеристик эмоциональных отношений во времени, их связь с личностными особенностями людей. Анализируется возможность использования полученных результатов в практике индивидуального и семейного психологического консультирования.

Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, работников служб психологической помощи населению.

Гозман Л. Психология эмоциональных отношений

От автора 3

Глава I. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования 5

§ 1. Проблема эмоциональных ртношений в системе психологической науки 5

§ 2. Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений 23

§ 3. Регулятивная роль эмоциональных отношений 35

Глава II. Эмоциональные отношения на первом этапе их развития — психология симпатии 43

§ 1. Симпатия как реакция на свойства объекта 43

§ 2, Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом 56

§ 3. Симпатия и взаимодействие 63

[1]

§ 4. Симпатия и свойства ее субъекта 76

Глава III. Эмоциональные отношения в развитии — от симпатии к любви 92

§ 1. Динамика эмоциональных отношений 92

§ 2. Внутренняя структура эмоциональных отношений — факторно-аналитическое исследование 100

§ 3, Психологический анализ любви 109

§ 4, Эмоциональные отношения и социальный контекст 129

Глава IV. Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений 141

§ 1. Закономерности стабилизации эмоциональных отношений 150

§ 2. Закономерности распада эмоциональных отношений 151

Заключение 159

Литература 165

Издательство московского университета

Книга посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми. С привлечением широкого фактического материала рассматриваются причины возникновения симпатий и антипатий в паре, закономерности формирования и развития чувства любви, психологические особенности распада отношений, условия их стабилизации, изменение качественных характеристик эмоциональных отношений во времени, их связь с личностными особенностями людей. Анализируется возможность использования полученных результатов в практике индивидуального и семейного психологического консультирования.

Рассчитана на психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, работников служб психологической помощи населению.

Психология эмоциональных отношений

Вот что написал о книге Я.Л. КОЛОМИНСКИЙ в Вопросах психологии :
Монография Л.Я. Гозмана является первой в советской психологии попыткой научного анализа наиболее тонких и субъективных из всех феноменов человеческих отношений ? симпатии и любви. Как верно отмечает автор, эти явления остаются последними бастионами индетерминизма ? соглашаясь с причинной обусловленностью практически всех моментов нашей психической жизни, мы стремимся сохранить иллюзию полной свободы эмоциональных отношений с другими людьми. Однако логика развития психологической науки, так же как и постоянно возрастающее ожидание, адресующееся к психологии, делает неизбежным вторжение психологии в области, монопольное право на анализ и описание которых традиционно признавалось за искусством. Автор с самого начала стремится избежать кажущейся почти неизбежной конкуренции с искусством, достигая своей цели тщательным определением (правильнее сказать ? сужением) задач и предмета анализа. Объектом рассмотрения в книге являются не все эмоциональные отношения во всех их аспектах, а лишь детерминация развития положительных эмоциональных отношений в неформальной, преимущественно разнополой, паре молодых людей.

Появление такой книги симптоматично. В психологии долгие годы доминировало внимание к негативным моментам человеческой природы в ущерб исследованию позитивных. Примеров тому достаточно ? исследования разнообразных патологий, но не здоровья, трудностей в общении, но не продуктивных его форм, жестокости и насилия, но не взаимопомощи и доброты. Такая тенденция, вполне объяснимая не только в контексте истории психологии, но и аспекте истории общественных отношений, начинает преодолеваться лишь в последние годы. Книга Л.Я. Гозмана ? шаг в становлении позитивно-ориентированной психологии в позитивно-развивающемся обществе.

Читайте так же:  Как любить себя и уважать психология женщине

Надо сказать, что ?субъективная? проблематика пробивала себе дорогу в нашей науке с немалым трудом. Советская психология десятилетиями игнорировала собственно субъективный мир человека ? мир его переживаний и чувств. Широко распространилась, хотя обычно и не эксплицировалась прямо, та точка зрения, что человеческое поведение (в том числе и общение) может быть объяснено без обращения к человеческим чувствам, которые являются как бы эпифеноменами объективных, внешне наблюдаемых процессов и не играют регулятивной роли в жизни человека. Решительно возражая самим выбором проблематики против такой позиции, автор выступает за очеловечивание психологии, превращение ее из науки об отдельных психических явлениях, реальность которых зачастую понятна лишь специалистам, в науку о душе, в науку ?о тебе и для тебя?.

Книга Л.Я. Гозмана необычна не только по теме. Специфической особенностью является и ее подчеркнуто личностный характер. Уже в разделе ?От автора? выражается благодарность не только учителям, что вполне традиционно, но и друзьям и говорится, что без эмоциональных отношений с ними появление книги было бы невозможным. И в основном тексте автор не скрывает своих пристрастий. Совершенно очевидно, что многие факты и концепции, о которых идет речь в книге, имеют в его глазах не только чисто научное, но и этическое и даже эстетическое значение. Такая особенность работы, конечно, может быть оценена неоднозначно. Сторонники научного пуризма, по-видимому, сочтут это недостатком, по нашему же мнению, поскольку логика изложения не нарушается, фактические данные излагаются вполне корректно, книга от такой пристрастности только выигрывает.

Безусловным достоинством работы является сочетание традиционно научного взгляда с точкой зрения практического психолога. Автору удалось использовать опыт проводимой им психотерапевтической работы как в описании тех или иных феноменов, так и в самой организации материала. Это делает текст живым, рассматриваемые проблемы не отгорожены от жизни частоколом из определений, таблиц и протоколов экспериментов, а, наоборот, сохраняют свою жизненную человеческую напряженность.

Вряд ли имеет смысл пересказывать содержание книги. В ней достаточно подробно описан весь процесс зарождения, формирования, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре. Значительное место в каждой из четырех глав занимает фактическая информация о
закономерностях эмоциональных отношений ? информация, никогда ранее у нас не публиковавшаяся и абсолютному большинству психологов неизвестная. Добавим к этому, что речь идет об информации увлекательной, подробно и точно проанализированной, хорошо поданной. Это, кстати, делает книгу интересной не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Было бы неверно назвать книгу обзорной. Л.Я. Гозман приводит результаты собственных исследований эмоциональных отношений. Отметим здесь факты, свидетельствующие об относительной независимости отношения к человеку, с одной стороны, и приписывания ему тех или иных социально одобряемых черт ? с другой (гл. III, ? 2); думается, этот результат (что любят не за то или иное достоинство) заслуживает, как и ряд других, более подробного описания. Интересны и нетривиальны многие выводы автора, вступающие в противоречие с традиционными представлениями об эмоциональных отношениях. В качестве примера можно привести вывод о том, что вплоть до стадии романтической любви эмоциональные отношения могут развиваться как бы автоматически, подлинно личностной же задачей является выход из принципиально неустойчивого состояния влюбленности. Многие положения автора являются толчком для размышлений и могут послужить стимулом к проведению эмпирических исследований.

Конечно, работу нельзя считать идеальной. Она далеко не безупречна в стилистическом плане, необходимость дать массу информации не всегда позволяла автору углубляться в достойные большей глубины вопросы, глава 4 (?Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений?) должна была бы быть большей по объему и т.д. Однако в целом оценка работы безусловно положительная. Автору удалось преодолеть давнее заблуждение, согласно которому научное неинтересно, а интересное ненаучно. Л.Я. Гозман написал яркую работу, содержащую огромный фактический материал, нетрадиционные идеи и нетривиальные выводы. Книга будет весьма полезной специалистам в области социальной психологии, педагогической и возрастной психологии и педагогики, специалистам по семье, психотерапевтам и многим другим. Автор пошел на большой риск, написав научную работу по теме, в которой ?разбираются все? Риск этот, однако, себя оправдал ? при довольно большом тираже (40 000 экз.) купить книгу крайне трудно. Что же касается ее несовершенств, то можно надеяться, что автору удастся преодолеть их в ходе дальнейшей разработки темы.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 3 Глава I. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования 5
? 1. Проблема эмоциональных ртношений в системе психологической науки 5
? 2. Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений 23
? 3. Регулятивная роль эмоциональных отношений 35
Глава II. Эмоциональные отношения на первом этапе их развития ? психология симпатии 43
? 1. Симпатия как реакция на свойства объекта 43
? 2, Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом 56
? 3. Симпатия и взаимодействие 63 ? 4. Симпатия и свойства ее субъекта 76
Глава III. Эмоциональные отношения в развитии ? от симпатии к любви 92
? 1. Динамика эмоциональных отношений 92
? 2. Внутренняя структура эмоциональных отношений ? факторно-аналитическое исследование 100 ? 3, Психологический анализ любви 109
? 4, Эмоциональные отношения и социальный контекст 129
Глава IV. Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений 141
? 1. Закономерности стабилизации эмоциональных отношений 150 ? 2. Закономерности распада эмоциональных отношений 151
Заключение 159
Литература 165

Разделы сайта

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Л.Я. Гозман «Психология эмоциональных отношении»

Если же обратиться к самой структуре взаимодействия между двумя людьми, то на первый взгляд здесь все ясно. Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Аттракция таким образом возникает в ответ на положительные действия (услуги, высокую оценку и т.д.), неприязнь — в ответ на негативные. Базирующиеся на такой зависимости рекомендации составляют, например, основу знаменитой книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и влиять на людей» [122]. Связь

аттракции с интерактивным компонентом общения действительно в большинстве случаев носит именно такой характер, однако, во-первых, в объяснении нуждается механизм этой зависимости; во-вторых выводы «здравого смысла» существенно обедняют реально существующие закономерности; в-третьих, есть ситуации, в которых аттракция не связана положительно с величиной исходящих от объекта подкреплений.

В реальном кратковременном общении подкрепления, исходящие от другого человека, выступают чаще всего в виде демонстрации им на вербальном или невербальном уровне своего отношения к субъекту. Тогда возникают две возможности для объяснения связи между аттракцией и подкреплением — либо мы начинаем испытывать аттракцию к другому человеку потому, что он проявляет позитивное отношение к нам, либо, испытывая к нему аттракцию мы декодируем и интерпретируем его действия так, чтобы сделать вывод о его к нам положительном отношении. Ведущиеся начиная с 50-х годов экспериментальные исследования показали, что одновременно действуют обе зависимости — подкрепление порождает аттракцию, но и аттракция заставляет субъекта переоценивать уровень получаемого подкрепления. При этом первая зависимость действует значимо сильнее. Выводы этих исследований таким образом соответствуют предсказаниям «здравого смысла».

Читайте так же:  Стал ревновать девушку

При получении подкрепления происходит, по-видимому, своеобразная генерализация, перенос позитивного отношения к подкреплению (услуге, предмету, похвале и т. д.) на его источник. Непосредственная связь симпатии и подкрепления четко проявляется у маленьких детей, межличностные выборы и оценки которых в большинстве случаев определяются непосредственными причинами: «Вова хороший, так как дает играть своими игрушками» (См. об этом исследования Я- Л. Коломинского [43].)

Однако действуют и иные закономерности. Так, помощь или иное подкрепление вызывают аттракцию не только у объекта подкрепления к его субъекту, но и обратно, у субъекта к объекту, причем величина аттракции во втором случае значительно больше, чем в первом. Такой эффект обнаружен, например, в эксперименте Дж. Джекера и Д. Лэнди [155]. Экспери-

мент был платный, однако после его окончания к двум третям испытуемых, ссылаясь на истощение фондов, обращались с просьбой отказаться от гонорара в пользу экспериментатора, который вынужден оплачивать работу из своих средств. В половине случаев с такой просьбой обращался сам экспериментатор, в половине — его ассистент, после того как экспериментатор покидал экспериментальную комнату. Остальные испытуемые получали гонорар в соответствии с предварительной договоренностью — с просьбой об отказе от него к ним не обращались. После просьбы от отказе от гонорара (на нее положительно откликнулись все испытуемые) или после выплаты его для контрольных групп замерялась, аттракция испытуемых к экспериментатору. Оказалось, что те, кто помог ему (пожертвовал в его пользу деньгами) испытывали к нему большую симпатию, чем те, к кому с такой просьбой не обращались. Причем, аттракция была выше у тех, к кому экспериментатор обращался с просьбой о помощи лично (в сравнении с беседовавшими с ассистентом). Аналогично этим результатам в других экспериментах было показано, что зло, причиненное другому человеку, например жестокое или несправедливое обращение с ним, снижает его привлекательность в глазах субъекта этого действия.

Таким образом, перефразируя Д. Карнеги, можно сказать, что, для того чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе.

Такая зависимость между аттракцией и подкреплением объясняет ряд не только научных, но и житейских феноменов. Например, большая обычно любовь родителей к детям, чем детей к родителям, может быть следствием того, что родители вложили в своих детей больше времени, сил и т. д., чем дети в родителей. А отсюда может быть сделан вывод о том, что одним из путей налаживания отношений в паре, в частности в паре родитель — ребенок, является увеличение взаимных подкреплений в виде помощи, заботы и пр.

Возрастание аттракции со стороны субъекта подкрепления к объекту вызывается, по-видимому, стрем-

лением к поддержанию когнитивного баланса — если я делаю что-то хорошее этому человеку, значит он и сам хороший. В своих эмоциональных отношениях человек, может быть еще больше, чем в других сферах жизни, выступает не только как «делатель», но и как «думатель». Именно с этим качеством человека связаны нарушения или ослабления’ положительной связи между подкреплением и аттракцией, или, как еще называют эту связь, правила реципрокности.

Реакция на похвалу или другое подкрепление зависит, конечно, не только от величины этого подкрепления. Общение осуществляется не между изолированными индивидами и не ограничивается одним коммуникативным актом, — оно пролонгировано и

включено в контекст взаимодействия с другими. К сожалению, в экспериментальных исследованиях учесть и эту протяженность во времени, и эту включенность удается далеко не всегда, сама идеология эксперимента диктует стремление к изоляции изучаемых феноменов, получению чистых зависимостей. Такая методологическая установка приводит к существенному обеднению, упрощению выводов, что хорошо видно на примере зависимости аттракции от подкрепления.

Так, подкрепление может восприниматься как нормативное действие, аттракция в этом случае хотя и возникает, но в значительно меньших размерах, а в ряде ситуаций — вообще не возникает. Строго говоря, ответ на вопрос: «Который час?» — тоже является подкреплением, однако трудно ожидать здесь сильной эмоциональной реакции как следствия благодарности за услугу. Если же ответа не будет, то при отсутствии «уважительной причины» (нет часов, например), возникает враждебность. Взаимные мелкие услуги, такие, как в приведенном примере, являются нормой поведения, следование которой никаких чувств не вызывает.

Включенность общения в паре в контекст взаимодействия с другими людьми обусловливает и восприятие действий партнера по отношению к себе как справедливых, соответствующих моральным нормам, или несправедливых, аморальных. При этом сравнение данного поведенческого акта идет и с общением в других парах (характерны ли для них, например, такие же проявления нежности или применение силы), с взаимодействием субъекта с другими, людьми, т. е. с тем, какие подкрепления он получает от других, и, наконец, с взаимодействием с другими партнерами по общению. Если уровень подкреплений, исходящий от партнера по отношению к другим людям, выше, чем по отношению к субъекту, аттракция возникать не будет или даже сменится враждебностью. Вспомним евангельскую притчу о работниках, получивших за день работы ту же плату, что другие за половину дня или даже за один час. Их недовольство оплатой и как следствие негативная реакция на хозяина были связаны со сравнением собственных подкреплений с подкреплениями, других людей. Контекст общения, таким образом, определяет ту субъ-

Психология эмоциональных отношений

Вот что написал о книге Я.Л. КОЛОМИНСКИЙ в Вопросах психологии :
Монография Л.Я. Гозмана является первой в советской психологии попыткой научного анализа наиболее тонких и субъективных из всех феноменов человеческих отношений ? симпатии и любви. Как верно отмечает автор, эти явления остаются последними бастионами индетерминизма ? соглашаясь с причинной обусловленностью практически всех моментов нашей психической жизни, мы стремимся сохранить иллюзию полной свободы эмоциональных отношений с другими людьми. Однако логика развития психологической науки, так же как и постоянно возрастающее ожидание, адресующееся к психологии, делает неизбежным вторжение психологии в области, монопольное право на анализ и описание которых традиционно признавалось за искусством. Автор с самого начала стремится избежать кажущейся почти неизбежной конкуренции с искусством, достигая своей цели тщательным определением (правильнее сказать ? сужением) задач и предмета анализа. Объектом рассмотрения в книге являются не все эмоциональные отношения во всех их аспектах, а лишь детерминация развития положительных эмоциональных отношений в неформальной, преимущественно разнополой, паре молодых людей.

Появление такой книги симптоматично. В психологии долгие годы доминировало внимание к негативным моментам человеческой природы в ущерб исследованию позитивных. Примеров тому достаточно ? исследования разнообразных патологий, но не здоровья, трудностей в общении, но не продуктивных его форм, жестокости и насилия, но не взаимопомощи и доброты. Такая тенденция, вполне объяснимая не только в контексте истории психологии, но и аспекте истории общественных отношений, начинает преодолеваться лишь в последние годы. Книга Л.Я. Гозмана ? шаг в становлении позитивно-ориентированной психологии в позитивно-развивающемся обществе.

Читайте так же:  Как перестать ревновать девушку и накручивать себя

Надо сказать, что ?субъективная? проблематика пробивала себе дорогу в нашей науке с немалым трудом. Советская психология десятилетиями игнорировала собственно субъективный мир человека ? мир его переживаний и чувств. Широко распространилась, хотя обычно и не эксплицировалась прямо, та точка зрения, что человеческое поведение (в том числе и общение) может быть объяснено без обращения к человеческим чувствам, которые являются как бы эпифеноменами объективных, внешне наблюдаемых процессов и не играют регулятивной роли в жизни человека. Решительно возражая самим выбором проблематики против такой позиции, автор выступает за очеловечивание психологии, превращение ее из науки об отдельных психических явлениях, реальность которых зачастую понятна лишь специалистам, в науку о душе, в науку ?о тебе и для тебя?.

Книга Л.Я. Гозмана необычна не только по теме. Специфической особенностью является и ее подчеркнуто личностный характер. Уже в разделе ?От автора? выражается благодарность не только учителям, что вполне традиционно, но и друзьям и говорится, что без эмоциональных отношений с ними появление книги было бы невозможным. И в основном тексте автор не скрывает своих пристрастий. Совершенно очевидно, что многие факты и концепции, о которых идет речь в книге, имеют в его глазах не только чисто научное, но и этическое и даже эстетическое значение. Такая особенность работы, конечно, может быть оценена неоднозначно. Сторонники научного пуризма, по-видимому, сочтут это недостатком, по нашему же мнению, поскольку логика изложения не нарушается, фактические данные излагаются вполне корректно, книга от такой пристрастности только выигрывает.

[2]

Безусловным достоинством работы является сочетание традиционно научного взгляда с точкой зрения практического психолога. Автору удалось использовать опыт проводимой им психотерапевтической работы как в описании тех или иных феноменов, так и в самой организации материала. Это делает текст живым, рассматриваемые проблемы не отгорожены от жизни частоколом из определений, таблиц и протоколов экспериментов, а, наоборот, сохраняют свою жизненную человеческую напряженность.

Вряд ли имеет смысл пересказывать содержание книги. В ней достаточно подробно описан весь процесс зарождения, формирования, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре. Значительное место в каждой из четырех глав занимает фактическая информация о
закономерностях эмоциональных отношений ? информация, никогда ранее у нас не публиковавшаяся и абсолютному большинству психологов неизвестная. Добавим к этому, что речь идет об информации увлекательной, подробно и точно проанализированной, хорошо поданной. Это, кстати, делает книгу интересной не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Было бы неверно назвать книгу обзорной. Л.Я. Гозман приводит результаты собственных исследований эмоциональных отношений. Отметим здесь факты, свидетельствующие об относительной независимости отношения к человеку, с одной стороны, и приписывания ему тех или иных социально одобряемых черт ? с другой (гл. III, ? 2); думается, этот результат (что любят не за то или иное достоинство) заслуживает, как и ряд других, более подробного описания. Интересны и нетривиальны многие выводы автора, вступающие в противоречие с традиционными представлениями об эмоциональных отношениях. В качестве примера можно привести вывод о том, что вплоть до стадии романтической любви эмоциональные отношения могут развиваться как бы автоматически, подлинно личностной же задачей является выход из принципиально неустойчивого состояния влюбленности. Многие положения автора являются толчком для размышлений и могут послужить стимулом к проведению эмпирических исследований.

Конечно, работу нельзя считать идеальной. Она далеко не безупречна в стилистическом плане, необходимость дать массу информации не всегда позволяла автору углубляться в достойные большей глубины вопросы, глава 4 (?Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений?) должна была бы быть большей по объему и т.д. Однако в целом оценка работы безусловно положительная. Автору удалось преодолеть давнее заблуждение, согласно которому научное неинтересно, а интересное ненаучно. Л.Я. Гозман написал яркую работу, содержащую огромный фактический материал, нетрадиционные идеи и нетривиальные выводы. Книга будет весьма полезной специалистам в области социальной психологии, педагогической и возрастной психологии и педагогики, специалистам по семье, психотерапевтам и многим другим. Автор пошел на большой риск, написав научную работу по теме, в которой ?разбираются все? Риск этот, однако, себя оправдал ? при довольно большом тираже (40 000 экз.) купить книгу крайне трудно. Что же касается ее несовершенств, то можно надеяться, что автору удастся преодолеть их в ходе дальнейшей разработки темы.

[3]

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 3 Глава I. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования 5
? 1. Проблема эмоциональных ртношений в системе психологической науки 5
? 2. Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений 23
? 3. Регулятивная роль эмоциональных отношений 35
Глава II. Эмоциональные отношения на первом этапе их развития ? психология симпатии 43
? 1. Симпатия как реакция на свойства объекта 43
? 2, Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом 56
? 3. Симпатия и взаимодействие 63 ? 4. Симпатия и свойства ее субъекта 76
Глава III. Эмоциональные отношения в развитии ? от симпатии к любви 92
? 1. Динамика эмоциональных отношений 92
? 2. Внутренняя структура эмоциональных отношений ? факторно-аналитическое исследование 100 ? 3, Психологический анализ любви 109
? 4, Эмоциональные отношения и социальный контекст 129
Глава IV. Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений 141
? 1. Закономерности стабилизации эмоциональных отношений 150 ? 2. Закономерности распада эмоциональных отношений 151
Заключение 159
Литература 165

Источники


  1. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  2. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.

  3. Супружество как точная наука. — М.: Слово, 2009. — 480 c.
  4. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.
  5. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.
Гозман л психология эмоциональных отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here