Детско родительские отношения в психологии

Полное описание по теме: детско родительские отношения в психологии с профессиональными комментариями и советами.

Психологические аспекты проблем детско-родительских отношений.

4. Сотрудничество, поддержка (опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями). В семьях, где такая модель воспитания, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка, наблюдается низкая тревожность и высокий уровень социальной адаптации ребёнка.

Одна из самых важных составляющих эффективного преодоления трудностей в воспитании ребёнка- это психологическое состояние самих родителей !

Агния Барто: «Если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей».

Поэтому чтобы помочь ребёнку, необходимо мотивировать родителей к работе над собой. Расширить их представления о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений. Побудить интерес к процессу самообразования и обучению навыкам правильного отношения к себе. Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка. Сделайте себя счастливыми, тогда и дети будут счастливы.

Детско родительские отношения в психологии

Семейные отношения, в которых участвует ребенок, мы называем детско-родительскими отношениями. Они относятся к межличностным отношениям, но имеют свою специфику – они эмоционально значимы, как для детей, так и для родителей, и им присуща амбивалентность, то есть двойственность. С одной стороны, родители хотят заботиться о ребенке вне зависимости от его возраста, а с другой, они должны научить детей заботиться о себе самостоятельно. Из этого произрастает основной конфликт детско-родительских отношений – ребенок взрослеет, стремится стать самостоятельным и отделиться от родителей, в то время как они неосознанно хотят удержать ребенка возле себя.

Детско-родительские отношения постоянно меняются, окрашиваются в разные оттенки, в них устанавливается своя система взаимных чувств, определенных поведенческих стереотипов, особенного восприятия родителями личности и поступков ребенка. Собственно, в основе таких отношений и лежит субъективно-оценочное представление о детях, которое формирует и способ общения с ним, и определенные приемы воздействия на ребенка. И здесь снова можно говорить о двойственности – в родительском отношении к ребенку всегда сочетается безусловная любовь, не зависящая от внешних и внутренних обстоятельств, и все то же оценочное суждение, которое определяет систему воспитания.

Можно условно выделить три вида семьи, при которых родители по своему выражают привязанность к ребенку, свои требования к нему и осуществляют контрольнад ним.

  1. Традиционный вид семьи. В такой семье приоритетом является уважение к старшим, среди требований к ребенку превалирует подчинение. Дети, выросшие в таких семьях, хорошо социализируются, но редко бывают инициативными, редко понимают, чего хотят на самом деле, и ориентируются в принятии решений на представления о том, как должно быть по общему мнению.
  2. Детоцентрический вид семьи. В данном случае центром семьи является ребенок, и она существует только ради него. Здесь воспитание идет как бы снизу вверх – приоритетом являются желания ребенка. Ребенок может обладать высокой самооценкой, что неплохо, но иногда приводит к тому, что за пределами семьи он окажется не готов к социальной адаптации.
  3. Демократический вид семьи. В такой семье воспитание основывается на взаимном равенстве. То есть, учитываются интересы и желания родителей и ребенка, при таком воспитании дети чаще активны, уверены в себе, понимают, что такое ответственность и обязанность, при этом прислушиваются к тому, что важно для них. С точки зрения социальной адаптации у них могут возникнуть проблемы, поскольку современная социальная модель построена на «вертикальном» принципе сверху-вниз, который эти дети не признают.

Стили семейного воспитания

Среди стилей воспитания, которые влияют на детско-родительские отношения, можно отметить:

  • Демократический. Все мотивы требований взрослые обсуждают с ребенком, дают ему право выбора, поддерживают стремление к самостоятельности.
  • Авторитарный. Все решения за подростка принимаются родителями, воля ребенка подавляется. Чаще всего это приводит к бунтам в подростковом возрасте.
  • Либеральный. Ребенка оставляют «плыть по течению», нет системы правил и запретов, или они имеют непостоянный характер. Такие дети не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, часто испытывают страх и неуверенность, не умеют принимать во внимание интересы других.
  • Хаотический. Не дает ребенку базу в понимании стабильных, прочных и упорядоченных отношениях. Непредсказуемость воспитательных методов приводит к неуверенности, тревожности, импульсивности, социальной дезадаптации.
  • Опекающий. Гиперопека характеризуется постоянным фокусом на ребенке, но не на его истинных желаниях и потребностях. При таком стиле родители всегда знают, как ребенку будет лучше, а их частая тревожность за него передается ему в виде невроза и чувства вины. Такие дети испытывают проблемы с социальной зрелостью и могут иметь неадекватную завышенную самооценку.

Какой бы стиль воспитания не применяли родители, важно главное – умение разграничить свое личное пространство и пространство ребенка. Услышать его желания и дать ему возможность развиваться в том направлении, в котором ему хочется. Не подавлять его чувства и желания, давать ему безопасно выражать эмоции, прислушиваться к нему. И при этом помогать ему взрослеть, поддерживая, направляя, но — не требуя и не указывая. Отношение родителей к ребенку формируется на детском опыте родителей, на их нереализованных потребностях, на особенностях их личности, на отношениях со вторым родителем.

Примечательно, что многие подростки дают себе слово, что их семья не будет похожа на семью родителей, что они не допустят такого количества ошибок, но когда семья все-таки формируется, они замечают, что сами стали такими, как их родители. И снова конфликтная амбивалентность – хочется как лучше, но методы воспитания, которые применяются, приводят совсем к обратному эффекту. Они просто заложены в нас с детства.

Психокоррекция в детско-родительских отношениях

Если Вы стремитесь к тому, чтобы развить в своих детях уверенность в собственных силах, привить им уважение к честности и доброте, научить понимать и принимать свои достоинства и недостатки, находить общий язык со всеми, а также разобраться в себе и наладить гармоничные внутрисемейные отношения, я смогу Вам помочь. Моя работа заключается в правильном формировании понимания личности ребенка, его психофизических возможностях для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный стиль воспитания, который поможет улучшить отношения между Вами и детьми. Рассматривая различные конфликтные ситуации, мы сможем разобраться с причинами их возникновения, повысим уровень сенситивности к ребенку, выработаем более адекватное представление возможностях и потребностях Вашего ребенка, подберем подходящие для Вас и ребенка средства общения.

Читайте так же:  Совместимость знаков зодиака женщина рак мужчина рыбы

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников (стр. 1 из 15)

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

[3]

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Именно в семье дети приобретают первые навыке взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна. Стремление воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения, определило проблему исследования.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в данном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые проявляют себя в различных видах девиантного и аддитивного поведения. В связи с этим высокий уровень конфликтности старших дошкольников требует своевременного выявления и коррекции.

Цель: изучение влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.

Объект исследования являются межличностные отношения старших дошкольников.

Предмет – влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников.

1. Провести теоретический анализ работ учёных-психологов по проблеме детско-родительских отношений.

2. Подобрать методики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье и межличностные отношения дошкольников.

3. Установить особенности влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.

4. Определить основные направления коррекции детско-родительских отношений.

Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение специальных занятий с родителями и детьми способно улучшить межличностные отношения старших дошкольников.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анкетирование, тестирование, проектирование, формирующий эксперимент.

Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей).

Для проведения исследования были использованы методики: «Два домика», опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варг, В.В. Столин), исследование внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи».

Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

[1]

Новизна данного исследования состоит в том, что исследование проводилось на базе детского учреждения МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска в подготовительной группе. Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность глубже изучить влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в разработке и определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей более эффективному формированию детско-родительских отношений старших дошкольников, которые могут применяться в работе воспитателей детского сада.

Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 3 таблицы, 9 рисунков и приложение на 20 страницах. Общий объем 109 страниц.

1. Теоретические исследования влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

1.1 Исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Одним из пионеров исследования взаимодействия родителя и ребенка по праву можно считать австрийского психолога Альфреда Адлера. Создатель школы индивидуальной психологии Адлер искал причины психологических проблем взрослых людей в особенностях их детского развития, полагая, что невроз – это не болезнь, а патологический стиль жизни.

Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста.

Несомненный интерес представляет подход К. Хорни, который считает, что отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации.

Читайте так же:  Психология походка женщины

Проблема влияния родительского отношения; на психическое благополучие личности рассматривается также в рамках гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепции А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса и других.

Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.

Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности. Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Важность данной проблемы подтверждается исследованиями таких ученых как Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. При этом выделенные авторами типы привязанности ребенка к родителям (взрослым) рассматриваются в качестве условий его социальной адаптации. Они рассматривают семью как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Семья, по мнению ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на успешность социальной адаптации ребенка-дошкольника, так и одну из причин социальной дезадаптации личности. При этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве основного условия социальной адаптации ребенка-дошкольника.

Детско-родительские отношения как источник психического здоровья детей.

Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие «психическое здоровье».

Оно рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально-созвучного общения между хотя бы одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия.

Многие проблемы ребенка берут свое начало в нарушенных (проблемных) отношениях с родителями. Нарушенное родительское, прежде всего материнское, отношение рассматривается как значимый фактор в возникновении определенных нарушений психического развития у детей. Так, некоторые исследователи рассматривают неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве как средовой фактор в развитии шизофрении (Скобло, Северный, Баландина). Общение с ребенком по типу двойной связи, когда одно сообщение противоречит другому, отсутствие логичности в поведении родителя способствуют прогрессированию нарушений мышления. Нарушение ассоциативных процессов, способности к логическому мышлению, понятийного мышления делают ребенка неспособным понимать и выполнять противоречивые требования родителей (Эйдемиллер, Юстицкис).

Наблюдения и данные исследований показывают, что излишнее строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и, реже, возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, асоциальному типу поведения.

Дисгармония семейных отношений и семейного воспитания или нарушения в сфере родительско — детских отношениях влияет на психическое здоровье или нездоровье детей.

В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте и объясняет все тем, что он плохой, что он не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, громкие ссоры, частые конфликты между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Вместе с тем, обращаясь к анализу психологических проблем родительско-детских отношений, следует подчеркнуть, что к ним относятся затруднения типичные и распространенные, свойственные значительной части как взрослого, так и детского населения.

Существенное осложнение психического развития детей, как показывает практика консультирования, связано с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей. Это происходит из-за

  • возрастания занятости родителей,
  • ориентации родителей на массовую систему дошкольных учреждений,
  • переноса исконно родительских функций на образовательные учреждения,
  • уменьшения и обеднения общения в семье,
  • дефицита теплоты и внимательного отношения друг к другу,
  • исчезновения совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Формирование эмоционально-благоприятных взаимоотношений в семье включает два основных направления работы с родителями и детьми в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей.

Основная его цель-повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей об условиях и закономерностях общего психического и эмоционального развития дошкольников; об особенностях общего психического и личностного развития детей с ЗПР; о роли родительско-детских отношений, семейного микроклимата, родительского стиля общения, о способах и приемах психологической поддержки ребенка.

Читайте так же:  Чтоб не ревновать девушку

Мы используем такие формы работы, как родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары-практикумы, деловые игры.

Первостепенная задача формировать у родителей понимание значимости родительско — детских отношений в социоэмоциональном развитии дошкольника; мотивацию к изменению родительских установок на стиль общения с ребенком, переориентацию на более гуманистическую, субъект — субъектную позицию во взаимодействии с детьми.

Второе направление — практическая работа с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Основные задачи направления:

  1. Рефлексия типичных проблемных ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками, анализ причин, их поиск в родительско — детских отношениях. Рефлексия родительской позиции и формирование адекватного отношения к себе как к родителю.
  2. Формирование умения анализировать причины детских чувств и эмоциональных состояний и адекватно на них воздействовать.
  3. Развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка.
  4. Формирование способности к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в родительско-детских отношениях.

Второе направление может успешно реализовываться при совместном участии родителей и детей на занятиях. На этом этапе используются такие формы работы, как диагностика, метод игрового моделирования, домашние задания, психологический тренинг, психологические игры и упражнения.

Все выше перечисленное помогает формировать эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье, корректировать поведение ребенка, решать его эмоциональные, психологические проблемы.

Родители отмечают, что такие занятия сближают их с детьми, открывают новые возможности в построении доверительных отношений с ними.

Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

Специфика детско-родительских отношений

Выступая одним из видов человеческого взаимодействия, детско-родительские отношения характеризуются рядом особенностей, включая следующие:

  • указанный вид взаимодействия имеет чрезвычайно высокую значимость для личностного развития ребенка;
  • детско-родительские отношения имеют двойственный характер: с одной стороны, родители должны заботиться о ребенке, с другой, — должны научить его заботиться о себе самому;
  • взаимодействие находится в процессе постоянного развития, изменения в связи с необходимостью учета возрастных, психологических, индивидуальных особенностей ребенка, заканчиваются неизбежным отдалением ребенка от родителей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Факторы влияния на особенности становления детско-родительских взаимоотношений

Специфика взаимодействия обусловлена рядом факторов, включая следующие:

  • пол ребенка;
  • возраст родителей;
  • особенности характера, темперамент родителей;
  • национально-культурная принадлежность родителей и ребенка;
  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей, педагогической культуры.

Стили детско-родительского взаимодействия

Вся совокупность различных форм взаимодействия в системе отношений «родитель – ребенок» представлена тремя стилями родительского поведения:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Реализация того или иного стиля поведения приводит к формированию отдельных психологических качеств, характеристик личности ребенка:

  • при авторитетном стиле родительских установок у ребенка формируются такие качества, как общительность, отзывчивость, высокая склонность к эмпатии, ициниативность, самостоятельность;
  • при авторитарном стиле родительского поведения формируется раздражительность, склонность к конфликтам, неспособность к преодолению проблемно-конфликтных ситуаций;
  • при попустительском стиле воспитания ребенок становится импульсивным, агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение.
Видео (кликните для воспроизведения).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Измерения родительского отношения к ребенку

В структуре взаимоотношения между родителями и детьми отдельно выделяют родительскую установку, характеристика которой может осуществляться на основании следующих параметров:

  • чувствительность – нечувствительность, которая находит свое отражение в способности матери принимать и понимать потребности ребенка, ценить и уважать его точку зрения;
  • поддержка – игнорирование — шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери, ее эмоциогенность, эмоциональность;
  • кооперативность – вмешательство — отражаются в уважении матери к индивидуальности, самостоятельности ребенка, ее склонность к поддержке инициативности, творчества ребенка либо стремление к навязыванию собственной точки зрения;
  • принятие – отвержение, которое свидетельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи.

Таким образом, детско-родительские отношения представляют собой сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой, — «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

[2]

1.1 Детско-родительские отношения в психологии

Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители. Поэтому родители должны помнить как важна их роль, роль матери и отца. Детско-родительские отношения обладают относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте; формой наиболее отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Одна из особенностей детско-родительских отношений в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов. Именно в общении с взрослыми ребёнок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познаёт и усваивает правила человеческого взаимоотношения, качества свойственные людям, их стремления и идеалы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компонент. Содержание этих трех компонентов по-разному освещалось исследователями, однако в любой структуре они присутствуют в той или иной форме.

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Читайте так же:  Системно векторная психология уретральная женщина

У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П. Ф. Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединить опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действиях и отношений к другому миру.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения.

Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» — это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Поскольку очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно — оценочное, сознательно — избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятие родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.

Структура отношений, как отмечает Г.А. Широкова с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, — это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения.

Теоретически это положение подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество псевдосотрудничество; изоляция; соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку.

Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «Речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца»

Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительских отношений, как его двойственность и противоречивость.

1. 1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии

Восприятие детско-родительских отношений детей в подростковом возрасте

Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

В подростковом и юношеском возрасте решается ряд важных задач: автономизация личности подростка, достижение эмоциональной дифференцированности его личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно новой основе как отношений взаимного уважения и равноправия. Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей……..

1.1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии

К настоящему времени понятийный аппарат детско-родительский отношений является достаточно широким и многозначным и включает в себя различные сопряженные понятия, которые порой синонимичны, а именно: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Читайте так же:  Психология как мужчины переживают расставание

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна……….

Основная родительская задача — это научить ребенка обходиться без родителей: да, поэтапно, да, сообразно возрасту, да, малыми шажками — шаг вперед и два назад, но основная цель — все равно такая.

Развитие мировосприятия ребенка, восприятие им широкого спектра человеческих отношений и внутренних состояний, переживаний человека во многом зависят от опыта, который ребенок получает в семье. На взаимодействие членов семьи друг с другом влияет то, как взрослые и дети воспринимают и понимают друг друга, какие установки и позиции они занимают по отношению друг к другу. Одна из важных потребностей человека — потребность в эмоциональных отношениях.

Первым и наиболее значимым институтом социализации ребенка является его семья. Те отношения, которые в ней складываются, он во многом переносит в дальнейшую жизнь, и недостатки семейного воспитания оказывают одно из определяющих влияний на психологические проблемы личности, проявляющиеся как в детстве, так и на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важна психолого-педагогическая компетентность родителей, которая проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности родителей как воспитателей своих детей. Это комплексное понятие нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности в сфере педагогики и психологии, ни к отдельным личностным черт.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1982.

2. Байярд Т. Роберт и Байярд Джим. Ваш беспокойный подросток М.: Семья и школа, 2005.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.

5. Варга Д. Дела семейные – пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

7. Выготский Л.С. История развития высших нервных психических функций // Собр. соч. М., 1987. Т. 3.

8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 2002. № 2.

10. Евсеенкова Ю. В., Дмитриева Н. В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы // Семейная психология и семейная терапия. 2004. №№ 4.

11. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. – 246 с.

13. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

14. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – 346 с.

19. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1998.

20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

22. Реан А. Агрессия и агрессивная личность. СПб, 1996.

23. Рожков О .П. Коррекция агрессивного поведения детей, М.:Инфра, 2007.

24. Семья и формирование личности. – Под ред. А.А. Бодалева, М., Просвещение, 1989. – 206 с.

25. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 1999. №№ 6.

26. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, Ростов-на-Дону 2007.

27. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.

28. Фромм Э. Искусство любви. М., 1988.

29. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2007, № 5.

30. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

31. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева — СПб.: Речь, 2004.-244с.

32. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М .: Гардарики, 2005.-320с.

33. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб.: Речь, 2005.-150с.

34. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Инструкция к модифицированной методике «Родительское сочинение»

Задание для женщин

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при напи­сании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуй­ста, следующего плана.

Источники


  1. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  2. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.

  3. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
  4. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.
  5. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.
Детско родительские отношения в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here