Черников психология семейных отношений

Полное описание по теме: черников психология семейных отношений с профессиональными комментариями и советами.

Черников психология семейных отношений


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга Черников А.В. скачать

Черников Александр Викторович — кандидат психологических наук.

Практикующий психотерапевт, старший научный сотрудник Центра семьи и детства, преподаватель Академии практической психологии МГУ, Института практической психологии и психоанализа. Председатель экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов.

В 1992 закончил Московский государственный университет им. И.М. Ломоносова. Факультет психологии. Отделение клинической психологии. Диплом по специальности «Психолог, преподаватель психологии».

В 1996 закончил аспирантура Исследовательского Центра семьи и детства Российской Академии Образования (РАО).

С 2007 года профессор Института Практической Психологии и Психоанализа.

Автор более 50 печатных работ, в том числе монография «Системная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики».

Главный редактор серии книг «Современная семейная психотерапия» Издательства «Научный мир».

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей.

Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе.

В последние десятилетия интерес к семейной терапии возрастает. Возникают сообщества профессионалов, формируются и успешно работают образовательные программы, появляются новые издания. Эта книга задумана как пособие по курсу системной семейной терапии.

На ее страницах описаны ключевые идеи и модели работы семейного терапевта, особенности диагностики семьи, техники начального этапа семейной терапии, циркулярного интервью, прямые и парадоксальные предписания для семьи, техники мотивирования и т.д.

Подробно изложены два новейших подхода к семейной терапии: краткосрочная терапия, ориентированная на решение, и нарративная терапия. Отдельная глава посвящена командной работе с семьей.

Видеокурс «Эффективные психотехники»

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

ПРИЛОЖЕНИЯ — Системная семейная терапия- Черников А.В.

ТЕСТА ГЕРИНГА (FAST)

СУПРУЖЕСКОЙ И ДЕТСКОЙ ПОДСИСТЕМ,

А ТАКЖЕ ВСЕЙ СЕМЬИ В ЦЕЛОМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ

ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО

СЕМЕЙНОГО ТЕСТА ГЕРИНГА

Интервью для типичной репрезентации

1. Показывает ли это изображение определенную ситуацию? Если да, то какую?

2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом, как вы здесь указываете (стабильность)?

3. Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем, какими они были раньше (различия)?

[1]

4. Какова причина того, что взаимоотношения стали такими, как вы их показываете здесь?

5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

6. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?

7. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?

8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

Интервью для идеальной репрезентации

1. Отражает ли это изображение ситуацию, которая происходила в какой-то момент. Если да, то какова была эта ситуация?

2. Как часто эта ситуация происходит (частота) и как долго она длится?

3. Когда эта ситуация произошла впервые и когда она была в последний раз?

4. Что должно произойти, чтобы типичные взаимоотношения стали соответствовать тем, как вы их видите в идеале?

5. Насколько важным это было бы для вас и других членов семьи?

6. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

7. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?

8. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?

9. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

Интервью для конфликтной репрезентации

1. Кто вовлечен в конфликт (тип конфликта)?

2. По какому поводу этот конфликт (ситуация)?

3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?

4. Когда эта ситуация произошла впервые и когда это случилось в последний раз?

5. Насколько важен этот конфликт для вас и других членов вашей семьи?

6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?

7. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

8. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?

9. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?

10. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

АНКЕТА “СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ”

Организатор домашнего хо­зяйства

Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязан­ностей

Убирающий со стола после обеда

Тот, кто ухаживает

Организатор праздников и раз­влечений

Мальчик на побегушках

Буфер, посредник в конфликте

Сторонник строгой дисциплины

Уклоняющийся от обсуждения проблемы

Держащийся в стороне от семейных разборок

Приносящий жертвы ради

КАРТА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

О СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ,

И ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРАПИИ

1) Повод обращения. Кто направил.

2) Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).

3) Генограмма семейной системы.

4) Данные из истории семьи.

а) Важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP)

б) Важнейшие события ядерной семьи IP. Структурирование ключевых событий вдоль временной оси.

5) Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей.

Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно

6) Структура семьи в настоящий момент (сплоченнось, иерархия,

а) Порядок рассаживания на приеме.

б) Распределение по комнатам в квартире.

в) Данные теста Геринга (если он проводился), важная информация о семейной структуре из интервью и наблюдения за семьей.

г) Терапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая возможное маневрирование семейной системы между состояниями.

7) Взаимодействие членов семьи.

а) Индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования. Способы влияния членов семьи друг на друга.

б) Взаимодействие на приеме.

в) Отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию.

г) Средства решения проблемы, которые уже были испробованы.

д) Найденные ранее решения проблемы, то есть то, что помогало. Исключения из проблемной ситуации.

е) Составление поведенческих последовательностей. “Порочный круг”, включающий в себя симптоматическое поведение членов семьи.

8) Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.

9) Дополнительные гипотезы.

10) Планирование терапии.

Возможные этапы терапии и промежуточные цели.

Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.

Начало терапии Окончание терапии

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Как стать системным семейным психологом?

Как стать системным семейным психологом? … или

Где и зачем получать качественное дополнительное образование в области системной семейной терапии?

Читайте так же:  Жена ревнует мужа без повода

В современном обществе профессия психолога крайне востребована, поскольку грамотная психологическая помощь необходима людям всех возрастов. В данной профессии важна хо­рошая подготовка. Поэтому специалистов, бакалавров и магистров в области психологии готовят в вузах. При этом огромное значение в процессе обу­чения придается базовым психологическим дисциплинам, с ориента­цией на приобретение практических навыков работы с людьми. И, тем не менее практических навыков консультирования во время обучения в Вузе может не хватить.
Многие студенты психологических факультетов получают во время базового образования дополнительное обучение, чтобы выйти более квалифицированным и востребованным специалистом.

У нас в Туле для студентов, медиков, педагогов, соцработников более 7 лет существует дополнительное обучение от ИИСТ (Москва) по разным программам: «Интегративная системная семейная терапия», «Системные семейные и структурные расстановки», «Перинатальная психология», «Детско-родительское консультирование с основами терапии» и многие другие программы. Более 100 специалистов в Туле повысили свою квалификацию в данных направлениях и успешно работают в психологических центрах Тулы, Т.О., Москвы. Это качественное образование в области системной семейной терапии, и многие наши специалисты отмечают это в своих отзывах: https://www.b17.ru/trainings/obuch/#comments

В основе обучения Института интегративной семейной терапии лежит системный подход. Все виды системной психотерапии основываются на системной теории.

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим — часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы [Варга А.Я., 2001]

При этом одной из наиболее часто рассматриваемой в ССП причин действий людей является та или иная бессознательная или плохо осознаваемая внутренняя выгода. Как пишет А. Варга, » системная логика не отвечает на вопрос «Почему?», она отвечает на вопрос «Зачем?». В системной семейной терапии бытует представление, что ребенок более или плохо себя ведет не потому что, а для того чтобы: чтобы отвлечь родителей от их ссор и конфликтов.

Семейный подход представляет собой такой способ исследования конфликтов, когда работа ведётся не с одним человеком, а со всеми членами семьи одновременно. Результат такой терапии, по сравнению с индивидуальным консультированием намного выше и эффективнее. Часто при индивидуальной терапии отдельного человека вне семьи при возвращении человека в семью и следование привычным поведенческим сценариям, может вернуть симптом. И изменения могут не только не улучшится, а наоборот привести к ухудшению в личных взаимоотношениях, увеличению дистанции и возможно к осложнению или даже к разрыву отношений. Семейная терапия базируется на иных принципах, потому, что главным объектом её изучения является семья целиком.

Книги по системной семейной терапии:

Системная семейная терапия, А. Черников. 2010 г.
Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики, 2010 год
Системная семейная терапия. Классика и современность, А. Черников
Техники семейной терапии. С. Минухин 2010 г.
Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Варга Анна
Системная психотерапия супружеских пар, Анна Варга
Семейная психотерапия — Эйдемиллер Э.Г.
Стратегическая семейная терапия — Клу Маданес

АННОТАЦИЯ — Системная семейная терапия- Черников А.В.

Интегративная модель диагностики

Независимая фирма «Класс»

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно­стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека­емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

© 2001 А.В. Черников

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Другие новости по теме:

Видео (кликните для воспроизведения).

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

LiveInternet

LiveInternet

Метки

Рубрики

  • Книги по психологии (472)
  • Клиническая психология (115)
  • Возрастная и педагогическая психология (108)
  • Геронтология (1)
  • Психотерапия, коррекция, тренинг (92)
  • Статьи (67)
  • Психодиагностика (тесты) (63)
  • Семейная психология (63)
  • Психодиагностика (книги) (48)
  • Психиатрия (47)
  • Социальная психология (39)
  • Общая психология (33)
  • Психические состояния (31)
  • Консультирование (30)
  • Психология личности (28)
  • Специальная психология и дефектология (28)
  • Юридическая и судебная психология (27)
  • Духовные практики,эзотерика, парафилософия (27)
  • Логопедия (25)
  • Экстремальная психология (20)
  • Наркология (19)
  • Психология управления. Менеджмент (19)
  • Журналистика (16)
  • Дипломные, курсовые, рефераты, КР (16)
  • Студентам (16)
  • Педагогика (16)
  • Социальная педагогика (1)
  • Конфликтология (14)
  • Медицина (12)
  • Сексология (11)
  • Практикумы (11)
  • Социология и соц.работа (11)
  • Девиантология (10)
  • Военная психология (9)
  • Психология общения (8)
  • 111 (8)
  • Психоанализ (7)
  • Авторефераты, Диссертации (6)
  • Танатопсихология (6)
  • Здоровье (5)
  • Психология труда и профессиональной деятельности (4)
  • Психолингвистика (4)
  • Экспериментальная психология (4)
  • Антропология (3)
  • Разное (3)
  • Маркетинг, предприниматеская деятельность (2)
  • Физиология (2)
  • Методички (2)
  • Психофизиология (2)
  • Антропология (2)
  • Разное (2)
  • Психология насилия (1)
  • МЕТОДОЛОГИЯ (1)
  • Полезное (1)
  • Психогенетика (1)
  • Справочники (1)
  • Этническая психология (1)
  • История психологии (1)
  • Картинки (1)
  • Политическая психология (1)
  • Психология духовности (0)
  • Когнитивная психология (0)
  • Гендерная психология (0)
  • Политология и политическая психология (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Черников А.В. Системная семейная терапия

Воскресенье, 24 Января 2010 г. 13:55 + в цитатник

Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97). — ISBN 5-86375-042-1 (формат Word и pdf)

Читайте так же:  Психология алкоголизма у мужчины в семье

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индиви-дов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегра-тивная модель системной семейной психотерапевтической диагно¬стики призвана уско-рить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всесторон-нюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.
Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколен-ном семейном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека¬емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать по-мощь семье.
Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.

Глава 1
МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ.

1.1. Классификация основных направлений семейной терапии.
1.2. Общая теория систем как концептуальная основа семейной терапии.
1.3. Системная модель Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез.

Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ
И ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
2.0 Краткое описание интегративной модели системной семейной терапевтической диагностики.
2.1. Структура семьи.
2.1.1. Основные понятия.
2.1.2. Модель Олсона.
2.1.3. Треугольник как единица оценки семейной системы.
2.1.4. Некоторые типы дисфункциональных семейных структур.
2.1.5. Семья как маневрирующая система.
2.2. Семья как коммуникативная система.
2.2.1. Проблемы коммуникации.
2.2.2. Циркулярность семейных взаимодействий.
2.3. Проблемы жизненного цикла семьи.
2.4. Семейная история.
2.5. Функции симптоматического поведения в семейной системе.
2.6. Цели семейной терапии, основанной на интегративной модели.

Глава 3
СБОР ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СЕМЬИ.
3.1. Методы изучения семейной истории.
3.2. Интервью по генограмме.
3.3. Прослеживание последовательностей взаимодействий.
3.4. Циркулярное интервью. Акцент на различиях.
3.5. Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга. Анкета “Семейные роли”
3.6. Оценочное интервью как диагностико-терапевтический эксперимент.

Глава 4
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ
СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
Семья А. К проблеме поиска пациента в семье.
Семья Б. Скрытые пружины супружеского выбора.
Семья В. Кризисная терапия поступления ребенка в школу.
Семья Г. Ступор в учебе.
Семья Д. Домашнее воровство.
Глава 5
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ.
5.1. Цели обучающей программы.
5.2. Процедурно-организационные аспекты.
5.3. Основные виды обучения и этапы тренинговой программы.
5.4. Примерная программа трехдневного тренинга.
5.5. Особенности обучающей программы.

Приложение 1. Генограмма семьи. Основные обозначения.
Приложение 2. Внешний вид системного семейного теста Геринга (FAST).
Приложение 3. Типы структур супружеской и детской подсистем, а также всей семьи в целом.
Приложение 4. Вопросы для интервью после проведения системного семейного теста Геринга.
Приложение 5. Анкета “Семейные роли”.
Приложение 6. Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии.

Вложение: 3771086_chernikov.rar

Черников Александр Викторович

Область профессиональных интересов:

Семейная психология и психотерапия, психодрама.

Ученая степень: Кандидат психологических наук.

Публикации: Сорок пять печатных работ, в том числе монография «Системная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики» 1997г., 1999г и 2001г.

Образование:

1987-1992 Московский государственный университет им. И.М. Ломоносова. Факультет психологии. Отделение клинической психологии. Диплом по специальности «Психолог, преподаватель психологии».

1993-1996 Аспирантура Исследовательского Центра семьи и детства Российской Академии Образования (РАО).

Дополнительная подготовка:

  • Подготовка в области семейной психотерапии:
    • Миланская школа семейной психотерапии. (Четырехлетняя программа в Москве под руководством Ханы Вайнер (США), президента Международной ассоциации Семейной терапии.
    • Системная терапия М. Боуэна. (Двухлетняя программа в Москве под руководством Кэтрин Бейкер и Питер Тительман, США.)
  • Подготовка в области психодрамы:
    • Пятилетний проект обучения психодраме в Москве (1993-1999гг.) по программе Института Морено. Руководитель — Грета Лейтц (Германия).
  • 2001г. Сертификат ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии).

Профессиональный опыт:

  • 1991-1992 Клинический психолог Центра психического здоровья Российской Академии Медицинских Наук.
  • 1992-1993 Заместитель директора Московской городской консультации по вопросам семьи и брака.
  • 1990-по наст. вр. практикующий семейный психотерапевт.
  • 1993-по наст вр. Старший научный сотрудник Исследовательского Центра семьи и детства РАО.
  • 1996-по наст. вр. Тренер и супервизор Института групповой и семейной психотерапии. Руководитель трехлетней обучающей программы по семейной терапии.
  • 1999-по наст. вр. Преподаватель Академии практической психологии при МГУ.
  • 2000-по наст. вр. Преподаватель и супервизор Института практической психологии и психоанализа.
  • 2000-по наст. вр. Супервизор в обучающем пятилетнем курсе, организованном Австрийским обществом системной терапии и системных исследований (OAS). Ведущие Герда Кламмер и Иоахим Хинш.
  • 1997 Участник конференции «Мультидисциплинарная инициатива против насилия над детьми». (Институт «Открытое общество», Будапешт).
  • 2000 Участник 12-го конгресса IFTA (Международной ассоциации семейной терапии» в г. Осло, Норвегия.
  • С 2007г. — Профессор Интститута Практической Психологии и Психоанализа.

Членство в профессиональных организациях:

  • 1997-по наст. вр. Член IFTA (Международной ассоциации семейной терапии).
  • 2000-по настоящее время член ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии) и ППЛ (Психотерапевтическая Лига).
  • 1998 — по наст. вр. Председатель Экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов.

Семейное положение:

Женат, два сына 1997 г. и 2002 г. рождения.

Черников А.В. Системная семейная терапия

М.: Независимая фирма Класс, 2001, 208с.

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семей-ном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлекаемой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с пози-ции современной семейной терапии.

Читайте так же:  Женщина старше на 20 лет психология

Список литературы по семейной психологии и психотерапии.

Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с

Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. — 160 с.

Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.

Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 304 с.

Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 1998., 208 с.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. /Перев. с англ. А.З. Шапиро. — М.: Независимая фирма “Класс” (Библиотека психологии и психотерапии)

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М.: Класс, 2000. — 320 с.

Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия. — М.: Класс, 1999.

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Класс, 1998.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.

Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М.: Класс, 1998.

Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. — СПб.: Акцидент, Ленато, 1994.

Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Класс, 1995.

Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.

Сатир В. Психотерапия семьи. — «Речь», СПб., 2000.

Сатир В. Вы и ваша семья. — М.: Апрель-ПРЕСС, 2000. — 320 с.

Таннен Д. Общаться с родными. Как / Дебора Таннен ; пер. с англ. Т. Новиковой. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.

Хеллингер Б. Порядки любви. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 400 с.

Хоментаускас Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.

Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Класс, 2001.

Шутценбергер А. Синдром предков. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд.- СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил.- (Серия»Мастера психологии»)

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с.

А.Я.Варга Системная семейная психотерапия

А.Я.Варга
канд. психол. наук, с.н.с. НЦПЗ РАМН,
заведующая специализацией системной семейной психотерапии ИППиП,
председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов

Законы функционирования семейных систем

1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа “временем монады”. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

2. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, а иногда даже и согласовать их.

8. Восьмая стадия — это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется “стадией опустевшего гнезда”. Хорошо, если до этой стадии жизненного цикла семья дошла без больших потерь и люди с удовольствием проводят время друг с другом, сохранив радость от взаимного общения.

9. Девятая стадия жизненного цикла — это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны прежде всего с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности сознания российских жителей. Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей: во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом; во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Ценность родственных отношений очень высока, и к любой пожилой женщине можно обратиться “бабуля” — это будет и уместно, и вежливо. Слова “Сынок, помоги” или “Доченька, спасибо тебе”, которые мы слышим от незнакомых людей, просто вызывают непрошенную слезу. Знаменитое сталинское “Братья и сестры!”, пришедшее на смену идеологии классовой борьбы, породило взрыв патриотизма во время Великой Отечественной войны.

Свойства семейной системы

Методологические принципы системной семейной психотерапии

Практика психологической помощи семье

Дизайн приема. Организация работы семейного психотерапевта

Техники работы с семьей

Схема проведения первичного приема

Когда и как заканчивать работу с семьей

Черников Системная семейная терапия

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ» 5
ГЛАВА 2. «ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ» 6
ГЛАВА 3. «СБОР ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СЕМЬИ» 9
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ 11
ГЛАВА 5. «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ» 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Целью исследования было определение социально-психологических факторов, влияющих на взаимопонимание супругов.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что факторы, влияющие на взаимопонимание супругов, являются удовлетворенность браком, сформированность и согласованность семейных ценностей, любовь и симпатия во взаимоотношениях между супругами.

Объектом исследования является система супружеских отношений, предметом — факторы, влияющие на взаимопонимание супругов.

В соответствии с целью и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определить понятийный аппарат исследования.

2. Идентификация супругов с разным уровнем понимания.

3. Охарактеризовать удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, уровня проявления любви и симпатии у супругов с высоким уровнем взаимопонимания.

4. Охарактеризовать удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, уровня проявления любви и симпатии у супругов с низким уровнем взаимопонимания.

5. Определить факторы, влияющие на взаимопонимание супругов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

Первый этап — теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы работы, определение объекта, предмета, научного аппарата, этапов и базы исследования.

Второй этап — идентификация супругов с разным уровнем взаимопонимания, формирование групп испытуемых с высоким и низким уровнем понимания. Сбор эмпирических данных по показателям удовлетворенности браком, согласованности ролевых ожиданий и притязаний в браке, проявления любви и симпатии в группах испытуемых с разным уровнем взаимопонимания между супругами. Первичная обработка результатов исследований.

Читайте так же:  Мужчины нарциссы психология

Третий этап — статистический анализ результатов исследований, анализа и уровней анализа полученных данных, выявление существенных различий в выборках исследуемых с помощью метода Стьюдента. Систематизация и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной коллегии.

2.2 Методы исследования факторов, влияющих на взаимопонимание супругов

Методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования:

1. Теоретические методы — анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Организации — планирование и организация исследований.

3. Эмпирические методы — опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А. Н. Волковой, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой, опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой и Г П. Бутенко, опросник «Шкала любви и симпатии» Зик Рубина, модифицированный Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной.

Психодрама

Основные разделы

Ближайшие группы

Последние сообщения

Интервью с Александром Черниковым, 10 декабря 2001 г.

Павел Корниенко 06 окт 2008, 23:11

Журнал практического психолога №2-3, 2002 г. Специальный выпуск: История психодрамы в России

Черников Александр Викторович — окончил психологический факультет МГУ (1991), кандидат психологических наук, консультант и тренер Института семейной и групповой психотерапии, преподаватель Института практической психологии и психоанализа, супервизор совместного австрийско-российского проекта подготовки семейных психотерапевтов, председатель Экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Сертификаты психотерапевта Миланской школы семейной психотерапии ( ведущий тренер — Х.Вайнер), системной терапии М.Боуэна (ведущие тренеры — К.Бейекер, П.Тительман, США), сертификат психодраматерапевта Института Морено (Германия, ведущий тренер — Г.Лейтц). Психотерапевтическая практика в Москве. Обучение психодраме — в Институте психоанализа.

Интервьюеры: Елизавета Загряжская, Татьяна Платонова.

Е.З. Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, немного о том, чем Вы сейчас занимаетесь?

А.Ч. Моя основная специальность — семейная психотерапия. Более 10 лет я консультирую семьи и веду обучающие программы в области семейной терапии. В настоящее время я руковожу 3-х летней тренинговой программой в Институте семейной и групповой психотерапии, являюсь преподавателем Института практической психологии и психоанализа, супервизором совместного австрийско-российского проекта подготовки семейных психотерапевтов. Кроме этого, я принимаю участие в работе Общества семейных консультантов и психотерапевтов.

Е.З. Вы используете психодраму в своей практике?

Е.З. А когда состоялась Ваша первая встреча с психодрамой?

А.Ч. У «прародителей» отечественной психодрамы — Елены Лопухиной и Виктора Семенова.

Е.З. А когда это было?

А.Ч. Не помню точно — то ли в 91м, то ли в 92м году.

Т.П. А где Вы учились регулярно?

А.Ч. В Москве было несколько международных проектов обучения психодраме. В одном из них, организованным немецким Институтом Морено я принимал участие. По-моему, неофициально его называли 4-ой московской группой.

Е.З. А Вы помните, как первый раз были протагонистом?

А.Ч. Сейчас попытаюсь вспомнить, какой из них был первый. Я не очень часто был протагонистом, но несколько раз был. По-моему, это было в один из приездов Клауди Бахман-Гросс.

Е.З. А кто были Вашими учителями?

Т.П. Скажите, пожалуйста, Ваш выбор семейной терапии — вы ведь одновременно учились и психодраме и семейной терапии — на чем он основан?

А.Ч. На запросе клиентов. Когда вы сидите в консультации и к вам приходят люди с невротическими симптомами, супружескими конфликтами, проблемами взаимоотношений родителей и детей, то семейная терапия более естественный для них выбор, чем психодрама. Я считаю, что психодрама, как и любой другой метод групповой терапии всегда является вспомогательным средством по отношению к индивидуальной или семейной психотерапии. Довольно редко психодрама выступает в качестве единственного психотерапевтического инструмента.

Т.П. А чего, с Вашей точки зрения, не хватает психодраме, чтобы быть профессией?

А.Ч. Если брать ситуацию в России, то довольно немного людей ведут собственно клиентские психодраматические группы. Я не имею в виду обучающие программы для специалистов или разовые семинары для населения, где вы видите участников в течение нескольких дней. Время от времени слышишь, что кто-то из коллег проводит длительные психодраматические группы в клиниках. Но это скорее исключение, чем правило. Я думаю, что это объясняется также экономическими причинами. Чтобы иметь постоянный приток пациентов в группу, необходимо, как правило, сотрудничать с медицинскими организациями. В настоящее время для профессионалов это не слишком выгодно. Некоторой нишей для групповой терапии остается работа с алкоголиками и наркоманами. Здесь часто используется психодрама, но опять таки, всегда в качестве вспомогательного средства.

Е.З. А когда Вы работали в клинике с больными — Вы психодраматически с ними работали?

А.Ч. В том числе. Я начинал вести психотерапевтические группы в психиатрической больнице с шизофрениками под руководством Ольги Казьминой. Она блестяще вела тренинг социальных навыков с очень тяжелыми пациентами. Это такое сочетание психодрамы с поведенческой терапией, где основной целью является адаптация пациентов к социальному взаимодействию. После перенесенного приступа шизофреникам очень сложно вступать в контакт с другими людьми, и групповая терапия смягчает этот процесс.

Е.З. А Вы пытались когда-нибудь проводить классическую психодраму?

[3]

А.Ч. Конечно — и пытался, и проводил многократно. Это входило в программу обучения Института Морено. Кроме этого я проводил несколько учебных семестровых курсов по психодраме. Это, знаете, такая экспериментальная площадка, где вы учитесь психодраме одновременно с вашими студентами. В анализе этой работы мне очень помог Виктор Семенов, с которым на пару мы их и проводили. Сейчас я иногда использую классическую психодраму в тренингах, посвященных семейной истории, наряду с семейной реконструкцией и психодрамой предка.

Е.З. Вы можете вспомнить какой-нибудь курьезный случай из Вашей практики?

А.Ч. Вы знаете, я считаю, что если в процессе психотерапии нет смеха, то вряд ли она действует. Иногда забавно наблюдать, как люди далекие от психотерапии воспринимают себя в этом процессе. Один из наших немецких тренеров приводил такой случай. Алкоголик, впервые поступивший в клинику, сразу попадает на психодраматическую группу. После первого рабочего дня сосед по палате спрашивает его о впечатлениях. «Да все вроде ничего, целый день играл птицу». «Ну и как?» «Да нормально, вот только крылья устали».

Е.З. А Вы помните, как Вы первый раз были директором?

А.Ч. Не очень помню. Для меня первый опыт директорства в психодраме не был особенно волнующим. Возможно потому, что непонятно, какую работу считать первым опытом. До того, как я стал ставить драмы в рамках длительной немецкой учебной программы, я довольно много вел тренингов и психотерапевтических групп. Проводил я их и один, и в качестве ко-терапевта с другими специалистами. В плане ведения групп мне очень много дал опыт сотрудничества с Аллой Семеновной Спиваковской. Под ее руководством я защитил диплом в университете и сделал кандидатскую диссертацию. Я считаю ее исключительно талантливым тренером и терапевтом. Я присоединился к ее команде в начале 90-х годов. В этот период она разворачивала программы обучения семейной терапии. Благодаря ей я стал лучше понимать групповые процессы и принципы ведения тренинговых групп. Спиваковская оказала мне много поддержки в моих пробах себя в качестве тренера.

Читайте так же:  Модели отношений между мужчиной и женщиной

Т.П. Если я Вас правильно поняла, Александр Викторович, Вы считаете, что психодрама хороша как вспомогательный метод, и в этом смысле удобна. А так у нее есть достаточно серьезные ограничения по большому счету?

А.Ч. Я думаю, что это относится к групповой терапии в целом. Для того чтобы изменения, которые были запущены ярким психодраматическим действием, были устойчивыми, они должны быть дополнены индивидуальной или семейной терапией. Довольно легко вызвать позитивные переживания в ходе единичной сессии. Но чтобы они были интегрированы в жизнь клиента, нужны дополнительные усилия.

Е.З. Спасибо. Как Вы считаете, есть сейчас в России психодраматическое сообщество?

А.Ч. Скорее есть несколько звезд. А сообщества, по-моему, нет. И это несмотря на то, что существует достаточно большое количество подготовленных психодраматистов. Мне кажется, что в других направления психотерапии: психоанализе, гештальт-терапии, семейной терапии ситуация в Москве с профессиональным сообществом обстоит намного лучше, чем в психодраме. Для того чтобы профессиональное сообщество существовало, должна быть группа профессионалов, идентифицирующих свою работу именно с психодрамой. Должна быть налажена система взаимной супервизии. Фокус сообщества должен быть направлен на помощь разным категориям клиентов, а не на обучение друг друга. Должны быть регулярные встречи профессионалов, отстаивание корпоративных интересов, обсуждение этических проблем. Наконец, должно быть продвижение профессии в средствах массовой информации, издание профессиональных журналов. Может быть, тот сборник, который вы готовите, поможет выработке профессиональной идентичности психодраматистов в России.

Т.П. Как Вы считаете, есть перспективы развития этого сообщества — что Вы, как человек не включенный, можете об этом сказать?

А.Ч. Я думаю, да. Уж очень много людей, реально работающих как профессиональные психологи, обучались этому методу. И даже, если они используют психодраму в качестве дополнительного инструмента, как я, например, все-равно определенная часть их деятельности связана с групповой работой. Психодрама легко монтируется с разными направлениями. От обучения банкиров до терапии шизофреников. Я думаю, что более реальной была бы ассоциация тренинга и групповой терапии.

Е.З. А Вы вообще видите в будущем возможность существования именно психодраматических групп или скорее психодрама останется частью, техникой среди других психотерапевтических подходов? Что Вы прогнозируете?

А.Ч. По мере роста количества клиентов, обращающихся за психотерапевтической помощью, психодрама, возможно, станет для профессионалов экономически выгодной работой. Это не настолько чудаковатый метод помощи, как, например, голотропное дыхание или телесная терапия, чтобы привлекать необычную публику. И все же, это пока что довольно странный метод работы для многих клиентов, у которых основное желание — «просто поговорить» с психологом. Разыгрывание ролей для них весьма необычно и требует дополнительного мотивирования.

[2]

Е.З. А если бы такие группы были экономически выгодны — Вы бы вернулись в психодраму?

А.Ч. Да я и так никогда не уходил из нее. Просто я расцениваю психодраму как «вспомогательное Я» семейной терапии. Вот где для меня основной вызов и драматическое действие. Вести группу взрослых и не связанных друг с другом людей гораздо проще, чем работать с семьей, где все так переплетено и разновозрастно.

Е.З. В Вашей практике Вы работаете обычно с одной семьей или набираете группу?

А.Ч. Нет, я обычно работаю с супругами или с семьей. Некоторые мои коллеги ведут иногда тренинги супружеских пар. Для себя я это теоретически допускаю, но практически никогда не делаю.

Е.З. Александр Викторович, какой вопрос Вы могли бы задать сами себе?

А.Ч. Ну, наверное, почему все-таки психодрама. Почему я выбрал обучение психодраме, а не, например, гештальт-терапии? Я ведь сначала принимал участие в длительной программе по гештальту у немца Томаса Бонгарда. Поучившись год, я понял, что этот метод для меня слишком абстрактен. Если бы я сейчас обучался гештальту, мне было бы проще. Но когда вы начинаете заниматься психотерапией и пытаетесь разобраться, как же все-таки устроены взаимоотношения между людьми, психотерапевтические демонстрации, на которых клиент сажает на пустой стул облако, разговаривает с ним и, удовлетворенный, возвращается в группу, мало информативны. Наверно, за этим облаком стоит кто-то из его родителей или внутренних персонажей, но вам остается об этом только гадать. Психодрама куда как наглядней. Я считаю, что это клинически очень иллюстративный метод. Благодаря психодраматической спирали, вы всегда видите, как проблема существует сейчас, и какие детские ситуации находились у истоков ее зарождения. Кроме того, играя разных персонажей из жизни протагониста, вы хорошо тренируете свою ролевую гибкость и эмпатические навыки. И вообще, у меня есть личное впечатление, что в психодраматических группах как-то эмоционально теплее, чем в группах по гештальт-терапии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Е.З. И самый уже последний вопрос — чем было для Вас это интервью?

А.Ч. Наверное возможностью поблагодарить тех, у кого учился, подвести некоторые итоги и, возможно, связать себя с зарождающимся психодраматическим сообществом.

Источники


  1. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.

  2. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.

  3. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
  4. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.
  5. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.
Черников психология семейных отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here